Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейно-тематические особенности журналистского произведения. Понятие темы журналистского произведения, его компоненты. Параметры составления текстов массовой информации




Вопрос 9

Стержень нашей профессиональной деятельности – авторское творчество журналиста, создание текстов особого рода, особого предназначения. Представления об их характерных чертах являют собой порождающую модель журналистского творчества. Существует точка зрения, согласно которой, для того чтобы написать журналистский материал, достаточно быть просто грамотным, образованным человеком. Все это может иметь место, но так и останется самодеятельностью, любительством – до тех пор, пока процесс работы будет направляться стихийно сложившимся, приблизительным представлением о журналистском тексте. Но стать профессионалом в определенном виде творчества он может только тогда, когда сумеет превратить эти размытые представления в четкую, основанную на позитивном опыте профессии порождающую модель данного вида творчества.

Наукой о текстах как знаковых системах установлено: если предметы вещного, материального мира сопоставимы по длине, ширине, высоте и материалу, из какого они состоят, то информационные продукты поддаются сопоставлению по семантике, прагматике и синтактике.

Эти понятия обозначают три типа отношений любого информационного продукта с действительностью. Они состоят с действительностью в семантических отношениях – как обозначающее с обозначаемым. Фокусируются эти отношения в хорошо известном понятии «тема» – предмет описания, изображения, исследования – круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях. Здесь акцентируется связь обозначающего с обозначаемым в самом общем ее виде.

Второй тип отношений характеризуется тем, что все тексты предназначаются для удовлетворения тех или иных потребностей общества и потому имеют определенное социальное и культурное значение, представляют собой в некотором роде ценность. Такие отношения текста с действительностью реализуют себя через использование произведения потребителем и определяются как прагматические. Фокусом их является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя предназначенность текста и коммуникативные намерения автора, она в решающей степени определяет нужность, полезность произведения для адресата. Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свой текст делает достоянием людей.

Третий тип связи информационных продуктов с действительностью проявляется в том, что любой из них обладает достаточно сложным строением – объединяет в себе организованное упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем синтактических отношений, возникающих между текстом как объектом действительности, представляющим собой единое целое, и отдельными его элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы, структуре и организации произведения.

Данные характеристики и есть те параметры, по которым могут сопоставляться все тексты социальной информации, производимые самыми разными видами деятельности. И тексты массовой информации в том числе. Выявить специфику этих параметров для того или иного вида творческой деятельности – значит, сделать очевидной его порождающую модель.

Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. В этом главная семантическая особенность журналистского текста. Найти хорошую тему для журналиста – значит обнаружить яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.