КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеалистический подход
Атомистический подход. Натуралистический подход Концепции понимания общества в истории философии Понятие общества. Концепции понимания общества в истории философии
Общество – это система взаимосвязей, отношений, ассоциаций людей, складывающихся в процессе человеческой деятельности. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей В 17-18 вв. требует объяснения социальных явлений исключительно действием природных закономерностей: физических, географических, биологических. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. (фатум – судьба). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах. Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора. Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу «мнения правят миром». Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.
4. Диалектико-материалистический (экономический, формационный) подход (марксизм) Общественная жизнь - высшая форма движения материи. Cущность материалистического понимания истории и общества состоит в том, что: 1. произв-во и обмен его продуктов составляет основу всякого обществ строя. 2. исторический процесс, общественное бытие носят Qвный характер. 3. главной движ силой, преобразующей жизнь общ-ва, являются народные массы. 4. средства для изменения сущ-го положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства. 5. Структурный функционализм - Т.Парсонс и Р.Мертон. рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Ч ем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество. 6. Социокультурный подход. (70-е гг XX века) большая роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. В основании лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать. Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития
50. Сферы общества: Экономическая, политическая, социальная, духовная)
Экономическая сфера – одна из базовых, определяющих в жизни общества. включает в себя: 1)производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление материальных благ (содержание экономической сферы). 1. Экономическая сфера - это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Общество можно понимать как некое социальное пространство, в котором каждый человек занимает определенное место или социальное положение. Социальное пространство характеризуется различными уровнями структурной организации. Политическая сфера - производство политической деятельности классов, социальных групп, национальных общностей, движений, общественных организаций. Направлена на удовлетворение политических интересов. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: 1. государство и государственные органы; 2. политические партии; 3. общественные организации; 4. профсоюзы; 5. иные институты. Духовная сфера - отношения человека по поводу разного рода духовных ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только живопись, музыка и т.д, но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении. Основными элементами духовной жизни общества являются: 1. духовная деятельность; 2. духовные ценности; 3. духовные потребности людей; 4. духовное потребление; 5. индивидуальное сознание; 6. общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |