Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности. Философия истории (формационный, цивилизационный подход)




Философия истории (формационный, цивилизационный подход)

Индивид. индивидуальность. Личность

 

Человек как биологическое существо развивается от своей начальной точки, называемой индивидом, до своей высшей ступени – личности.

Индивид это единичный представитель человеческого рода. Он является исходным состоянием для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности.

Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза ( процесс развития человеческого общества), когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.

Первоначально ребенок – это просто биологическое существо. По мере развития, усвоения социального опыта он постепенно превращается в человеческую личность.

Личность — это индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект позна­ния и преобразования мира, прав и обязанностей, этиче­ских, эстетических и всех иных социальных норм, объедине­ние биологического и социального начал в человеке.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

 

 

1. те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

2. те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

 

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

1. формационный подход;

2. цивилизационный подход;

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)..

Общественно-экономическая формация — общ-во, нах-щееся на определенной ступени исторического развития, в основе которой лежит определенный способ производства.

история рассм-ся как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

1. производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства (включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: орудия труда, сырье и материалы, здания, сооружения, транспорт и).;

2. производств отношения – отношения между людьми в процессе производства.

 

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. => конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. => произв. отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. => изменение политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

1. первобытнообщинная;

2. рабовладельческая;

3. феодальная;

4. капиталистическая;

5. коммунистическая (социалистическая).

 

Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

 

Цивилизационный подход

еще в 18 в. наиболее полное развитие он получил лишь в 20 в. (М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер.Н.Я Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.Н.Гумилев)

Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация.

Цивилизационный подход берет за основу не один фактор (как в формационном подходе – экономика), а все многообразие проявления культуры.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

цивилизации м.б. основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

· шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

1. вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

2. ответ цивилизации в целом на вызов;

3. деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

 

Достоинства цивилизационного подхода

1. позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

2. ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, ду­ховная жизнь, психология и др);

3. ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

 

Недостатки цивилизационного подхода

1. при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

2. создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

3. сводит к минимуму возможно­сти исследования закономерно­стей исторического развития чело­веческого общества

 

В современную эпоху человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Классификация глобальных проблем (отеч.учеными Фроловым и Загладиным разработан вариант классификации глоб проблем).
1. Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.
2. Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
Иерархия (приоритет одних проблем над другими): какими бы серьезными опасностями для чел-ва ни сопровождались все остальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому сущ-ию цивилизации и жизни на нашей планете. Вот почему безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая соц ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.