Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость источников собственного капитала. 3 страница




9. Финансовый раздел (план)

10.Стратегия финансирования

Финансовый раздел представляет собой обобщение всех предыдущих этапов планирования в денежном выражении. Назначением этого раздела является:

а) определе­ние размера и сроков инвестиций, необходимых для реализации бизнес-плана;

б) расчет планируемой прибыли по годам (кварталам);

в) определение и прогноз прибыльности представленного варианта бизнес-плана;

г) построение прогнозной финансовой отчетно­сти.

Источником информации служат данные бухгалтерского учета и отчетности, сведения отдельных разделов бизнес-плана, прежде всего прогнозы объемов продаж и издержек про­изводства и обращения. Ключевыми результатами этого этапа планирования, т. е. сутью раздела, являются построенные по годам прогнозные варианты отчета о прибылях и убыт­ках и отчета о движении денежных средств. В процессе расчетов используются данные о планируемых объемах реализации, издержках производства в разрезе отдельных статей, коммерческих расходах и т. д.

Рекомендуется дополнительно вычислить точку критического объема продаж (окупае­мости) проекта. Это позволит установить зависимость между прибылью, объемом реализа­ции и себестоимостью реализованной продукции. Основная идея производимых при этом расчетов заключается в определении минимального объема продаж, обеспечивающего без­убыточность производства и реализации данного вида продукции. Расчет может выпол­няться либо графическим, либо аналитическим путем.

Прогноз движения денежных средств необходим, поскольку изменение прибыли не обя­зательно сопровождается изменением средств на счете. (Момент реализации продукции не всегда совпадает с реальным поступлением денег; часть платежей осуществляется поквар­тально или раз в год; амортизация уменьшает прибыль, но на размере денежных средств это не отражается.) Поэтому для эффективного управления важно планировать не только раз­мер прибыли, но и движение наличности. Это позволяет соотнести реальную потребность в деньгах с их наличием.

Стратегия финансирования - это заключительный раздел бизнес-плана. На основе про­гнозов финансовых показателей разрабатывается прогноз источников средств для плани­руемого бизнеса. Этот раздел должен дать ответы на следующие вопросы:

1) Сколько средств необходимо для реализации бизнес-плана?

2) Каковы источники, формы и дина­мика финансирования?

3) Каковы сроки окупаемости вложений?

 

ВОПРОС 25

 

Понятие “интеллектуальный капитал” используется в основном менеджерами при управлении персоналом и нематериальными активами, при создании благоприятного образа фирмы с целью привлечения инвестиций и при оценке бизнеса, основанного на знаниях, с целью его купли или продажи.

Оно шире, чем более привычные понятия “интеллектуальная собственность” и “нематериальные активы”.

Интеллектуальный капитал — это активы, представляющие собой мысленные знания, то есть не отделимые от сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственности, клиентах и др).

Некоторые активы, включаемые в интеллектуальный капитал, являются измеряемыми и признаются как объект бухгалтерского учета (прежде всего это различные формы интеллектуальной собственности), но основная часть интеллектуального капитала не имеет прямой денежной оценки и не признается в бухгалтерском учете.

Структура интеллектуального капитала:

1. Человеческий капитал

Человеческий капитал – это не только собранная вместе и обученная рабочая сила, но и хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к которой относится бизнес.

К человеческому капиталу также относятся ноу-хау, неотделимые от конкретного физического лица. Использование таких ноу-хау обычно требует не только знания, как делать, но и умения выполнить соответствующие операции. Чтобы успешно управлять человеческим капиталом менеджмент должен отслеживать примерно следующий набор параметров:

- образование;

- профессиональная квалификация;

- связанные с работой знания;

- профессиональные наклонности;

- психометрические характеристики;

- связанные с работой умения.

Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как он фирме не принадлежит. Существует юридическая техника, позволяющая привязать к фирме наиболее ценных специалистов с помощью вознаграждений и обязательств (golden handcuffs) и отразить контракты с ними в составе НМА. Однако такая техника не может быть применена ко всем сотрудникам. Более простой способ привязать персонал к фирме – это включение работников в число акционеров или совладельцев фирмы.

Существенные проблемы возникают с учетом инвестиций в человеческий капитал и измерением получаемых результатов. Затраты на обучение персонала и повышение его квалификации по правилам финансового учета следует относить к расходам, а не к инвестициям, хотя с точки зрения управленческого учета их лучше относить именно к инвестициям.

Чтобы оценить результаты таких инвестиций многие фирмы разрабатывают довольно сложные системы учета, состоящие в основном из качественных показателей. Переход от качественных показателей к количественным, выражаемых в деньгах, достаточно проблематичен.

2. Структурный капитал, включая интеллектуальную собственность

Структурный капитал – наиболее разнородная часть ИК.

К нему относятся:

- права ИС,

- информационные ресурсы,

- инструкции и методики работы,

- система организации фирмы и т.д.

Структурный капитал в наибольшей степени соответствует тому, что называется НМА. К структурному капиталу относятся систематизированные знания, в том числе ноу-хау, в принципе отделимые от физических лиц (работников) и от фирмы. Таким образом, ноу-хау оказываются частью как человеческого, так и структурного капитала. Это очень важно для понимания феномена обесценения ИК при нелояльном (оппортунистическом) поведении сотрудников или при их увольнении.

Структурный капитал делится на инновационный и процессный капитал.

Инновационный капитал состоит в основном из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи).

Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).

3. Рыночный (клиентский) капитал

К рыночному капиталу принято относить:

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- фирменные наименования;

- деловую репутацию;

- наличие своих людей (insiders) в организациях партнерах или клиентах;

- наличие постоянных покупателей;

- повторные контракты с клиентами и т.д. (Brooking A. 1996).

Только часть из перечисленного можно назвать активами. Например, нельзя считать активами людей, работающих в других организациях и обеспечивающих интересы данной организации. Хотя с точки зрения обеспечения успеха бизнеса это очень важные активы.

Измерение рыночного капитала в каких-либо количественных показателях, в том числе его стоимостная оценка отдельно от других составляющих ИК, скорее всего, не имеет смысла, хотя возможно количественное измерение отдельных частей рыночного капитала.

Многие фирмы показывают количество постоянных потребителей своей продукции, например, количество зарегистрированных пользователей программного продукта, подписчиков журнала и т.п. В денежном выражении уже давно принято оценивать товарные знаки и знаки обслуживания, а в последнее время – брэнды. Под оценкой брэнда понимается оценка рыночного капитала в целом.

Однако на данный момент среди специалистов не существует единого мнения о том, каково соотношение между понятиями “товарный знак” (trademark), “брэнд” (brand), репутация (reputation). Более того, многие из них считают термин “брэнд” жаргонным.

Оценка бизнеса, основанного на знаниях, и интеллектуального капитала

1. Эконометрическая оценка интеллектуального капитала

В работах по использованию патентной статистики в экономических измерениях ИК – натуральный ненаблюдаемый показатель, повышающий рыночную стоимость фирмы и зависящий от количества имеющихся у нее патентов, объема вложений в НИОКР, других аналогичных факторов.

С наличием у фирмы ИК связано превышение ее рыночной стоимости над восстановительной стоимостью осязаемых активов с учетом фактора действующего предприятия.

Эконометрические исследования показали, что для крупных публичных корпораций существует практически линейная (с учетом соответствующего временного лага) зависимость между вложениями в НИОКР, количеством получаемых патентов и увеличением стоимости ИК. К настоящему моменту такой зависимости, вероятно, не существует, так как существенно увеличилась доля НИОКР, результаты которых не патентуются. Например, как правило, не патентуются результаты вложений в разработку программного обеспечения.

При этом стоимость ИК получалась как разность между рыночной капитализацией (произведение цены акции на количество акций) и восстановительной стоимостью осязаемых активов с учетом фактора действующего предприятия.

2. Оценка интеллектуального капитала при продаже бизнеса

Теоретически рыночная стоимость бизнеса, основанного на знаниях, не должна отличаться от рыночной стоимости любого другого бизнеса, обеспечивающего те же финансовые результаты. В соответствии с принципом, известным как “теорема-ММ”, стоимость фирмы зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться в справедливости данного утверждения.

Рыночная стоимость (в отличие от цены) фирмы – расчетная величина. Реальная цена может отличаться от нее в ту или другую сторону в зависимости от конкретных обстоятельств совершения сделки, причем значительно.

Оценка бизнеса обычно предшествует оценке НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются НМА по отдельности, если это вообще делается. Такой подход к оценке НМА или ИК обычно называется return on assets concept (ROA).

Обратная последовательность действий (от активов, включая НМА к оценке фирмы в целом) практически невозможна, поскольку для оценки НМА по отдельности, как правило, просто нет достаточного количества данных.

До тех пор, пока НМА составляли относительно небольшую часть стоимости компаний, разность между ценой купли-продажи фирмы и стоимостью ее чистых активов отражалась в балансе как goodwill. В ней автоматически учитывалась стоимость всех НМА, не учтенных на балансе. Однако с ростом экономики, основанной на знаниях, такая практика перестала быть адекватной действительности.

При оценке бизнеса, основанного на знаниях, обязательно должен учитываться человеческий капитал, входящий в состав ИК. Вполне очевидно, что при поглощении Lotus покупателями были учтены выдающиеся качества менеджмента и программистов данной компании. Однако отсюда не следует, что их надо учитывать в составе НМА и отражать на балансе. Это противоречит не только конкретным нормам, но и фундаментальным принципам бухгалтерского учета.

3. Оценка интеллектуального капитала для привлечения инвестиций

Аналогичные проблемы возникают в связи с оценкой ИК для привлечения инвестиций, причем речь может идти как о прямых, так и о портфельных инвестициях или о покупке акций публичных корпораций мелкими акционерами.

Так, акции Microsoft, если оценивать их по приносимым дивидендам, должны стоить в несколько раз меньше, чем по факту (по реальным котировкам на бирже). Разумеется, покупая акции Microsoft, потенциальные акционеры должны учитывать не только поток дивидендов, но и капиталовложения, т.е. будущий рост стоимости компании. Однако в котировках акций отражаются и ожидания мелких инвесторов.

Очень высокие ожидания наблюдаются практически во всем секторе бизнеса, связанного с производством программного обеспечения, услугами в Internet, во всем наукоемком бизнесе.

Эти компании привлекают инвесторов тем, что им удается удачно продемонстрировать свой ИК и доказать, что в них надо срочно вкладывать деньги, несмотря на отсутствие прибыли в настоящем и обозримом будущем.

Главное здесь – создание образа фирмы, которую неизбежно ожидает удача.

Метод избыточных прибылей

Появление на предприятии не­материальных активов стоит фирме совершенно определенных и документально подтверждаемых затрат, например, расходов по подбору и обучению персонала, затрат на разработку ноу-хау, приобретение лицензий и пр. Эти затраты являются амор­тизируемой балансовой стоимостью нематериальных активов. Однако они не имеют прямого отношения к оценке рыночной стоимости соответствующих нематериальных активов, хотя ка­ждый из них, конечно, повышает рыночную стоимость фирмы.

Рыночная стоимость нематериальных активов может суще­ственно отличаться от их балансовой стоимости.

В интересах оценки бизнеса достаточно оценить рыночную стоимость всей совокупности нематериальных активов предпри­ятия, которая в терминологии оценки бизнеса называется гудвилл (good will).

Идея оценки рыночной стоимости совокупности нематери­альных активов предприятия (его гудвилла) состоит в том, чтобы выявить ту часть регулярно получаемых прибылей предприятия («избыточные прибыли»), которая не может быть объяснена наличием у него оцененных по их рыночной стоимости мате­риальных активов, и капитализировать их, оценивая таким об­разом капитал, воплощенный в нематериальных активах и как бы порождающий поток доходов в виде указанной части прибылей.

Алгоритм метода «избыточных прибылей» сводится к сле­дующему.

1. По отрасли, к которой относится рассматриваемое пред­приятие, за несколько предшествующих периодов вычисляется показатель съема при­былей с чистых материальных активов, который отражается коэффициентом котр, соотносящим прибыли П (чистые прибы­ли) предприятий отрасли с их чистыми материальными актива­
ми (ЧМА) или с балансовой стоимостью их собственного капи­тала, определенной без учета отражаемых в бухгалтерских ба­лансах отрасли нематериальных активов (СК мат).

Чистые материальные активы представляют собой сумму остаточной балансовой стоимости материальных активов за вы­четом кредиторской задолженности.

2. Если предприятия, по которым исчислен коэффициент котр> действительно относятся к той же отрасли, что и рассмат­риваемая фирма, и если, таким образом, структура их имущест­ва и продукция сходны с активами и продукцией оцениваемой фирмы, то вполне правомочно перенести этот коэффициент на исследуемое предприятие. В результате в расчете на имеющие­ся у данного предприятия чистые материальные активы ЧМАок (желательно, отраженные по предварительно установленной их рыночной стоимости ЧМАОК*) можно получить оценку того раз­мера прибылей Пож, которые следовало бы регулярно ожидать на этом предприятии без учета влияния его нематериальных активов:

3. Разница между фактическими регулярно получаемыми прибылями Пок предприятия (их, как и прибыли предприятий отрасли, можно выражать в постоянных ценах) и уровнем при­были Пож, которую можно было бы ожидать только в результа­те использования чистых материальных активов предприятия, называется избыточной прибылью Пизб которая и приписыва­ется влиянию всей совокупности нематериальных активов оце­ниваемой фирмы:

4. Предполагая, что наблюдаемые избыточные прибыли при выпуске данной про­дукции будут иметь место и в дальнейшем в течение неопреде­ленно длительного периода времени, можно капитализировать поток этих прибылей и тем самым получить оценку рыночной стоимости капитала, воплощенного в порождающих выявлен­ный поток нематериальных активах:

где i — ставка дисконта, учитывающая риски оцениваемого бизнеса (определяется согласно модели оценки капитальных активов либо ме­тодом кумулятивного построения ставки дисконта).

Если избыточные прибыли окажутся отрицательными, то это скорее будет означать, что материальные активы предприятий отрасли или рассматриваемой фирмы переоценены, т.е. завыше­на остаточная балансовая стоимость материальных активов в
отрасли, при переоценке с балансовой на рыночную стоимость недоучтен какой-либо из видов износов материальных активов исследуемой фирмы.

Метод избыточных прибылей применим и для оценки от­дельных видов нематериальных активов предприятия, если точно известно, что именно наличие данного актива является причиной определенной экономии либо дополнительных про­даж для предприятия.

Например, исключительные права на технологию, которая позволяет предприятию производить качественный товар (или хранение этой технологии в секрете в качестве фирменного ноу-хау), могут быть определены как фактор, обусловливающий некоторую избыточную (по сравнению с конкурентами) вели­чину продаж и прибыли. Тогда оценочная рыночная стоимость указанных прав (ноу-хау) может быть исчислена посредством капитализации (по ставке дисконта, учитывающей риски биз­неса) избыточной прибыли.

 

 

ВОПРОС 26

Реструктуризация – комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, преобразования бизнес-процессов и др. – сочетаются все аспекты деятельности предприятия.

Это радикальное изменение структуры хозяйственной деятельности (активов, собственности, финансов, управления, кадров и др.).

Процесс реструктуризации можно определить как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса.

Ситуации применения реструктуризации:

- Предприятие находится в условиях в состоянии глубокого кризиса.

- Текущее положение предприятия является удовлетворительным, но прогнозы его деятельности неблагоприятны.

- Благополучные, быстрорастущие предприятия, заинтересованные в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

Главная цель реструктуризации - поиск источников развития предприя­тия (бизнеса) на основе внутренних и внешних факторов.

Внутренние осно­ваны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой страте­гий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние - на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.

В случае реструктуризации оценка подразумевает анализ совместимос­ти объединяющихся фирм:

- анализ сильных и слабых сторон участников сделки;

- прогнозирование вероятности банкротства;

- анализ операционного (производственного) и финансового рисков;

- оценка потенциала изменения чистых денежных потоков;

- предварительная оценка стоимости реорганизуемого предприятия.

Затраты на реорганизацию можно рассматривать как вариант капита­ловложений: имеются стартовые затраты, и в будущем ожидается прибыль (поток доходов). Независимо от того, расходует фирма денежные средства или акции, она должна приложить все усилия, чтобы добиться оптимально­го распределения капитала и обеспечить в долгосрочном периоде благосос­тояние акционеров.

При оценке предполагаемого проекта реорганизации необходимо соста­вить прогноз будущих денежных потоков, которые предполагается полу­чить после завершения сделки.

При расчете денежных потоков должны быть учтены все синергетические эффекты, так как важно предусмотреть предельное влияние реорганизации.

Синергия (гр. synergeia - сотрудничество, содружество) - реакция на комбинированное воздействие двух или нескольких организмов, характеризующаяся тем, что это действие пре­вышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности.

Синергетический эффект - превышение стоимости объединенных ком­паний после слияния по сравнению с суммарной стоимостью компаний до слияния, или добавленная стоимость объединения (2+2=5).

При сокращении может получиться эффект обратного синергизма (4-2=3). Реализуемые активы могут представлять интерес для другой компании, и в итоге она готова заплатить за них высокую цену.

Синергия может проявляться в двух направлениях: прямой и косвенной выгодах.

Прямая выгода - увеличение чистых денежных потоков реорганизо­ванных компаний. Анализ прямой выгоды включает три этапа:

- оценку стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;

- оценку стоимости объединенной компании на основе денежных потоков после реорганизации;

- расчет добавленной стоимости (все расчеты проводятся на базе модели дисконтированных денежных потоков).

Добавленная стоимость объединения формируется за счет операцион­ной, управленческой и финансовой синергии.

Операционная синергия - экономия на операционных расходах за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта. Объединение может привести к упрочению позиции фирмы на рынке, получению техно­логического ноу-хау, торговой марки, что способствует не только сниже­нию затрат, но и дифференциации выпускаемой продукции. Также достигается эко­номия за счет эффекта масштаба (возможность выполнять больший объем работы на тех же производственных мощностях, что в итоге снижает сред­ние издержки на единицу выпускаемой продукции).

Управленческая синергия - экономия за счет создания новой системы управления. Объединение предприятий может осуществляться путем горизонтальной и вертикальной интеграции, а также создания конгломерата.

Целью объединения является создание более эффективной системы уп­равления. Часто объектом для присоединения служат плохо управляемые компании, с нереализуемым потенциалом стоимости. В этом случае у пред­приятия есть два варианта развития: повышение качества управления без реорганизации или создание новой управленческой структуры в результате объединения.

Финансовая синергия - экономия за счет изменения источников фи­нансирования, стоимости финансирования и прочих выгод. Факт объе­динения компаний может вызвать информационный эффект, в результа­те чего стоимость акций возрастает (при этом реальных экономических преобразований еще не осуществлялось). Слияние (присоединение) мо­жет усилить интерес к компании со стороны потенциальных инвесторов и обеспечить дополнительные источники финансирования. Повышение цены акции (даже фиктивное, в результате информационного эффекта) может повысить надежность компании в глазах кредиторов, что косвен­но повлияет как на структуру, так и на стоимость задолженности. Дан­ный вид синергии ведет не к приросту денежных потоков, а к снижению риска инвестирования с точки зрения внешних пользователей. Реорга­низация (особенно преобразование) может привести также и к налого­вым преимуществам.

Косвенная выгода - увеличение рыночной стоимости акций или изме­нение мультипликатора Р/Е. Акции объединенной компании могут стать бо­лее привлекательными для инвестора, и их рыночная стоимость возрастет. Информационный эффект от слияния в сочетании с перечисленными вида­ми синергии может вызвать повышение рыночной стоимости акций и муль­типликатора Р/Е (соотношение между ценой и прибылью). Поскольку це­лью финансового управления акционерным обществом является повыше­ние благосостояния акционеров, следовательно, увеличение прибыли на акцию является приоритетом.

Возможные влияния реструктуризации на прибыльность акционер­ного капитала рассчитываются по следующим параметрам:

- изменение прибыли на акцию исходя из менового соотношения;

- изменение мультипликатора Р/Е как индикатора возможных краткос­рочных перспектив;

- размеры объединяющихся компаний: как правило, более крупная ком­пания имеет значение мультипликатора Р/Е выше, следовательно, до опре­деленного предела (рыночная цена обмена) результатом слияния будет по­вышение общей прибыли на акцию.

Критерии эффективности предприятий и реструктуризации:

1. Краткосрочные

- продуктивность - способность предприятия обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды (прибыль, объем продаж, рыночная доля, количество обработанных документов, обслуженных клиентов);

- эффективность предприятия – это отношение «выходов» к вводимым факторам (доходность акционерного капитала, доходность активов предприятия, рентабельность продаж);

- качество – удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделий и предоставления услуг;

- гибкость реакции – способность предприятия перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых товаров и услуг, учитывая запросы покупателей;

- удовлетворенность – комфортность для работников и удовлетворение их своей ролью на предприятии.

2. Среднесрочные

- конкурентоспособность – положение предприятия в отрасли и способность вести успешную конкурентную борьбу;

- развитие – упреждающие стратегии, позволяющие реагировать на изменения в случае их возникновении, инвестирование в реальные активы.

2.Долгосрочный - стремление к выживанию. Можно повысить эффективность в долговременном аспекте, разработав ситуационные планы и выработав нужный план, когда внешние перемены диктуют необходимость адаптации.

 

ВОПРОС 27

Внутренние факторы развития бизнеса

Управление стоимостью предприятия (развитием бизнеса) требует от менеджера особого подхода. Он должен концентрироваться на долгосрочных денежных потоках, а не на сиюминутных изменениях величины прибыли в расчете на акцию. Подход должен быть беспристрастным, ориентированным только на прирост стоимости. Предприятие должно рассматриваться с точки зрения того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет.

Смысл управления денежным потоком и стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости.

Создание новой стоимости предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих ее изменение, затем разработку на их основе стра­тегий по увеличению стоимости и далее - последовательное целенаправ­ленное воплощение этих стратегий.

Условно исследование предприятия можно разделить на четыре этапа.

1.Оценка предприятия "как есть" на базе данных о текущем состоянии
предприятия и производственных и финансовых планах руководства.

Для оценки используется метод дисконтированных денежных по­токов.

2. Углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, "дви­жущих стоимость" внутри предприятия, разработка и воплощение стратегии увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы.

3. Использование возможностей организационного реструктурирования, на­пример продажа производственных подразделений, покупка компаний, слия­ние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.

4. Финансовое реструктурирование, означающее принятие решений в отношении задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.

Рассмотрим подробнее второй этап - создание дополнительной стоимо­сти внутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие сто­имость.

Факторы, движущие стоимость представляют собой переменные в методе дисконтиро­ванных денежных потоков, характеризующих деятельность предприятия. При количественном изменении той или иной переменной изменяются ве­личина денежного потока и соответственно величина стоимости. К важней­шим факторам, движущим стоимость, относятся:

1 Временной фактор.

3.Объемы реализации.

4.Себестоимость реализованной продукции.

4.Соотношение постоянных и переменных затрат.

5.Маржа валовой прибыли.

6.Собственные оборотные средства.

7.Основные средства.

8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.

9.Стоимость привлечения капитала.

Первые семь факторов непосредственно влияют на величину денежно­го потока, последние два - на ставку дисконта.

Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуще­ствляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприя­тия:

- операционные,

- инвестиционные,

- финансовые.

При этом применяются два подхода:

- лидерство по затратам - заключается в строгом контроле затрат предприятия и максимальном повышении эффективности производства,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.