Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология К




Особенности разрешения конфликтов в системе государственного управления.

Конфликт это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов позиций, ценностей и взглядов..является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации. Любой конфликт включает в себя конфликтующие стороны и предмет противоборства. Конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Субъектами конфликта могут выступать как индивиды, классы, группы, организации, так и политические объединения, гос-ва, международные сообщества. Предмет конфликта может быть материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположно направленная активность людей, могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические интситуты, политические и обществен. Лидеры, их программы, права и свободы чел-ка, и т.д.

Существуют несколько эффективных способов управления конфликтами

Структурные способы (разъяснение требований к работе, испоьзование системы вознаграждений, использование координационных механизмов.

Межличностные способы (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.

К.возникают на почве- распределения мат.благ, что является основой эконом.конкуренции

-распределения социальных благ,

-распределение психических и духовных благ, но самой распространенной причиной К является непонимание между людьми.

1. Социальный К. – доведенная до открытого столкновения конфронтация групповых в т.ч. классовых, этнических, профессиональных интересов.

2.Политический К. по поводу распределения гос.власти и влияния на нее.

3. Национально-этнические К. как на требовании равенства прав, так и на преимуществе в правах в правах какой либо этнической группы.

4. Экономические К. возникают по поводу распределения ресурсов.

5. Религиозные К. происходят м\у приверженцами различных религиозных течений.

6. Культурные конфлкты – м\у прдставителями разных культурных традиций.

Важнейшей характеристикой К. является его масштаб, в зависимости от него различают:

Внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые.

В системе гос управления выделяют 6 типов конфликтов.

1.К. между политическими и государственно-административными субъектами и структурами происходят когда отдельные ведомства пытаются встать на позиции, противоречащие политическому курсу правящего режима.(например в 1994г глава госкомимущества выступил против курса президента РФ открыто в области приватизации.)

Как правило подобного рода конфликты быстро гасятся политичекими структурами.

2. Конфликты между гос-админ.структурами и организациями гос. И частного секторов.

Подразделяется на 2 гр.: м\у органами гос.управл. и подчиненными им предприятиями Т.е когда госпредприятия хотят освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств, а гос.органы пытаются усилить контроль., а также м\у отдельными госпредприятиями. И конфликты м\у госучреждениями и частным сектором. Такой тип К достаточно легко улаживается за счет перераспределения мат.ресурсов и взаимного уточнения прав.

3.Конфликты м\у ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления

4.К. м\у центральными, региональными и местными органами гос.управления. в основе конфликтов лежат интересы населения отдельных территорий. Различаются по масштабам, по остроте проявлений, Важным источником обострения напряженности в отношениях между органами власти разных уровней способны стать умонастроения соответсвующих слоев бюрократии. Представители нижестоящих структур нередко оказываются в незавидном положении, с ними не консультируются, даже по делам территории, не всегда уведомляют о готовящихся решениях, поглядывают сверху вниз, это создает доп.источники напряжения, усугубляющиепротиворечия между центральными и местными органами. При урегулировании межуровневых противоречий огромную роль могут сыграть достижение оптимальной степени иерархического соподчинения гос.органов, постоянное уточнение взаимных полномочий в соответствии со спецификой условий, что требует корректировки законов и даже положений КРФ, налаживание всеми необходимыми для принятия решений сведениями.

5.Функционально-ролевые (вертикальные горизонтальные) конфликты внутри гос.организаций и учреждений. Мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора. Можно выделить конфликты: м\у структурными звеньями и организацией в целом,

м\у отдельными в т.ч. линейными и функциональными, иерархически подчиненными, ролевыми и фактическими свойствами субъектов управления. Глвной прияной – выступают различия в целях разнообразных, в т.ч и организационно не оформленных групп.Преодолеть данные проблемы можно лишь благодаря усилию руководителей или соответсвующих коллегиальных органов совместить групповые интересы с целями всей организации.

6.Неформальные конфликты внутри и между гос.учреждениями.

Для урегулирования таких конфликтов требуются средства и механизмы, лежащие вне сферы досягаемости гос.организаций.

Для управления и разрешения конфликтов в органах госвласти разработаны и приняты нпра, которые регламентируют порядок выхода из конфликта. КРФ определяет пгорядок проведения согласительных процедур Президентом РФ, порядок отрешения от должности Президента РФ, порядок роспуска госдумы, а также ФЗ «о порядке разрешения коллективных трудовых споров.»

Конфликты в государственно-управленческой сфере по существу являются одной из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, возникающих в процессе реализации антагонистских интересов различных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Объект таких конфликтов в сфере государственного управления - распоряжение властью.

Конфликтность присуща самой природе государственной власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы, определять четкие стратегические и тактические цели, распределять дефицитные ценности и блага. Отсюда множественность возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Первичный источник их находится в иерархичности структуры управленческих статусов и ролей, закладывающей противоречие между властвующими (управляющими) и подвластными (управляемыми) и порождающей неравенство в распределении власти между самими субъектами управления. Вторичным источником государственно-административных конфликтов являются нечеткая организация структуры власти и, нечеткое разграничение полномочий различных государственных органов и служащих. Отсутствие системы ротации кадров, органов арбитража или апелляции, процедуры выяснения различий во мнениях и подходах, в результате чего конфликт может разрастись. Еще один источник конфликтов - расхождение государственных служащих в определении базовых ценностей и политических идеалов, в оценке текущих событий. Как правило, они затрагивают проблемы путей реформирования общества и государства, справедливости или обоснованности принятого решения. Большой источник конфликтов заложен в технологиях упр. коммуникации, прежде всего - в недостатке или ошибочности информации или намеренном манипулировании ею.

Специфика таких конфликтов заключается в том, что все конфликты в сфере государственного управления от начала и до конца протекают в юридической форме, связаны с правовыми отношениями сторон и влекут юридические последствия. Субъекты и объекты данных конфликтов (их мотивация и поведение) обладают правовыми «признаками». В таких конфликтах главную роль играет нормативно - правовой аспект. Перераспределение больших материальных ресурсов ведет к возникновению острейших противоречий, также, в связи с присущей системе государственного управления функциональной раздробленности. Она выражена в стремлении отдельных правительственных и региональных структур к присвоению и дублированию управленческих функций других структур, в том числе, и вышестоящих государственных органов; в несогласованности процессов планирования; в конкуренции электоральных и лоббистских методов представительства массовых и групповых интересов; в оспаривании официальных полномочий центров принятия решений неформальными и теневыми структурами и т.д.

1. Конфликты между политическими и гос-админ структурами и субъектами (групповыми и индивидуальными) управления. Они проявляются в условиях переходного периода, когда государственная власть подвергается мощному давлению со стороны оппозиционных сил или отдельных государственных структур. Конфликт принимает острые формы, когда отдельные ведомства встают на противоречащие политическому курсу правящего режима позиции. При определенных условиях, к примеру, при поддержке этих «мятежных» ведомств аппозицией или накануне выборов, такой конфликт способен перерасти в открытое политическое противоборство. Подобные конфликты гасятся с помощью рычагов вертикального давления и неразрывно связанных с ними механизмов персональной ответственности гос. чиновников, путем реорганизации административной структуры и кадровых назначений.

2. Конфликты между государственно - административными структурами и организациями государственного и частного секторов. В конфликтах между государственными органами и предприятиями главным источником противоречий являются взаимоисключающие стремления сторон: государство пытается усилить (или ослабить) свой контроль, а государственные предприятия - освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств (или наоборот - стремятся к защите со стороны государства). Чаще всего подобные конфликты вызываются стратегическими макроэкономическими действиями государства (либерально-монетарного или мобилизационного характера) или активностью определенных групп интересов. Развитие и урегулирование данных конфликтов имеет, как правило, преимущественно институализированный характер.

Сложнее складываются отношения между гос. и частным сектором. Причинами конфликтов здесь могут стать как неполное исполнение гос. своих обязанностей (нечеткость правовой базы и надзора), монополизм на рынке определенных услуг, коррумпированность чиновников, разрешительный характер учреждения частных структур и пр., так и неразвитость и неорганизованность субъектов частного сектора, не способных отстоять интересы в споре с органами.

Урегулирование конфликтов подобного рода зависит, с одной стороны, от совершенствования стиля деятельности государственных институтов в рыночных условиях и роста организованности частного сектора, а с другой - от возможностей создания различного рода коалиций между частными и государственными сегментами общества для решения конкретных экономических, правовых и социальных задач.

3. Конфликты между государственными органами и другими организационно оформленными звеньями управления проистекают из такой практики управления, как «секторизация», которая означает, что различные ведомства имеют склонность формировать автономные программы своей деятельности, не всегда совпадающие с общегосударственными программами. Во избежание подобных конфликтов необходимо не только доводить до сведения общественности информацию о тех или иных решениях правительства, но и давать информацию о выгоде такого решения для страны в целом, и т.п.

4.Конфликты между гос. органами центрального, регионального и местного уровней относятся, как правило, к области нормативно-юридических конфликтов компетенционного характера. Причина их - неточные, неопределенные нормативные характеристики прав, обязанностей, ответственности и взаимоотношений между органами государственной власти и местным самоуправлением. Обострению противоречий между ними способствует отсутствие соответствующих законов, необходимых для регулир. конфликтов и разрешения проблемных ситуаций. Другая причина конфликтов компетенционного характера обусловлена тридицией, превышать свои полномочия по неосведомленности или преднамеренно. Противостояние гос. органов влечет за собой конфликты между органами государств и населением, между центром и регионами, регионами и местными властями. Управление в итоге теряет согласованность и эффективность. Такого рода конфликты решаются предметной регламентацией деятельности гос. органов, их компетенции.

5.Внутриорганизационные конфликты в государственных учреждениях по своей природе мало чем отличаются от аналогичных конфликтов в организациях частного сектора. Главное здесь то, что для государственных организаций характерно строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, закрепляющими определенную иерархию власти. Благодаря этому деятельность становится скоординированной и предсказуемой. Наличие структурных нормативных правил гасит и ослабляет возникающее напряжение. Большинство конфликтов в административных организациях носит рациональный характер. Поскольку каждое подразделение создается под какую-то цель, часто цели и задачи подразделений могут оказываться противоположными или конкурирующими, поскольку объективное противостояние целей может привести к, так называемым, позиционным конфликтам. Это конфликты между различными подразделениями, которые в, свою очередь, делятся на конфликты между представителями администрации и специалистами за усиление влияния в организации, конфликты между непосредственно конкурирующими подразделениями за большее влияние на руководство, повышение своего статуса. Также, конфликты по поводу средств и методов руководства. Урегулирование административно-организационных конфликтов не отличается от методик урегулирования организационных конфликтов в целом.

6.Конфликты между государством и населением (проблема легитимности). Государственная власть, не отвечающая интересам народа, не обеспечивающая эффективного управления теряет авторитет у населения. Утрата общественного доверия, низкий престиж власти - серьезный признак ее конфликта с обществом. Характерные этому виды конфликтов: гражданское неповиновение, массовые протесты, выступления, демонстрации, пикетирование, забастовки. Еще опаснее создание альтернативных структур власти, незаконное наделение теми или иными правами общественных объединений, съездов, национальных конгрессов, формирование вооруженных отрядов. Все эти действия свидетельствуют о недоверии власти и стремлении решать дела по-своему. Принцип легитимности сформировался в рамках классической теории демократии (теории общественного договора) как результат поиска формулы разрешения противоречия между необходимостью государственного порядка и недопустимостью произвола властей. Причина таких конфликтов - низкая эффективность деятельности органов государственной власти, их неумение решать и объяснять реальные проблемы, стоящие перед страной и ее гражданами. Согласно классической либеральной концепции, правомочна та форма правления, которая гарантирует всеобщее сознательное участие граждан в полит. процессе и имеющая их активную поддержку. Притом, подданные имеют право не повиноваться тирану, а при злоупотреблении властью, на восстание.

7.Конфликт между чиновниками и гражданами. Государство реализует свои функции через государственную службу. Обеспечивая результативность органов государственной власти, содействуя реализации законов, защищая права и законные интересы граждан и, тем самым, связывая общество и государство, государственная служба призвана отвечать за прочность и стабильность государственной жизни, реализацию на деле демократической сущности государства, поддержание жизнедеятельности и устойчивости общества в целом. Но, когда государственные чиновники подменяют служение общенациональным интересам своими корпоративными интересами, мы получаем один из самых значительных видов конфликтов в системе государственного управления - конфликт между гражданами и государственными служащими, поскольку нарушается система обратных связей между обществом и государством. Сейчас значительные усилия направлены на технологии контроля и предупреждения конфликтов, упор делается на превентивн. меры, связанные с выявлением конфликтоген. факторов, их анализом и попытками не допустить развития конфликтн. ситуации до открытого противостояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.