Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управленческого решения, его отличия от решений, принимаемых в обыденной жизни. Роль решений в системе управления организацией и деятельности менеджера




УР - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных пол­номочий и компетенции и направленный на достижение целей организации, связано с выполнением управленческих функций на стадиях стратегического и оперативного планирования, ор­ганизации, мотивирования, контроля и координирования и реализуется в форме приказа, распоряжения, указания, инструкции, деловой беседы и т.д.

УР характеризуют:

• Цель. Т.е. Субъект решение принимается исходя не из собственных потребностей, а в целях решения проблем организации.

• Последствия, которые касаются организации в целом и ее работников.

• Разделение труда. Если в частной жизни человек, при­нимая решение, сам его и выполняет, то в организации существует разделение труда: одни работники заняты решением возникающих проблем и приняти­ем решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых.

• Профессионализм. В частной жизни человек опирается на собственное интеллекту­альное развитие и опыт, то УР требует профессиональной подготовки.

Ур может рассматриваться как процесс и как явление.

Как процесс УР характеризуется выполнением восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, их согласование, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения и информирование инициатора решения.

Как явление УР - это перечень мероприятий, направленных на разрешение проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

УР является продуктом менеджерского труда, мыслительной деятельности человека. Действия менеджера заключаются в подготовке, анализе и обработке информации о состоянии объекта и внешней среды, работке на этой основе управленческого решения и его реализации. Действия менеджеров при этом могут характеризоваться как приростные или предпринимательские. Приростные – направлены на подавление и минимизирование уже возникших проблем, предпринимательские – направлены на введение изменений с целью предвидения будущих проблем.

Функции управления, которые осуществляет менеджер в процессе управления: предвидение (планирование), организация и контроль - основа всякого управления. Кроме этого можно добавить функцию активизации (направленную на мотивирование и стимулирование), функцию регулирования (действия по устранению отклонений), исследовательскую функцию.

Таким образом, чтобы управлять, нужно обязательно предвидеть (планировать), организовывать и контролировать (обратная связь) работу, регулировать и координировать деятельность людей, активизировать ее и исследовать все происходящие в организации процессы, чтобы повышать эффективность УР.

2. Классификация управленческих решений.

По функциональной направленности: планирование, организация, контроль, координация, исследование, активизация (т.е. в соответствии с основными функциями управления).

По степени определенности информации:

а)решения, принимаемые в условиях определенности (при наличии полной и достоверной информации по проблеме).

б)решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске);

в)решения в условиях неопределенности (ненадежные).

По форме организации (по кол-ву лиц):

а) единоначальные (принимаемые единоначальником);

б) коллегиальные (принимаемые н-р советом директоров);

в) коллективные (принимаемые всем коллективом).

По степени охвата объекта управления:

а) общие, охватывающие весь объект и все важные стороны его деятельности;

б) частные, касающиеся отдельных сторон деятельности;

в) локальные, принимаемые в отношении например отдела, цеха.

По содержанию задачи принятия решений: экономические, организационные, технические, тех­нологические, политические и др. решения.

По причинам возникновения: неожиданные (ситуационные и инициативные) и плановые (по предписанию, программные, сезонные).

По длительности действия и характеру целей:

а) Стратегические - принимаются в масштабе предприятия и рассчитанына решение перспективных задач.

б) Тактические - обеспечивают реализацию стратеги­ческих задач и по длительности не превышают1 года.

в) Оперативные - связаны с осуществлением текущихцелей и задач и рассчитаны на период, не превышающий месяца.

По методу переработки информации:

а) алгорит­мические - предлагают относительно строгую форма­лизацию выполнения процедур и операций на основе правил, ал­горитмов, формул, статистических данных. Например, расчет экономической эффективности нового производства должен осуществляться по разработанным алгоритмам с целью сопостав­ления с эффективностью других проектов.

б) эвристические решения, основанные на интуиции и умении обобщать передовой опыт организаций. Путем беседы, обсужде­ния, наводящих вопросов можно получить новую информацию от клиента, партнера и другого носителя нужных сведений для при­нятия решения..

По способу фиксации различают письменные и устные решения.

По количеству целей: одноцелевые и многоцелевые решения.

Классификация решений, предложенная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури

· интуитивные решения;

· решения, основанные на суждении;

· рациональные решения.

Чисто интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения, что он правилен. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор здесь невысоки. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, потому что их логика слабо просматривается, но все же в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Рациональные решения не зависят от прошлого опыта, как решения, основанные на суждениях. Рациональные решения обосновываются с помощью объективного анализа процесса.

Психологи подразделяют управленческие решения на:

· импульсивные

· управленческие решения с риском (гипотеза контролируется частично)напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики.

· уравновешенные (гипотезаи контроль сбалансированы) свойственны менеджерам, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи.

· осторожные (контроль начинает подавлять выдвижение гипотезы) характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью.

· инертные (выдвижение гипотезы подавлено) являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска.

 

3. Процесс принятия управленческих решений и характеристика его стадий и этапов.

Принятие решений – это сложный, систематизированный процесс, который состоит из ряда этапов, начинающийся с определения проблемы и заканчивающийся осуществлением действий, решающих эту проблему.

Первая стадия состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

· признание проблемы;

· формулировка проблемы;

· определение критериев успешного решения проблемы.

Процесс обозначения проблемы сводится к обнаружению и определению. Обнаружение проблемы – это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включает в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д.

В случае признания проблемы следующим этапом в процессе принятия решений служит ее формулировка, предполагающая получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит? Четкая формулировка проблемы – обязательное условие ее эффективного решения.

Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения. От того, насколько обоснованно выбраны критерии, зависит качество управленческих решений.

Стадия выработки решения состоит из трех этапов:

· разработка

· оценка

· выбор альтернатив

Альтернативные решения – два или более способов рассмотрения проблемы. Процесс разработки альтернативных решений проводится для того, чтобы найти наилучшее возможное решение

Завершающая стадия – выполнение решения – состоит из организации, анализа и контроля его выполнения.

Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет изыскивать резервы и способствует повышению эффективности управления и деятельности организации в целом. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.

 

4. Системный и ситуационный подход при принятии управленческих решений.

Поскольку в организации производственная, финансовая, маркетинговая, социальная, экологическая и другие деятельности взаимосвязаны и обусловлены внут­ренними и внешними факторами при принятии УР применяются сис­темный и ситуационный подходы.

При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов), которые взаимодействуют с внешней средой. Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Изменения в одном неизбежно вызывают изменения в остальных, а как результат – во всей организации. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Влияние среды на эффективность организации может быть установлено с помощью ситуационного подхода, который является логическим продолжением системного. Ситуационный подход базируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. Он ставит целью определить, какие средства профессионального управления могут быть использованы для конкретных условий с наибольшей эффективностью. Другими словами, посредством ситуационного подхода пытаются увязать конкретные приемы и концепции для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При ситуационном подходе одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджера состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом достоинств, недостатков и реальных возможностей их применения.

5. Этика и социальная ответственность управленческих решений (понятие, уровни, современное состояние и управление этикой и социальной ответственностью).

В глоссарии Европейского фонда управления качеством этика организации определена как нравственные устои, взятые на вооружение и соблюдаемые всеми работниками данной организации. Базируясь на общечеловеческих ценностях, этические нормы деловых отношений выступают одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании.

Уровни социальной ответственности. Любой бизнес построен таким образом, что организация должна зарабатывать прибыль и служить на благо общества. Оценка социальной деятельности организации определяется по четырем кри­териям: Экономическая ответственность заключается в том, что любая коммерческая организация несет ответственность за производст­во необходимых товаров и услуг и максимизацию прибыли акционеров.

Юридическая ответственность заключается в соблюдении закона.

Этическая ответственность заключается в осуществлении общественно-полезных действий, не предусмотренных законом либо не преследующих получение прибыли.

Принятая на себя ответственность - высший критерий оценки социальной ответственности компа­нии, когда организация исключительно добровольно вносит вклад в развитие общества.

Руководство компании призвано контролировать ее моральное «здоровье», используя такие методики, как личный пример, моральный кодекс и различные этические структуры. Личный пример. Директор и старшие менеджеры компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения. Поведение руководителей задает тон всей организации. Моральный кодекс. Это формальное изложение этических и социальных ценностей организации; он призван донести до сотрудников принципы, которых придерживается компания. Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желаемые, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. Этические структуры. К этическим структурам относятся различные системы, должности и программы, с помощью которых компания стремится стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников. Комитет по этике компании, как правило, образует группа высших руководителей, на которых возложена обязанность наблюдать за соблюдением работниками этических принципов и выносить решения в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того, комитет отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики.

С овременная российская деловая этика. Состояние деловой этики определяется сте­пенью соблюдения правовых норм, взаимоотношениями с деловыми партнерами, государством и благотворительностью. Применительно к России можно сказать следующее: Что касается соблюдения правовых норм - зачастую они нарушаются, т.к. существует множество лазеек и возможностей обойти закон. При этом, существует недоверие судебным и арбитражным органам, их считают не эффективным средством разрешения конфликтов. Практикуется нарушение деловых и договорных отношений, именно поэтому предприниматели предпочитают формировать собственные деловые сети между проверенными и постоянными партнерами. Как правило, осуществляя контроль от имени государства, представители властных структур преследуют собственные интересы.

В России благотворительность развита слабо из-за несовершенства налогового законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.