Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность экономической политики и ее целевая функция




Социально-экономическая природа постиндустриальных обществ

новые черты, которые содержит постиндустриальное общество:

1. Рост обобществления производства. Производительные си­лы начинают функционировать не на уровне отдельных субъектов, а на уровне общества в целом. Возникает органическая взаимосвязь домохозяйств, фирм, государства в едином воспроизводственном механизме. То есть усиливается непосредственно общественный ха­рактер общественного производства и формируется общенародная собственность.

2. Деформация, расширение источников доходов работников, т. е. присвоение ими необходимого и прибавочного продуктов, рост участия работников в управлении производством порождает тенден­цию к преодолению процесса «отчуждение труда», т. е. работник не отчуждается от результатов труда, которые могут присваиваться другими.

3. Интеграция отношений собственности ведет к преодолению противоречия между трудом и собственностью.

4. Инвестиции в «человеческий фактор», развитие образова­ния, здравоохранения, досуга, систем социальной помощи и социальных гарантий, всестороннее развитие самой личности, а не работ­ника - все это означает гуманизацию общества, формирование пря­мой непосредственной связи человек-общество.

5. Интеграция плана и рынка, усиление непосредственного ре­гулирования рыночных процессов ведет к формированию непосред­ственно общественных связей в рыночном механизме постиндустри­альных обществ.

6. В надстроечной сфере все более полно реализуются прин­ципы демократии и правовой государственности.

 

Совершенно очевидно, что и у России должен быть свой путь социально-экономического развития. Только экологическая и эконо­мическая независимость, развитие передовых технологий и науки в целом спасут Россию и обеспечат ей достойное место в современной и грядущей человеческой цивилизации.

Ближайшая цель социально-экономического развития России — добиться экономического роста. Для этого необходимо отказаться от идеологии радикального либерализма и перейти к более эволюцион­ной модели экономических и социальных преобразований, всемирно усиливая роль государства в регулировании всех социально-экономических процессов.

Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономику для реализации определенных целей.

Различают нормативную и позитивную экономиче­скую политику.

Нормативная политика изучает, как политикам следует дейст­вовать. Специалисты по этой политике изучают вопросы:

-должны ли власти вмешиваться в экономику;

- какие способы следует использовать для достижения целей;

- как принимать оптимальные решения.

Позитивная теория экономической политики изучает, почему государственные органы, имеющие власть, действуют именно таким образом, т. е. изучает практический аспект разработки и реализации экономической политики.

Основы нормативной теории разработаны в начале 1950-х гг. лауреатом Нобелевской премии голландским экономистом Яном Тинбергеном. Он определил последовательность этапов разработки экономической политики:

1) определение целей экономической политики на основе максимизации народного благосостояния;

2) подбор системы показателей достижения определенных уровней цели;

3) определение системы инструментов регулирования;

4) разработка политики, объединяющей цели и инструменты в одну систему.

Правительство должно ставить только те цели, которые невоз­можно реализовать посредством рыночного механизма. Кроме того. цель должна быть количественно соизмерима, поскольку нужно оп­ределить уровень ее реализации.

В большинстве стран мира в структуре экономической политики выделяют 4 цели.

1. Обеспечение стабильного роста национального объема производства.

2. Поддержание определенного уровня занятости. Это значит, что с помощью государственной политики каждый желающий может получить работу и получать зарплату.

3. Стабилизация уровня цен. Это означает, что ценообразование осуществляется на основе рыночного механизма, а темпы роста цен регулируются государством.

4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового оборота, т. е. государство контролирует экспорт и импорт, не допускает резких перепадов, что могло бы сказаться на количестве денег в об­ращении.

Реализация целей экономической политики осуществляется при помощи системы инструментов государственного регулирова­ния.

Выделяют инструменты монетарной, фискальной, финансово-бюджетной и внешнеэкономической политики.

Инструментами монетарной политики являются:

- политика рефинансирования, т. е. выпуск государством ценных бумаг с истекшим сроком погашения или для изменения условий займа (пролонгация долга);

-операция государства на рынке ценных бумаг;

- политика минимальных резервов. Инструментами фискальной политики являются:

- политика доходов и расходов государства;

- воздействие на частные инвестиции и т. д.

Во внешнеэкономической политике основные инструменты:

- регулирование обменного курса наличной валюты:

- режим валютного курса;

- политика экспортных и импортных цен и т. д. Применение любого из инструментов может оказывать или

ограничительное, или активизирующее воздействие на поведение субъектов. Существует органическая взаимосвязь между целями экономической политики и инструментами ее реализации. Количест­венный аспект этого взаимодействия (целей и инструментов) выражается целевой функцией экономической политики. Целевая функ­ция экономической политики -это взаимосвязь:

-упорядоченного множества целей экономической политики;

- применяемой системы инструментов;

- рыночных факторов, влияющих на взаимодействие целей и инструментов.

Общий вид функции:

V, = fl:x|...xn,z,...zn), где V, - i-я цель экономической политики: Х|...х„ - множество инст­рументов; Zi...Zn - множество рыночных факторов, влияющих на экономическую политику.

Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое неравенство Тинбергена, согласно которому количество целей не должно превышать количество инструментов, поскольку в противном случае у государства может не хватить ре­сурсов дня реализации целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.