Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные тарифы (импортные и экспортные пошлины) и механизм их действия. Интересы стран




Международное движение товаров и их конкурентоспособность, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли. Установление свободных торговых отношений между странами и распределение доходов. Условия торговли страны и факторы на них влияющие.

Теория жизненного цикла продукта. В нач.60-х гг амер-й эк-ст Вернон выдвинул теорию ЖЦП в к-ой пытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе выделения этапов их жизни. Цикл жизни продукта 4 стадии: 1) внедрение – происходит разработка новой продукции на потребность внутри страны. 2) рост – распространение на развитые страны => растет конкуренция между конкурентами, расширяется экспорт. 3) зрелость – преобладает крупносерийное производство, и в конкурентной борьбе преобладающим фактором яв-ся ценовой фактор =>начинается перемещение произ-ва в развивающиеся страны. 4) упадок - спрос сокращается.

Теория эффекта масштаба. Суть: при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объемов выпускаемой продукции и т.о. возникает экономия обусловленная массовым производством. Специализация позволит расширить объем произ-ва и производить продукты с низкими издержками. => по низкой цене.

Теория конкурентных преимуществ. В 1991 г амер-й эк-ст Портер опубликовал книгу «конкурентное приемущество страны» в к-ой он предложил новый подход в межд-ой торговле и к ее развитию.Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно конкурентной стратегии фирмы с конкурентным преимуществом страны. 4 условия конкурентного преимущества: 1 -обеспеченность страны факторами производства, 2 -параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, 3-наличие в стране конкурентоспособных отраслей и родственных отраслей производящих взаимодополняющую прод-ю. 4- конкурентоспособность страны зависит от нац-ых особенностей стратегии, стр-р фирм.

Т.о. страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или сигментах где все 4 фактора имеются в наиболее благоприятных пропорциях.

Установление свободных торговых отношений. Модели 2-х стран США- экспортер, Мексика – импортер. Рис. 1.

США Мексика

P

S P D S

D

110 А В

а в 120

100 с

110 d

F K

 

 

Q 36 40 42 Q 23 25 29

Мировые цены устанавливаются т.о., чтобы при данной цене интервал АВ=СМ, т.е. V экспорта = V импорта

Страна импортер. 1) интересы производителей – имеют чистые потери => снижение уровня цен, сокращение V предложения -с = -1/2 (25+237)*1 0= -240 2) интересы покупателей – имеют чистый выигрыш => снижение уровня цен с+d = ½ (V произ-ва и потребления до торговли + V произ-ва производителей после торговых отношений + импорт)* ΔР = ½(25+29)*1 0=270 3) интересы страны – имеют чистый выигрыш +d = ½* 6 *1 0= 30

Страна экспортер.1) интересы потребителей – имеют чистые потери => рост цен, уменьшение V спроса –a= -1/2(40+36)*10= -380 2) интересы производителей – имеют выигрыш с ростом цен, увеличение V предложения +a +b = ½(40+42)*10= 410 3)интересы страны +b = ½*6 экспорт*10 = 30 Т.о. при установлении торговых отношений как страна экспортер, так и страна импортер имеют чистый выигрыш. При этом размер выигрыша будет больше у той страны у которой имеет место большая разница между внутренней ценой и мировой.

Условия торговли страны. Формула: Т= Рх / Рт, где Рх –индекс экспортирующих цен, Рт – индекс импортирующих цен

Рх = Σрi*mi, где рi – отношение прежней внутренней цены i продукции к ее новой экспортной цене, mi- доля i продукции в суммарном экспорте страны; Рт = Σрi*ni, где pi-это отношение прежней внутренней цены i продукции к ее новой импортной цене, ni- доля i продукции в суммарном импорте страны.

Концепции условия торговли страны: 1) нетто- соотношение цен на экспортные и импортные товары; брутто- соотношение V экспорта и импорта 2) позиционная концепция – определяют абсолютные

условия торговли, т.е. сколько будет экспортировано в обмен, на то что будет импортировано; эволюционная – показывают было ли экспортировано больше или меньше, чтобы обеспечить импорт.

Факторы, влияющие на торговлю:1) интенсивность спроса на товары в данной стране и зарубежом; 2) Валютная политика страны. Страна может устанавливать завышенный курс валюты => благоприятные условия, но высокие цены снижают конкурентоспособность. Заниженный курс валют – наоборот.

Установление свободных торговых отношений и распределение доходов. Несмотря на выйгрыш стран участниц в целом свободная торговля формирует разл-ые интересы отдельных групп в зависемости от того какими из контарагентами они яв-ся, а также в зависемости от того владельцем каких ф-ров пр-ва они яв-ся.Закономерности связанные с распределением дох-ов м/у участниками были сформулированы и обоснованы в рамках теории Столпера – Самуэльсона. В условиях свободных торговых отношений имеют выигрыш за счет распределения доходов, владельцы тех факторов пр-ва к-ые интенсивно используются при пр-ве тех товаров, цены на к-ые растут. И имеют потери владельцы тех ф-ров пр-ва, к-ые интенсивно исп-ся при пр-ве тех товаров цены на к-ые падают; при этом рез-т нисколько независит от стр-ры потребления владельцев ф-ра пр-ва, поскольку в этом случае имеет место «эф-т усиления», т.е. например 10 %-е увел-е цен на зерно приведет к еще большему вознаграждению владельцев земли как ф-ров пр-ва. Т.о.что их выигрыш будет больше в пересчете как на сукно, так и на зерно.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что таможенный тариф имеет большое значение в становлении рыночной экономики нашей страны.

Таможенные тарифы могут быть экспортные и импортные. Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и оказывают влияние на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, обеспечивает экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкуренции.

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках. В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспортной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Таможенные пошлины, как и тарифы, по своему экономическому содержанию и характеру воздействия также относятся к основным рыночным регуляторам внешнеторгового процесса.

Таможенная пошлина представляет собой денежный сбор, или налог, взимаемый государством с товаров, имущества и ценностей при пересечении таможенной границы. Как всякий налог, она, прежде всего, увеличивает размер стоимости товаров и снижает его конкурентоспособность. Основная функция таможенной пошлины – протекционисткая.

В международной практике тарифное регулирование включает несколько видов пошлин: адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные), альтернативные, максимальные, минимальные, преференциальные, автономные, конвенционные.

Импортные (ввозные) таможенные тарифы, в которых находят выражение импортные пошлины, в отличие от экспортных, широко используются в мировой практике.

Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:

1. Защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

2. Оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требования платежного и торгового балансов страны.

3. Рационализация структуры ввозимых на территорию РФ товаров.

4. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ.

5. Пополнение доходной части бюджета РФ.

Их роль в механизме государственного регулирования реализуется через три основные функции, которые учитываются в процессе дифференциации ставок: регулирующую, фискальную, корректировочную.

Регулирующая функция импортного тарифа предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, то есть защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, до содействия развитию и насыщению рынка.

Фискальная функция проявляется обычно в установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный характер, как, впрочем, и корректировочной функции, с помощью которой достигается не столько сопоставимость импортных (мировых) и внутренних цен, сколько сокращение импортных потоков и изъятие доходов в пользу бюджета.

Особенно отчетливо это свойство проявляется в настоящих условиях состояния российской экономики, когда фискальный принцип изъятия таможенных пошлин становится главным в процессе формирования доходной части федерального бюджета.

Российским законом о таможенном тарифе предусмотрено применение трех видов таможенных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных.

Адвалорные начисляются по отношению к стоимости единицы экспортного товара и фиксируются в таможенном тарифе в процентах. Основой для начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товаров.

Специфические пошлины устанавливаются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза. Основой для начисления таможенной пошлины является количество товара.

Комбинированные предполагают одновременное использование названных выше пошлин по решению таможенных органов, например, при ввозе автомобилей. Основой для начисления таможенной пошлины является либо таможенная стоимость товара, либо его количество, в зависимости от того, какая из составляющих комбинированной ставки (адвалорная или специфическая) подлежит применению. Сначала рассчитывается величина таможенной пошлины по адвалорной составляющей, а затем по специфической. Если величина таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной составляющей, больше величины таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей, сумма таможенной пошлины, подлежащей взиманию, рассчитывается по адвалорной составляющей. Если величина таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной составляющей, меньше величины таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей, сумма таможенной пошлины, подлежащей взиманию, рассчитывается по специфической составляющей.

В целях оперативного регулирования используются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев.

Для обеспечения защиты экономических интересов России к ввозимым товарам применяются особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), процедура установления которых связана с предварительными рассмотрениями.

Специальные пошлины на ввоз продукции устанавливаются при словиях:

- количественного превышения импорта, способного нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы российских экспортеров со стороны других государств, международных союзов и сообществ.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной (трансакционной) стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Такие пошлины могут быть назначены и в других ситуациях:

- при угрозе возникновения возможного ущерба для российских производителей;

- при создании препятствий процессам организации или расширению производства аналогичных товаров в России.

Компенсационные пошлины предусматриваются в случаях ввоза на территорию России продукции, при производстве которой использовались государственные субсидии в качестве поддержки экспортера страны производителя.

Базовые ставки импортных пошлин установлены в таможенном тарифе для товаров из стран, которым Россией предоставлен режим наибольшего благоприятствования на основе подписанных с ними торговых договоров и соглашений.

На 25% меньше базовых определены пошлины для товаров из развивающихся государств, и наоборот, вдвое выше - из стран, не пользующихся режимом благоприятствования, а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Для наименее развитых стран предусмотрен беспошлинный ввоз товаров. Во всех этих случаях принимается во внимание страна происхождения товара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке

 

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие
конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.