Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический подход к демократии. 1 страница




Нормативный подход к демократии

Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. + подхода состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала.— подхода в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента возникновения этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Выявление элемента утопизма, несоответствия между нормативным понятием демократии и реальностью, между идеалом и жизнью является следствием эмпирического подхода к анализу демократии. Такой подход абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует исследовать демократию такой, какова она есть на деле. В соответствии с выявленными в эмпирических исследованиях свойствами уточняется и даже пересматривается понятие демократии и ее теория. Категория демократии в этом случае строится исходя из реальности, безотносительно к провозглашаемым государством ценностям. Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.

 

Исторические формы демократии. Античная демократия. Демократия в Новое время. Классическая и современная концепции демократии.

1) Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса. Признаки: 1) Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень; 2) Отсутствовали разделение управленческого и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения; 3) Власть опиралась на традиции и моральный авторитет.

2) Образцом античной демократии, бесспорно, является Афинская, представлявшая собой исторический прототип современной концепции прямой демократии. рабовладельческая афинская (Платон, Аистотель). Начало ей положили знаменитые реформы Солона, которые он осуществил в 6 в. до н э., перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом. Признаки: 1) Высшая власть в полисе Афины принадлежала народному собранию (экклезии), контролирующей деятельность исполнительной власти полиса; 2) Правовое равенство свободных граждан; 3) Максимальное снижение имущественных цензов для участвующих в народном собрании; 5) Могла действовать только в масштабах отдельного города (полиса), т.к. деятельность народного собрания в масштабах среднего или крупного государства невозможна; 6) С утратой авторитетных руководителей, с ростом социального неравенства и с усилением влияния черни афинская демократия превращалась в деспотию большинства, а народное собрание - в место сведения счетов.

3)- демократия классического либерализма (Гоббс, Дж.Локк,)( утвердилась в Новое время в результате религиозной Реформации, свержения абсолютистско-монархических форм правления в результате буржуазных революций 16 - 18 в.в.). Торжество либеральной демократии связано с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан. Признаки: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.

На основе этих принципов формируется современная модель демократии, основными характеристиками которой являются:

1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;

2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;

3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в политике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа);

4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономику;

5) Ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

 

Особенности американской демократии:

1) Федерализм, правительства штатов и местные органы управления. Соединенные Штаты являются уникальным государством в части их федеральной системы управления, предусматривающей разделение власти и полномочий между правительствами национального, местного уровня и уровня штатов.

2) Создание законов. В Соединенных Штатах закон разрабатывается на многих уровнях, начиная от местных городских советов и далее, через законодательные органы штатов, вплоть до Конгресса США. Но на всех этих уровнях граждане, прямо или косвенно, вносят свой вклад в этот процесс.

3) Независимость судебных органов. В США суды имеют право на признание актов Конгресса и законодательных органов штатов незаконными, как противоречащие Конституции, а также налагать запрет на действия Президента по аналогичным основаниям.

16. Теория политического конфликта

Политический конфликт как форма политического изменения. Понятие «политический конфликт».Конфликтная ситуация. Противоречие и конфликт. Политический кризис и политический конфликт. Проблема институционализации политических конфликтов. Социал-дарвинистская школа социологии о феномене социального конфликта. К.Маркс как предшественник современной «диалектической теории конфликта». Социология конфликта Г.Зиммеля. Социальный конфликт в концепциях: М.Вебера, П. Сорокина. Конфликт и конкуренция (Р.Парк). Функции социального конфликта (Л.Козер). Р.Дарендорф о социальных и политических конфликтах современности. Д.Локвуд и Дж.Голдторп как неомарксистские теоретики конфликта. Конфликт и консенсус в современных общественных процессах (С.М.Липсет). Концепция структурного насилия и структурных конфликтов Й.Галтунга. «Общая теория конфликта» (К.Боулдинг, Л.Крисберг).Исследования конфликтов в политической науке. Теория политических структур (групп). Теория политической стабильности. Теория международных конфликтов в политической науке. Теория человеческих потребностей. Теория разрешения конфликтов («conflict resolution»): Дж.Бертон, К.Митчел. Междисциплинарный и адисциплинарный подходы в современной конфликтологии. Типы политических конфликтов.Всеобщие и частичные политические конфликты. Горизонтальные и вертикальные политические конфликты. Явные и латентные политические конфликты. Глобальные, межгосударственные, региональные и локальные политические конфликты. Конфликты с нулевой и ненулевой суммой.Функции политического конфликта. Политический конфликт как норма политического процесса. Позитивные и негативные функции политического конфликта. Возможности предотвращения (предупреждения) политических конфликтов. Стадии развития политического конфликта: предконфликтная, конфликтная, послеконфликтная. Методы и формы урегулирования политических конфликтов в «традиционной теории конфликта» (Р.Дарендорф).

ОТВЕТ:

Понятие «политич.конфликт»: -это 1.столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями; 2.Антиконструктивные действия, причиной которых послужили различия интересов политических групп (под интересом подразумевается совокупность интересов членов группы);3. один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство; 4. Стимул развития общественного прогресса; 5. разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.

Противоречие и конфликт: Понятие конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и прежде всего - через социальное противоречие.

Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий.

Так или иначе, проблема противоречий в нашей литературе разрабатывалась, чего нельзя сказать о теории конфликтов; ей, по существу, не уделялось никакого внимания. Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Однако, противоречие можно разрешить безконфликтным путем.

Противоречие (социальное) несовпадение, расхождение интересов людей, социальных групп. Помимо понятия социальных противоречий употребляются понятия диалектических, политических, экономических, идеологических, антагонистических и неантагонистических, основных и неосновных, внутренних и внешних П. и т.д. Выделяются три периода существования П.: возникновение, развертывание и разрешение.

Политический кризис и политический конфликт: Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы. Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резкомусилении политической напряженности. Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.· Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.· Внутриполитические кризисы - это:· правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;· парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;· конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;· социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотнуюподводит к смене власти.Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.(Кризис -характеризуется резким, внезапным ухудшением и без того конфликтных отношений. Характерные черты - внезапность, неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость. Кризис может стать поворотным моментом в развитии конфликтов, достигнув которого субъекты конфликта переходят к качественно новым отношениям. Например, Карибский кризис 1962 г. Экономический, социальный, экологический и прочие кризисы- служат пусковой причиной возникновения и развития политических конфликтов).

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

КОНФЛИКТ — противоборство сторон взаимодействия, имеющих противоположно направленные мотивы, цели и интересы. Политический конфликт - разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты, которые затрагивают основу политической системы характерезуются как политические кризисы.

______________________________________________________________________________________

 

В теории конфликтов можно выделить 2 основных направления:

-функционализм, изучающий проблему стабильности и устойчивости(э.дюркгейм, т. Парсонс, н. смелзер)

- структурализм. Объясняющий социальные процессы и изменения существованием конфликтов(м.вебер, к. маркс, р. дарендорф)

Социал-дарвинистская школа социологии о феномине политического конфликта:

Социал-дарвинистская школа определяется П.А. Сорокиным как школа, которая использует такие понятия как «борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, биологический отбор, наследственность для объяснения социокультурных явлений (война, социальный антагонизм, революция, подъём и упадок наций, нормы этики и права)».

«Наиболее общий признак социального дарвинизма – рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.п.».

Яркими представителями этого направления были: Герберт Спенсер - Именно он первым начал рассматривать борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Различая 2 главных типа обществ – воинственный и индустриальный (промышленный), – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование. В первом случае речь идёт о военных конфликтах и истреблении или порабощении побеждённого. Во втором имеет место промышленная конкуренция, где побеждает сильнейший в отношении усердия, способностей и т.п., т.е. в области интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба, по мнению Спенсера, является благом для всего общества, а не только для победителя, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объём общественного богатства.

Людвиг Гумплович- Таким образом, согласно его концепции, государство – «естественно» (т.е. путём насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А уже это насилие и «животное» подчинение слабых сильному, т.е. подвластных властвующим, является основой возникновения экономического господства. Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, т.е. бессознательную постоянную склонность повиноваться. Эта привычка затем переходит в обычаи и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от государства.

П.А. Сорокин подчеркивал, что в большинстве исследований биосоциологов «было преувеличено влияние биологических факторов.., некоторые из их открытий оказались ошибочными» (22. С. 182). Например, преувеличение роли конфликта в социальной жизни. Истолкование метафоры «борьба за существование» в духе конфликта само по себе не вытекало из теории эволюции.

Проблема институализации политического конфликта(МАТЕРИАЛА НЕТ ВООБЩЕ_ВЫСАСЫВАЛА ИЗ ПАЛЬЦА): в любом государстве должны существовать политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение.Институализация конфликта — это его облачение в символическую форму, характерную для данной политической системы.Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

К. Маркс как предшественник современной «диалектической теории конфликта»: [2] Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения. Американский социолог ДЖ. Тернер который считал Маркса одним из создателей теории конфликтам на основе изучения работ Маркса сформулировал следующие основные положения Марксового учения о конфликте: 1. Несмотря на то что социальные отношения проявляют свойства система они все же содержат большое количество конфликтных интересов; 2. Это обстоятельство свидетельствует о том что социальная система систематически порождает конфликты; 3. Следовательно конфликт является неизбежным и очень распространенным свойством социальных систем; 4. Подобные конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной противоположности интересов; 5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности ресурсов особенно власти; 6. Конфликт - главный источник изменений социальных систем; 7. Любой конфликт имеет антагонистический характер. Далее в целях систематизации и наглядности Тернер свел основные положения учения о противоречии и конфликте Маркса в своеобразную таблицу. Ключевые тезисы Маркса: 1.Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы. 2.Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы тем более вероятное что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов. 3.Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов тем более вероятное что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы. 4.Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных тем более насильственным будет конфликт. 5.Чем более насильственным является конфликта тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов. Эти ключевые тезисы Маркса в интерпретации Тернера поясняют причины и факторы конфликта и их влияние на особенности развития конфликта. Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт -неизбежное и распространенное свойство развития организации. Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов. Более высокий уровень развития организации и следовательно более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотива - ционных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов. Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностные отношениям но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта). Слабое проявление руководством своих интересов как администраторов разрозненность административных структура с большей вероятностью вызывает коллективные массовые конфликтные выступления подчиненных. Подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций. Аналогично можно переложить теории других классиков конфликто логии к условия организации (самостоятельно остальные три теории описать для предприятия).

С точки зрения диалектической теории конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.), общество — сложная социальная система с неизбежными конфликтами. Различные социальные группы (элементы системы), объединенные по какому-либо принципу, составляют социальную организацию общества. Занимая различные позиции в социальной структуре, социальные группы (классы, социальные слои, сословья) объективно имеют и разные возможности в присвоении и потреблении различного рода ресурсов. Следовательно, дефицит ресурсов, а также неравномерное и несправедливое их распределение являются одной из основных причин социального конфликта в обществе: чем более неравномерно распределены дефицитные ресурсы, тем глубже противоречия между «бедными» и «богатыми» и тем острее конфликт.

К. Маркса признают предшественником современной конфликтологии т.к. его идеи разделяет большинство современных конфликтологов. Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной модели» общества, связанны с постулированием неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы(эксплуататоры и эксплуатируемые). Классовая борьба между которыми становится движущей силой истории. Конфликты связанны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения. На идеях К.Маркса сформировалась «социология классовой борьбы» (Арон) и современная теория конфликта(Смелзер)

Социология конфликта Г.Зиммеля: [3]В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты явля­ются неустранимой частью социальной жизни. Для социологичес­кого подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфичес­ких методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологи­ческого подхода представления о конфликтах стали более детальны­ми, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль кон­фликтов в жизни общества у разных социологов были неодинако­выми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологичес­кого анализа.

Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде других своих работ исходил из того, что существую­щее в обществе множество эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых ­интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости де­мократических обществ.Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют необходимое универсальное свойство социальной жиз­ни, столь же устойчивую ее форму как власть, рынок, общественный договор и др. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.» Многочисленные последователи Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии — способствовать транс­формации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ Зим­меля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».

Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в. теории конфликта в качестве самостоятельной обла­сти социологии.

Он подчеркивал постоянный характер конфликтов. Г.Зиммель рассматривал конфликт как одну из форм социализации, считая его психологи­чески обусловленным явлением. В своих трудах Г. Зиммель предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия. Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен занять свое особое место и конфликт, который является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

В 19-20 веке большое внимание уделялось конфликту. Однако в этот период в основном конфликт рассматривался как исключительное явление. Хотя отдельные теоретики под влиянием учения Маркса и Зиммеля рассматривали конфликт как нормальное явление(Козер, Дарендорф, Глюкман, Гатлунг). Теоретические взгляды Г. Зиммеля разделяли в 20-е гг.XX в. социологи так называемой чикагской школы, видными представителями которой были Роберт Эзра Парк (1864-1944), Эрнест Уотсон Берджесс (1886-1996), Аббион Вудбери Смолл (1854-1926). Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Конфликты здесь занимают центральное место, поскольку представляют своеобразный мостик для перехода от соревнования к приспособлению и ассимиляции, являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен.

Социальный конфликт в концепциях Вебера и П. Сорокина: [4] ( Проблематика конфликта в социальной философии К. Маркса и М. Вебера .) и ( Сорокин П. Социология революции)

В XX в. наиболее влиятельными теориями, где понятие соци­ального конфликта было одним из ключевых, стали концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса и др. В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты явля­ются неустранимой частью социальной жизни. Для социологичес­кого подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфичес­ких методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологи­ческого подхода представления о конфликтах стали более детальны­ми, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль кон­фликтов в жизни общества у разных социологов были неодинако­выми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологичес­кого анализа.

По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокуп­ность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие на­дежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзор­ны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других.

Однако интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, что она характеризуется постоянной нестабильностью.

Приверженцы веберовской версии считают, что культурные ценности имеют приоритет над экономическими и политическими. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соответствии с ценностями, в свете которых определяют нормы поведения людей и их цели. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Крупнейший немецкий социолог М.Вебер считал, что любое общество раздирают коренные противо­речия, в частности, между местом, занимаемым чле­ном общества, и его заслугами, между эгоизмом индивида и необходимостью подчинения, предан­ности общественным интересам. Внутри общества имеют место различные конфликты между группа­ми, партиями, отдельными личностями. Власть не­отделима от господства. Ее существование свиде­тельствует о неравенстве, заключающемся в том, что один из индивидов может навязывать свою волю другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.