Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Кривая спроса




Рынок и условия его возникновения. Основные институты рынка

Реформирование института собственности в переходной экономике России

Приватизация означает смену собственника путём продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам.

Главными целями приватизации являются:

- формирование широкого слоя частных собственников;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;

- привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных; - уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства.

Мировой опыт знает различные способы приватизации. В России были приняты акционирование, аукционы, коммерческие и инвестиционные конкурсы, выкуп арендованного имущества, продажа имущества ликвидируемых, незавершённых строительством объектов, продажа недвижимости. Основным способом приватизации государственных предприятий стало акционирование, а источниками финансовых средств при проведении приватизации стали приватизационные чеки (ваучеры) и личные сбережения населения.

К основным этапам приватизации в России относятся: 1. Доваучерная приватизация (1989-1991 гг.). Она проводилась в формах выкупа арендованного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. 2. Ваучерный (чековый этап) - с 1992 г. до 30 июня 1994 г. Основным содержанием его было преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и первоначальное распределение акций между трудовым коллективом и государством. 3. Денежный этап приватизации продолжается с 1 июля 1994 г. Его отличительная черта – продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги.

 

 

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда означает, что различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, кому и где продавать созданную продукцию. Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами, который позволяет сформироваться свободным ценам, а это позволяет хозяйственным агентам выбрать наиболее эффективные направления деятельности

Рынок – это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определённого товара (услуги).

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в) свободный доступ к рыночной информации; г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.

В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются на: а) рынок товаров; б) рынок услуг; в) рынок капиталов; г) рынок труда; д) рынок информации (научно-технических разработок).

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:

1) регулирующую. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике;

2) стимулирующую. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;

3) информационную. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка;

4) посредническую. При нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5) санирующую. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

К основным институтам рыночной экономики можно отнести:

1) Преобладание частной собственности.

2) Взаимодействие субъектов экономики через систему рынков.

3) Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора.

4) Приоритет личного интереса, индивидуализм.

5) Конкуренция.

6) Рынок и цены как механизм саморегуляции (конкуренция).

7) Денежное хозяйство.

8) Социальное неравенство.

9) Социально-рыночная направленность деятельности государства.

 

10 Товар и деньги – основные инструменты рыночной экономики

 

 

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Под спросом также понимают готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен.

Спросом является не вся потребность, а только та, которая обеспечена деньгами (наличием платежного средства) у покупателя.

Величина спроса – количество товаров или услуг, которое потребитель готов купить по данной цене.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении (при прочих равных условиях).

Зависимость между ценой блага и объемом спроса графически отображается в кривой спроса.

Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар, которые изменяют отношения между ценой и запрашиваемым количеством товара. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• цены товаров субститутов;

• доходы покупателей;

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• инфляционные ожидания;

• экономическая политика государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.