Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудит финансовых вложений




Финансово-инвестиционные операции обычно немногочис­ленны, но значительны по сумме отдельных сделок. Поэтому це­лесообразно каждую такую операцию (сделку) изучать и анали­зировать отдельно, привлекая необходимые документы (копии учредительных документов, выписки из реестра акционеров, сертификаты акций, векселя, договоры займа, депозитные дого­воры и др.) и регистры синтетического и аналитического учета по счету 58 «Финансовые вложения». На этом счете собирается информация о вложениях организации в ценные бумаги, устав­ные (складочные) капиталы других организаций, предоставлен­ные другим организациям займы и другие виды вложений.

К основным аудиторским процедурам и способам получения аудиторских доказательств при проверке операций с финансовы­ми вложениями относят: инвентаризацию, арифметический кон­троль, приемы документального анализа, прослеживание учет­ных записей, подтверждение сальдо и оборотов по счету 58, аналитические процедуры.

В ходе аудиторской деятельности аудитор должен:

• провести инвентаризацию финансовых вложений или сде­лать письменные запросы контрагентам о подтверждении величины вложений;

• оценить качество документального оформления и закон­ность операций с фин. вложениями;

• установить по данным первичных документов и аналити­ческому учету по счету 58 их со­став, оценить организацию аналитического учета с точки зрения получения необходимой информации для форми­рования показателей бухгалтерской отчетности;

• выполнить сверку данных синтетич и аналитич учета и подтвердить реальность сальдо по счету 58;

• проверить правильность формирования первоначальной стоимости по данным первичных документов и записей по дебету счета 58 в корреспонден­ции со счетами: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Ва­лютные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами», 91 «Прочие доходы и расходы»;

• проверить правильность оценки при списании (выбытии) по данным первичных документов и записям по счетам: 58, 91;

• проверить правильность отнесения разницы между ценой приобретения и номинальной стоимостью ценных бумаг на основании записей по счетам: 76, 91;

• оценить правильность формирования доходов по финан­совым вложениям по принципу «начисления» и учетным записям по счету 91.

Предприятие может создавать резервы под обесценение вло­жений в ценные бумаги. Резерв выполняет две функции: с одной стороны, с его помощью формируется балансовая стоимость фи­нансовых вложений в ценные бумаги на основе их учетной стои­мости, с другой — он обеспечивает покрытие возможного убыт­ка от негативного развития ситуации с определенными ценными бумагами на фондовом рынке в новом году. Резерв создается по каждому виду ценных бумаг (т. е. ценных бумаг одного и того же вида, типа или категории, а также одного и того же эмитента) за счет прибыли предприятия.

Аудитору необходимо проверить организацию аналитическо­го учета по счету 59 «Резервы под обесценение вложений в цен­ные бумаги»по каждому резерву, виду ценных бумаг; правиль­ность формирования и использования резервов и учетных запи­сей по счетам 59 и 91.

Возможные ошибки:

• оформление документов с нарушением установленных тре­бований, отсутствие подлинников или заверенных в соот­ветствии с законодательством документов;

• неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;

• несвоевременное отражение доходов от операций с ценны­ми бумагами;

• отсутствие инвентаризации или проведение ее с наруше­нием действующего законодательства.

 

27. Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции — один из показателей эффектив­ности производства, выявляющий, во что обходится организа­ции изготовление и сбыт продукции. Этот показатель широко применяется для экономического обоснования решений о про­изводстве новой или прекращении выпуска старой продукции, для определения эффективности мероприятий научно-техниче­ского прогресса, рентабельности продукции, резервов снижения затрат.

Затраты, связанные с Производством и реализацией продукции, учитываются на следующих счетах:

• 20 «Основное производство» — для учета затрат на основное производство;

• 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — ис­пользуют предприятия, учитывающие затраты по полуфабрикатному методу;

• 23 «Вспомогательные производства» — используют пред-; приятия, где вспомогательные производства выделены в самостоятельные подразделения;

• 25 «Общепроизводственные расходы» —. учитывается ин-: формация об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства;

• 26 «Общехозяйственные расходы» — для обобщения ин­формации об управленческих и хозяйственных расходах;

• 28 «Брак в производстве» — используется для обобщения информации о браке;

• 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — исполь­зуется предприятиями, у которых числятся объекты соци­ально-культурной сферы.

Цель: выражение мнения о достоверности БФО по разделу учета затрат на производство и калькулирования себестомости и проверка соответствия ведения БУ законодательству РФ.

Предмет: правильность определения затрат и отражение в полном объеме в соответствии с уч.политикой, правильность опред-я НЗП и с/с выпущенной продукции (сч. 20 по Д и К).

Нормативные документы:

ГК;НК; Закон «О БУ», «Об аудите»307-ФЗ, Стандарты аудиторской деятельности; ПБУ 1/08, 10/99;План Счетов и др.

Источники информации:

Первичные документы (лимитно-заборные карты, требования-накладные, табель учета рабочего времени, наряды); расчет амортизации; договоры; выписки банков; кассовые документы; данные аналит. и синт-го учета по сч. 20,23, 25, 26, 27,29; расчет страховых взносов; счета за электроэнергию; коммерческие расходы (документы их оформления); расчет и распределение ОПР и ОХР; Главная книга. баланс, форма 5, приказ об уч. политике, рабочий план сч.

Аудиторские процедуры:

1. проверка правильности определения затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой:

ü правильность классификации затрат: на производство про­дукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по со­ставу (одноэлементные и комплексные); по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-по­стоянные); по периодичности возникновения (текущие и единовременные);

ü организацию учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции и организации сводного синтетиче­ского и аналитического учета затрат;

ü обоснованность применения методов учета затрат и каль­кулирования себестоимости продукции;

ü правильность составления бух. проводок по уче­ту затрат на производство и соответствие записей аналити­ческого и синтетического учета по бухгалтерским счетам: 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29.

ü проверка применяемых методов учета, исп-е счетов БУ и порядка отнесения на них тех или иных затрат, порядка учета и списания на с/с продукции ОПР и ОХР и применяемых учетных регистров;

ü проверка отнесения затрат на соответствующие счета т.е. проверить, что на затратные счета не относится и в ст-ть прод-ции не вкл-ся расходы, кот. должны участвовать в формир-нии фин.рез-та от реализ. ОС и прочего имущества

ü проверка докум-го обоснования расходов на ремонт (проводится проверка возможности классифицировать произведенные затраты как ремонт в текущие расходы, связанные с производством и реализацией продукции, не должны включаться расходы на проведение модернизации, реконструкции, технического перевооружения, дать оценку правильности отнесения на затраты производства стоимости ремонтных работ, проверить наличие необходимой первичной документации и соответствие отражения расходов на ремонт ОС в БУ, принятой учетной политике);

ü оценка прав-ти учета РБП и проверка их своеврем-го списания

ü проверка правильности начисления и включения сумм износа по ОС и НМА в з-ты пр-ва (можно исп-ть данные, получ-е в ходе проверки по соотв-м разделам);

ü проверка прав-ти оценки МПЗ, спис-х на счета затрат;

ü проверка правильности включения в затраты сумм начисленной ЗП (проверить трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, сдельные расценки, объемы выполненных работ) и правильность ее учета на соотв-х счетах (можно испо-ть данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда);

ü оценка правильности начисления и отнесения на счетах затрат по страховым взносам и отчисл-й на страхование от несч.х случаев;

ü проверить правильность учета коммерческих расходов (тара, упаковка, реклама);

ü проверка порядка списания на себестоимость (проверить правильность определения метода списания ОХР на себестоимость и соблюдение метода, выбранного в учетной политике).

ü проверка исчисления себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ) и всей товарной продукции, т. е. калькулирования (плановая, нормативнуая и фактическая калькуляции).

2. проверка правильности определения НЗП и с/с продукции:

3. аудит порядка распределения затрат за период гот. продукции (раб, усл) и НЗП и формирование вывода о его обоснованности;

4. проверка соответствия фактических остатков НЗП данным, приведенным в балансе;

5. сравнение остатков на счетах БУ (20, 23,29, 44) с результатами инвентаризации НЗП на конец года;

6. проверка на основе выборки правильности оценки остатков НЗП;

в ходе аудиторской проверки следует:

• установить правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад;

• проверить отражение в б/у операций, свя­занных с выпуском готовой продукции на основании учетных записей по счетам: 20, 23, 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция»;

6.подтвердить правильность оценки и определения произ­водственной себестоимости ГП по видам изделий и заказам;

7.проверить организацию аналитического и синтетического учета по счету 43 «Готовая продукция».

8. при аудите организаций торговли и общепита или при наличии этих видов деятельности среди прочих у проверяемой организации проводится проверка порядка списания издержек обращения, приходящихся ан реализованные за отчетный период товара.

Возможные ошибки:

1.несоотв-е сумм в сч-фактурах суммам в плат. док-тах;

2.неправильное отнесение затрат на счета;

3.включение в с/с расходов, которые должны участвовать в формир-ии фин. рез.;

4.несоответствие порядка начисления и выплаты арендной платы договору;

5.неправильный учет ОХР, коммерческих расходов;

6.неправильное начисление заработной платы

7.неправильную оценку остатков НЗП или включение в состав ГП части НЗП;

8.неправильное разграничение расходов по отчетным перио­дам и включение их в себестоимость;

9.необоснованное (без документального оформления) вклю­чение в с/с отдельных видов затрат;

10. неправильный расчет и отражение в учете отклонений фак­тической производственной с/с ГП от стоимости ее по учетным ценам.

Осуществляя проверку, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Согласно методическим рекомендациям по применению главы 25 НК РФ налогооблагаемую прибыль уменьшают любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, если они связаны с получением доходов и соответству­ют принципу рациональности и обычаям делового оборота.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реа­лизацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают:-

1) расходы на изготовление (производство), хранение и дос­тавку товаров (выполнение работ, оказание услуг), приобрете­ние и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техниче­ское обслуживание основных средств и иного имущества, а так­же на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструктор­ские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реа­лизацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Основным направлением аудиторской проверки затрат на про­изводство и выпуск продукцииявляется подтверждение докумен­тальной обоснованности затрат и правильности отражения этих операций в учете.

При оценке анализа выпуска ГП аудитор должен помнить, что под готовой продукцией понимаются изде­лия и полуфабрикаты, соответствующие действующим стандар­там или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. А под отгруженной продукцией понима­ют продукцию и услуги, платежные документы на которые сда­ны поставщиком в банк, но еще не оплачены покупателями.

 

28. Аудит себестоимости продукции (работ, услуг)

Нормативные документы: +ПБУ 5 «Учет МПЗ», ПБУ 10 «Расходы организации»

Предмет проверки:

1) правильность произведения затрат и отражения их в пол­ном объеме в соответствии с учетной политикой;

2) правильность определения себестоимости.

Аудиторские процедуры:

/. Общие процедуры:

1) получение в ходе устной беседы с персоналом клиента сведений об организации учета затрат на предприятии:

- применяемые методы учета;

- используемые счета б/у и порядок отнесения на них тех или иных затрат;

- порядок учета и списания на себестоимость продукции ОХР;

- применяемые учетные регистры;

- распределение обязанностей между сотрудниками бухгалте­рии, «ведущими» затратные счета;

- процедуры контроля в цикле расходов;

- основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удель­ный вес в общем объеме затрат);

2) получение учетных регистров, содержащих записи по каж­дой хоз. операции; проверка правильности подсчета итогов и переноса данных в Главную книгу;

3) выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приве­денных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку;

4) сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами — счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными

(+ проверка наличия у документов всех необходимых реквизи­тов)

5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;

6) проверка отнесения затрат к тому периоду, в котором они реально понесены (т.е. к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями;

7) проверка отнесения затрат на соответствующие счета;

 

П. Детальные тесты по составу затрат:

1. проверка при осуществлении организацией нескольких ви­дов деятельности, выпуске продукции нескольких видов, наличия раздельного учета затрат, а также соответствия расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся к производству продукции вида А, не должны участвовать в фор­мировании себестоимости продукции вида Б);

2. проверка того, что на затратные счета не относятся и в с/с продукции не включаются:

- расходы, которые в соответствии с законодательством РФ должны финансироваться за счет собствен­ных источников организации;

- расходы, относящиеся к капитальным вложениям;

- расходы, которые должны участвовать в формировании фин. результата от реализации ОС и прочего иму­щества организации (например, расходы, связанные с демонтажем оборудо­вания, — это заработная плата рабочим, взносы на социальное страхование и пр.; комиссия банка по операциям купли-продажи валюты и т.д.).

3. прибыль организации, исчисленная по стандартам б/у, может существенно отличаться от прибы­ли, исчисленной для целей налогообложения. Поэтому она должна корректироваться с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К ним относятся:

- расходы на рекламу;

- представительские расходы;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе учебными учреждениями;

- расходы на выплату процентов по кредитам банков;

- компенсации за использование для служебных поездок лич­ных автомобилей;

- командировочные расходы.

При наличии в структуре затрат организации указанных рас­ходов аудитор должен убедиться в том, что на затратных счетах ведется аналитический учет, позволяющий разделить данные расходы в пределах нормативов и сверх них;

4. проверка документального обоснования указанных расходов;

- оценка правильности отнесения на затраты стоимости ремонт­ных работ: наличие необходимой первичной документации, со­ответствие отражения расходов на ремонт основных фондов в бухгалтерском учете принятой учетной политике;

- проверка возможности квалифицировать произведенные за­траты как ремонт. В соответствии с Положением о составе зат­рат по производству и реализации продукции (работ, услуг)... затраты на проведение модернизации оборудования, реконструк­ции объектов основных фондов в себестоимость продукции (ра­бот, услуг) не включаются;

5. проверка правильности включения сумм износа по ОС, НМа в себестоимость продукции (использовать данные, полученные в ходе проверки несоответствующим разделам). Погашение стоимости основных средств (и прочего имущества) непроизводственного назначения осуществляется за счет собственных источников организации;

6. проверка правильной оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов и пр., списанных на счета затрат (использовать данные, полученные в ходе проверки по разделу «Учет материальных ценностей»);

7. проверка правильного включения в с/с начисленной з/платы и страх. взносов (проверить трудовые соглашения, при­казы о должностных окладах, сдельных расценках и т.п.) и правильного ее учета на соответствующих счетах (использовать данные проверки расчетов с персоналом по оплате труда).

8. оценка правильности включения в себестоимость расходов на оплату услуг банков; сравнение их со ставками и суммами, указанными в договорах с банками;

9. проверка правильности и обоснованности включения в себестоимость транспортных расходов;

10. проверка правильности учета коммерческих расходов, к которым относятся: расходы на тару и упаковку; расходы по доставке, погрузке, разгрузке про­дукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и дру­гим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;

11. проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его применения;

12. проверка порядка распределения затрат за период между готовой продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) и незавершенным производством. Формулирование вывода о его обоснованности.

Этапы проверки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.