Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура политической системы




В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

 

Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

 

Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.

Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Главной проблемой политического прогнозирования является принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.

В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.

Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.

 

6.Политическая власть и властные отношения

Основные подходы к определению понятия власти. Власть как ключевой элемент политики. Различные понимания власти. Атрибутивные и реляционные определения власти. «Три лица» власти. «Теория обмена». Власть как свойство. Природа политической власти. Специфика политической власти. Власть как метафора обыденной речи и как политическое понятие. Соотношение политики и власти. Генезис политической власти. Власть как форма ассиметричных отношений. Формы власти в истории человечества. Силовая модель власти. Психологическая модель власти. Функциональные модели власти. Бюрократизм. Структура политической власти. «Политологический ромб». Агенты власти. Ресурсы власти. Легитимность власти. Формы и категории власти. Принуждение и добровольность. Насилие и ненасилие в политике. Власть и управление. Власть и авторитет.

6. Политическая власть и властные отношения

Основные подходы к определению понятия власти. Власть как ключевой элемент политики. Различные понимания власти. Атрибутивные и реляционные определения власти. «Три лица» власти. «Теория обмена». Власть как свойство. Природа политической власти. Специфика политической власти. Власть как метафора обыденной речи и как политическое понятие. Соотношение политики и власти. Генезис политической власти. Власть как форма ассиметричных отношений. Формы власти в истории человечества. Силовая модель власти. Психологическая модель власти. Функциональные модели власти. Бюрократизм. Структура политической власти. «Политологический ромб». Агенты власти. Ресурсы власти. Легитимность власти. Формы и категории власти. Принуждение и добровольность. Насилие и ненасилие в политике. Власть и управление. Власть и авторитет.

 

Основные подходы:

1. Биологический К.Лоренц, Дж. Уилсон

Власть определяется самой природой. Борьба за выживание (присуща и животным)

2. Антропологический. Вебер

Власть присуща всем социальным образованиям – специфика человеческого общежития. Носители политической власти: старейшины, вожди

3. Психологический Г.Лассуэл, А. Джордж

Исследует власть с т.зр. восприятия её человеком. Установление ассоциаций: по особым качествам, психологической природе человека (может быть лидером, полуповиновение, абсолютная непокорность).Источник власти – амбиции в процесс включенности во власть. Власть как ценность – желание достичь этой ценности. Удовлетворение потребности в достижении, в уважении, в одобрении, в безопасности.

4. Социологический

Власть – политическое влияние одной социальной группы на другую, следствием чего выделяется правящая группа. Власть закладывается от рождения – не присуща всем.

5. Бихевиористский А. Каплан

Власть – особый тип поведения, основанный на изменении поведения других людей. Рассмотрение власти через политическое действие, основанное на поведенческих стереотипах.

6. Телеологический А. Августин

Власть рассматривается с т.зр. целеполагания (как я понимаю: все в мире соответствует определенной цели, установленной Богом) вся власть – от Бога.

7. Инструменталистский

Власть – возможность использования определенных средств и само стремление получить эти средства (в т.ч. и насилие)

8. Структуралистский

Власть – отношения между управляющими и управляемыми. Каждый может изменять положение в политической и социальной структуре

9. Конфликтологический Маркс, Довидо

Власть – источник конфликтных отношений (борьба за власть). Рассматривается с т.зр форм и методов разрешения политических конфликтов.

10. Функционалистский Т.Парсонс

Власть рассматривается с т.зр. осуществляемых ею функций, что должна делать власть

11. Общефилософский подход

Синтез разных школ: власть – способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывая определенное воздействие на деятельность людей (с помощью авторитета, права, насилия)

Власть –это способность воздействовать на людей определенным образом; понятие власти выражает вероятность тех или иных социальных событий и условия их реализации, ресурсы и их использование, возможности достижения определенных социальных целей и их границы, т.е. важные стороны общественной жизни, связанные со сферой социального контроля и управления. Поэтому власть стала центральным понятием в политических науках, изучающих функционирование государственных институтов, формирование политики и механизмы принятия решений. Выражая относительно устойчивую способность индивидов и групп реализовать свою волю в отношении других индивидов и групп, “власть” незаменима при объяснении социальной стратификации и политического неравенства; она позволяет понять, почему люди вынуждены мириться с несправедливым социальным устройством, дискриминацией и угнетением, будучи не в силах что-либо изменить.

Различные понимания власти:

Социальный аспект: власть – отношение, выражающее реальное доминирование

Психологический: в – отношение лидерства

Организационный: в – ресурс, воплощенный в наращивании порядка, уровня организации

Гносеологический: в – способ проявления и реализации знаний+воля (знания помогают рассчитать действия в заданных обстоятельствах, а воля дает целеустремленность)

Политический: в – способ осуществления влияния, подчинения, принуждения и сотрудничества

Атрибутивное определение власти: власть как атрибут, собственное свойство субъекта, самодостаточный “предмет”. Способность или возможность навязывания воли каким-либо политическим субъектам. Гегель, Маркс, Фихте, Шопенгауэр, Ницше.

Реляционное: власть как атрибут социальных отношений или взаимодействий на элементарном или сложном коммуникативном уровнях; регулятор общественных отношений, механизм тотального социального общения, когда каждый связан с каждым, способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.

Три лица власти: разделение на законодательную, исполнительную, судебную Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют как систему контроля и равновесия. разделение властей сохраняется как гарантия против сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса, если возникают острые разногласия.

Теория обмена ресурсами (она же реляционистская интерпретация власти) - взгляд на власть, как на атрибут обмена.Представлена П. Блау, представителем англо-американской школы. С его точки зрения власть -это частный вид обмена. Индивид имеет власть над другим индивидом, когда этот последний находится в постоянной зависимости от него и в том смысле, что нуждается в определенных благах, которые не может получить в другом месте. Обладатели дефицитных ресурсов, например, знаний, информации, денег и т. д., могут трансформировать их во власть, обменивая их часть на желаемое поведение.

любая власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Власть позволяет политике формироваться в виде особой стороны человеческой активности, связанной с целенаправленной организацией. Власть – посредник, обеспечивающий согласованность действий людей. Власть как свойство социальной системы для поддержания целостности, согласования общественных действий.

Природа полит власти: полит власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В политике происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, поэтому власть реализуется в принудительной форме.

Специфика полит власти: Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. П.в. определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется. Характеристики п.в.: верховенство, всеобщность, легальность, многообразие средств для реализации своих функций (обеспеч. Безопасности, контроль за стабильностью в обществе)

Власть как метафора обыденной речи: когда говорим о власти вообще, то имеем в виду самые различные ее выражения, причем отнюдь не политические: это и власть родителей над ребенком, педагога над учеником, менеджера на сотрудником; власть идей, общественного мнения, религии.

Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога. понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

В соотношении с политикой – 3 аспекта:

1. Директивный: в – господство, обеспечивающее выполнение указания верховного правителя

2. Функциональный: в – реализация общественного управления

3. Коммуникативный: в- общение с использованием всем понятного языка

 

политика — это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его «частями», где обязательно присутствует регулирующее - властный механизм. власть есть контроль над распределением ресурсов общества, а политика соответственно — сфера
обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.

 

Генезис власти: Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. 3 пути:

1. Возвышение институтов военного вождя

2. Аристократический (жрецы, старейшины)

3. Плутократический (накопление средств для жизни: бигмен)

Последняя форма – надгосударственная власть (полит институты ЕС)

Ассиметричные отношения – когда одна из сторон доминирует, неравноправные. Власть как принуждение, подчинение.

Формы власти в истории человечества: в древности – физическое превосходство (кто сильнее – тот и правит). По мере развития цивилизации власть стала наследоваться: король – символ власти, передаваемой по наследству. Индустриальное общество: символ власти – капитал: обладание над промышленностью и другими людьми. Информационное: Знание в качестве силы. Институциональная форма: по правовым нормам (выборы).

Силовая модель: власть есть средство реализации воли,силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и использующего прямое насилие. интерпретации: «макиавеллисткая» - политика строится в зависимости от имеющейся силы, правитель принуждает собственный народ, власть отдельна от морали: убийство, ложь и хитрость могут быть применимы

«левиафановская» - люди нуждаются в защите и учреждают правительства для обеспечения элементарных нужд и безопасности, передают суверену(правителю) свои естественные права в обмен на самосохранение. Власть призвана обеспечить безопасность

«веберианская» «бюрократическая» (система «господство -подчинение») Власть – опирается на господствующий класс

«поведенческая» - власть атрибут человека как «властолюбивого животного», в основе поступков которого лежит стремление к власти, сам же политический процесс есть конфликт индивидуальных стремлений к власти в которых побеждает сильнейший

Психологическая модель: Деятельность человека определяет «Libido dominandi» - желание господствовать, что есть преодоление страха и поиск безопасного существования. Страх порождается социальной средой, она представляется человеку враждебной Страх порождает «невроз власти»: погоню за признанием в обществе, престиж и обладание; «невроз покорности» -склонность к конформизму

«невроз изоляции» - бегство от общества, желание уйти от действительности

Функциональная: Власть как «символический посредник» (Т. Парсонс): разделение функций управления и исполнения, власть –информационное сообщение для движения всей системы отношений в полит процессе.

Концепция сопротивления (М. Вебер):Власть- воля, заставляющая подчиниться

Концепция «обмена» (П. Блау):власть принадлежит тому, кто обладает ресурсами

Концепция раздела сфер влияния (Д. Ронг):отношения власти не равные, но уравновешивающие друг друга в разных сферах

Концепция "применения ресурсов" или способов воздействия (М. Роджерса и Э. Этциони):субъекты власти используют средства умножения силы и влияния.

ВЛАСТЬ ЕСТЬ ДЕЙСТВИЕ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОБЪЕКТА НА КОТОРЫЙ ОНА НАПРАВЛЕНА

Бюрократизм: невыборная власть - форма проявления отношений между аппаратом управления и гражданами. Вебер: необходимый атрибут рац-легального типа власти, т.к.:регламентация обязанностей, квалифицированные специалисты на руководящих должностях, строгая иерархия власти, безличность административной дея-ти, наличие системы правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности. Минус: катастрофический рост численности. В рамках марксизма, бюрократия – паразит (неэффективная работа, экономически невыгодно для государства).

Структура политической власти:

- субъекты власти: носители практической деятельности, источник активности. Субъект активно формирует действительность и видоизменяет её в соответсвии со своими потребностями. это группы или люди влияющие на принятие политических решений:

Социальные общности (классы, этносы, социальные группы)

Государство

Политические партии и организации

Правящая элита, бюрократия, лобби

Личная власть

Отдельные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, демонстрации)

- объекты власти: общество, классы, группы, индивиды

- ресурсы: материальные, утилитарные, социальные, духовные, силовые, кадровые, демографические, культурно-информационные, экономические

- процесс осуществления власти: сфера, где задействованы все ресурсы, S,O; полит система общества)

 

Абстрактно-логическая модель публичной власти как механизма социального общения ('политологический ромб')

'A(s)' Агент в роли коллективного властвующего (управляющего) 'субъекта' (государство).
'A(o)' Агент в роли совокупного подвластного (управляемого) 'объекта' (гражданское общество).
'K(S,0)' Ценности и традиции доминирующей культуры.
'R(0)' Ресурсы общества.
'I(S)' Институциональные формы поддержания порядка и инструментальные способы взаимодействия агентов.
A(s) >'3f I(s) Принятие управленческого решения (выражение и аккумуляция 'всеобщей публичной воли')
I(s) >'3f A(o) Осуществление управленческого воздействия (применения 'силовых' методов и инструментов государственного руководства).
A(o) >'3f I(s) Гражданское давление (использование средств и форм политического участия).
I(s) >'3f A(s) Гражданское волеизъявление и представительство интересов в выработке и корректировке публичных решений.
A(s) >'3f R(o) Организованный контроль 'сверху' (способность регулирования).
R(o) >'3f A(o) A(o) >'3f R(o) Централизованное распределение, социальное влияние (способность мобилизации) и борьба за перераспределение.
R(o) >'3f A(s) Социальная поддержка и контроль над властью 'снизу'.
A(s) >'3fA(o) Легитимное господство (порядок установлений и отдача приказов).
A(o) >'3f A(s) Легитимное подчинение (признание и выполнение приказов).
A(o) >'3fK(s,o) >'3f A(s) Нормы и правила игры.
I(s) >'3f K(s,o) >'3f R(o) Критерии оценки.

 

Субъекты и объекты – агенты власти

отношения “господства и подчинения” агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе.

Ресурсы: делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением “сверху” постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление социального контроля над ними “снизу”.

Легитимность – это признание обществом законности имеющихся институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

Показателями легитимности являются:
1. Уровень принуждения
2. Наличие попыток свержения правительства
3. Сила гражданского повиновения
4. Результаты выборов и референдумов
5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.
Делигитимация - утрата доверия, лишение власти публичного кредита.
Основными причинами её являются: противоречия меж ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

Вебер: 3 типа легитимности:

- традиционный (власть оправдана укорененными обычаями, традициями)

- рационально-легальный (власть установлена законом и нормами права)

- харизматический (вера в исключительные качества личности)

Формы и категории власти: принуждение, насилие, санкции (сила), авторитет (право использовать власть), убеждение, стимулирование, разделение властей, этос власти (смысловое поле руководящих начал, регулирующих поведение для обеспечения совместной жизни), ядро власти (государственная власть).

Принуждение и добровольность: подтверждение легитимности авторитета означает, что людт добровольно, без принуждения или иной формы насилия начинают подчиняться властным приказам, руководствоваться организующими указаниями.

 

Насилие представляет собой преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим. Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В относительно спокойные, мирные времена его осуществляют специально подготовленные для этого люди, обладающие оружием и другими средствами принуждения, объединенные жесткой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов. два типа государств — авторитарные и тоталитарные — наделяют власть, высшее руководство неограниченным правом на государственное принуждение, демократия же признает источником законного принуждения лишь народ и его представителей.

Негативную оценку социальной роли всякого насилия дают пацифисты и сторонники ненасильственных действий. в общественном сознании, среди ученых и политиков, преобладает отношение к насилию как к неизбежному злу, вытекающему либо из природного несовершенства человека, либо из несовершенства социальных отношений. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли. Г. Торо, Толстой, Ганди. Практическое руководство – Дж. Шарп. Ненасилие основано на бесстрашии и любви.

 

управление- связано с самим механизмом 'властвования', государственного управления, а также с механизмом 'обратной связи', то есть поддержкой и давлением 'снизу' гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов. В этой плоскости весьма наглядно видна трансформация потенциала власти и влияния в актуальном поле как управленческих решений и воздействий, так и в виде силового и морального давления управляемых.

Авторитет – один из источников власти, принятое народом руководство, обладающее способностью направлять действия других полит акторов без употребления принуждения или насилия. Авторитет оказывается способностью руководителей выявлять и реализовывать в политике согласие большинства граждан по поводу госуд решений.

 

7.Теория политических систем

Основы системного подхода. Системный подход в политической науке. Категории системного подхода. Особенности социальных систем. Понятие элемента политической системы. Понятие структуры политической системы. Взаимодействие системы и среды. Открытые и закрытые системы. Модели политических систем. Системный подход Т. Парсонса. Системная модель Д. Истона. Функциональная политическая система Г. Алмонда. Информационно-кибернетическая модель К. Дойча. Модель условий динамического равновесия политической системы.Типология политических систем. Сложность типологий политических систем. Демократические политические системы. Авторитарные политические системы. Функции политических систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.