Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернисты и фундаменталисты 3 страница




 

Есть люди, которые силятся состряпать доказательства и выдумать доводы, дабы оправдать узкое и ограниченное толкование исламского джихада в духе современных рассуждений об "оборонительной войне", без устали копаются в прошлом, ища авторитетных подтверждений тому, что битвы исламского джихада велись лишь во имя защиты родины (ведь некоторые из них сводят отечество ислама к Аравийскому полуострову) от агрессии соседних держав. Что тут сказать? В действительности эти "доброхоты" или вовсе не понимают смысла и мирового значения ислама, или уступили давлению крайне тяжелых обстоятельств и подняли руки вверх, спасовав перед подлыми и вероломными нападками востоковедов.

 

У кого повернется язык сказать, будто дело могло обернуться так, что Абу Бакр, Омар, Осман[7] (да будет Аллах ими доволен!) удовлетворились бы прекращением вторжений римлян и персов на Аравийский полуостров и не стремились распространить исламскую идею вдаль и вширь? Разумеется, этого нельзя представить, ведь тогда бы поступательное движение ислама прекратилось из-за физических препятствий, вставших на его пути, -- различных форм политического устройства государства, общественно-экономических систем, основанных на расовом и классовом разделении, и материальной силы государства, которое им покровительствует и содействует. Все это было преградами для движения ислама. Было бы в высшей степени наивно полагать, что, столкнувшись с перечисленными препонами, движение, провозглашающее идею свободы всего человеческого рода на земле, стало бы бороться с ними только джихадом разъяснений и призывов. Спору нет, эта идея должна пробивать себе дорогу словом и речью. Но когда? Тогда, когда люди могут свободно ей внимать. Вот почему эту идею следует раскрывать людям в атмосфере свободы, устранив все помехи и побочные влияния, и при этом твердо придерживаться принципа: "Нет принуждения в религии". Но когда упомянутые выше преграды и формы физического воздействия господствуют в обществе, не остается иного выхода, кроме как устранить их силой -- и воззвать к сердцу и разуму людей только тогда, когда те освободятся от прежних уз и оков, чтобы они могли чистосердечно решить, как им ответить на этот призыв.

 

Если идеальное воплощение исламской идеи состоит в окончательном провозглашении освобождения человека и она не сводится исключительно к философским или идеологическим построениям, но готова иметь дело с повседневной действительностью, находя адекватный и достойный ответ на каждый вызов, то дорога джихада -- одно из самых фундаментальных требований для осуществления столь революционной идеи. Выполнять это требование следует вне зависимости от того, царит ли на родине ислама (более точный исламский термин: Дар-уль-Ислам) мир или ей угрожают соседние державы. Борясь за мир, ислам не имеет в виду поверхностное поддержание безопасности приверженцев ислама на какой-то конкретной территории. Ислам жаждет мира путем воцарения религии на всей земле. Все ее население должно покорно склониться перед Единым Богом и признать своим владыкой не кого-либо из себе подобных, а одного только Бога. Со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) осуществлять следует только конечные этапы движения исламского джихада. Начальные и промежуточные стадии более не действенны, ибо исчерпали себя в ту эпоху. Как утверждал великий ученый Ибн Кайим: "Итак, после ниспослания суры "Покаяние" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) разделил неверных на три категории: во-первых, военные противники во-вторых, те, с кем заключены договоры и, в-третьих, зимми. После того как вторые приняли ислам, остались только два рода, противостоящих Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!): враги и зимми. Первые всегда боялись его (ибо с ними он всегда находился в состоянии войны). Итак, все человечество было поделено на три категории: мусульмане, полагавшиеся на него в вере своей; миролюбивые народы, которым Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) даровал спокойствие (как явствует из предшествующего, под ними подразумеваются зимми), и, наконец, недруги, пребывавшие в страхе перед ним".

 

Обрисованное в данном разделе отношение ислама к неверным логически вытекает из характера и целей данной религии. Если положить на весы разума и логики все аргументы тех, кто склонился перед обстоятельствами и дрогнул перед нападками востоковедов, окажется, что они совершенно чужды духу нашей религии.

 

Поступательное развертывание джихада

 

Вначале, когда мусульмане переселились в Медину, Аллах Высочайший сказал им, удерживая от битв: "Удержите ваши руки и простаивайте молитву и давайте очищение" (сура 4, 77). Затем им было разрешено сражаться:

 

"Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине Аллах может помочь им -- тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, -- ведь Аллах силен, славен! -- тем, кто -- если Мы укрепляем их на земле -- поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывает ведомое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху -- завершение дел!" (сура 22, 40-42 (39-41).

 

Следующий этап -- приказ мусульманам биться с теми, кто сражается с ними:

"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами" (сура 2, 186 (190)).

И, наконец, была объявлена война всем многобожникам:

 

"Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины -- из тех, которым ниспослано писание, покуда они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (сура 9, 29).

 

Итак, согласно разъяснениям имама ибн Кайима, мусульманам сначала было велено воздержаться от сражений с многобожниками и неверными, затем им было разрешено сражаться, потом им было приказано биться с агрессорами и, наконец, предписано воевать со всеми многобожниками и неверными. Ясные строки Святого Корана, наследие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), побуждавшего и призывавшего к джихаду, войны, которые вел ислам на ранних стадиях своего существования, более того, вся история ислама, изобилующая описаниями джихада, -- это неоспоримые свидетельства, наполняющие сердце любого мусульманина презрением к рассуждениям тех умников, которые поддались давлению неблагоприятных обстоятельств и лживой пропаганде востоковедов. Как можно считать себя знатоком, если, имея возможность внимать ясным велениям Бога, следовать недвусмысленным высказываниям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), изучать летопись многочисленных исторических побед ислама, ты упорно настаиваешь на ложной концепции джихада, полагая его временным явлением, обусловленным изменениями среды и преходящими обстоятельствами, и выделяешь лишь одну постоянную его характеристику, связанную с обороной собственных границ.

 

В своем первом велении, содержащем разрешение сражаться, Аллах Всевышний открыл верующим, что вечный и нерушимый Божественный принцип, реализуемый и в повседневной жизни, состоит в том, что Он противопоставляет одну группу людей другим, дабы изгнать порок с Его земли.

 

"Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине Аллах может помочь им -- тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много" (сура 22, 40-41 (39-40)).

 

Таким образом, эта борьба -- не временное состояние, а вечная и постоянная война. Она -- естественное следствие непреходящего постулата о невозможности сосуществования на земле Правды и Лжи. Где бы в мире ислам ни старался утвердить систему, основанную на господстве Божьем, когда бы он ни начинал свое движение, направленное на освобождение человека из оков служения себе подобным, узурпаторы власти Божьей яростно восставали против него, стремясь любой ценой избавиться от его присутствия. Но и ислам всегда был на страже, готовый искоренить эти враждебные поползновения и вырвать человечество из сетей власти тагутов[8]. Борьба Правды и Лжи, Света и Тьмы идет от начала времен, и несущий свободу бурный поток джихада не остановится до тех пор, пока не сметет все сатанинские силы и религия в чистоте своей не будет всецело посвящена одному Богу.

 

Почему джихад меча не был разрешен в период Мекки?

 

Приказ удерживаться от применения силы во время пребывания в Мекке был лишь временным этапом далеко идущего плана. Той же политики следовало придерживаться и в начале хиджры[9]. Но когда впоследствии мусульманская община поднялась на джихад, ее вдохновляло не только желание отстоять Медину. Без сомненья, оборона Медины была необходимым исходным поводом или предлогом, но никак не конечной целью. Джихад был движим стремлением защитить от нависшей угрозы средоточие мусульманского движения, чтобы вышедший из него караван мог неуклонно идти вперед к цели, реализуя свою историческую миссию освобождения человека и уничтожая все препятствия, возникающие на этом пути.

 

Первая причина

 

Причина, по которой мусульмане воздерживались от вооруженной борьбы во время пребывания в Мекке, вполне понятна любому здравомыслящему человеку. В Мекке существовала свобода проповеди. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) был под защитой рода Бану Хашим[10], а значит, мог открыто излагать свое учение. Он мог заставить людей прислушаться к нему, мог воззвать к их душам и умам, мог обращаться к ним вместе и порознь. Никакая организованная политическая сила не стояла на пути распространения этого учения, не старалась перекрыть людям всякий доступ к нему. И потому у исламского движения не было нужды прибегать к насилию. Кроме того, были и другие причины, делавшие необходимым в этот период ограничиваться исключительно мирной проповедью. Я кратко изложил все эти причины в моем комментарии "Фи-зилаль аль-Куран" ("В тени Корана"), разъясняя стих: "Разве ты не видел тех, которым сказали: Удержите ваши руки и простаивайте молитву и давайте очищение" (сура 4, 79(77)). Пожалуй, стоит повторить некоторые из этих соображений и сейчас.

 

Вторая причина воздержания от джихада меча на этом этапе

 

Запрет применять силу на этой стадии мог быть продиктован и существовавшей в тот период необходимостью раскрыть и развить внутренние возможности исламской идеи -- в определенной среде, для определенного народа, при определенных условиях. Среди многообразных целей такого самораскрытия и предуготовления, обязательных в подобной атмосфере, была и задача воспитать каждого араба так, чтобы он смог вытерпеть непривычную для него ситуацию: например, стойко переносить чрезмерное давление, которому может подвергнуться и он сам, и те, кто находится под его покровительством. Для этого он должен избавиться от личной гордыни и смирить порывы своего необузданного "я". Целью его жизни уже не будет только защита самого себя и тех, за кого он отвечает. Он должен развивать самообладание, чтобы не выходить из себя, услышав что-то неприятное, не впадать в бешенство и ярость, поддавшись на провокацию, даже если того требует его природа. Он должен быть образцом трезвости и быть сдержанным в чувствах и поступках. Он должен покориться партийной дисциплине, понимая, что над ним стоит целая организация с верховным лидером во главе. В любой жизненной ситуации он должен обращаться за указанием к этому вождю и руководствоваться его распоряжениями в каждом своем поступке, невзирая на то, соответствуют ли эти приказы его собственным наклонностям или нет. В мекканский период все это и стало краеугольным камнем преобразования и воспитания арабского характера. Задача состояла в том, чтобы построить мусульманское сообщество, каждый член которого наделен возвышенным духом, всегда готов устремиться на зов своего вождя и выполнить его приказ, прогрессивен, культурен, избавлен от дурных привычек -- наследия племенной дикости.

 

Третья причина

 

Еще одной причиной запрета на джихад меча в этот период было курайшитское окружение, преисполненное гордыни и упивавшееся ощущением своего родового превосходства. В таких условиях мирные способы распространения мусульманской идеи могли оказаться более эффективными. Применение силы в тот момент могло обернуться жаждой возмездия и распалить недобрые чувства. Новые раздоры развязали бы кровную вражду. Клановые войны, основанные на кровной мести, были тогда обычным делом для арабов. Таковы были войны из-за Дахиса и Габры[11] или из-за верблюдицы старухи Басус[12], длившиеся годы и годы и истреблявшие род за родом. Если бы в связи с исламом в умах и сердцах арабов пробудилась новая жажда кровной мести, их уже нельзя было бы смягчить и укротить. Вместо призыва к истинной вере ислам обернулся бы нескончаемой чередой кровных убийств, и суть его учения забылась бы, не успев раскрыться и без надежды возродиться в будущем.

 

Четвертая причина

 

Причиной могли быть и опасения развязать широкомасштабную гражданскую войну. В то время не существовало организованной власти, которая могла бы преследовать и терзать верующих; право взыскивать и наказывать принадлежало родственникам и покровителям. Применить силу в такой ситуации означало бы превратить всякое семейство в поле брани, что привело бы к долгой и нескончаемой войне. Люди могли бы сказать: "Вот каков ваш ислам". Впрочем, так и говорили, даже когда насилие было запрещено. Во время хаджжа курайшиты приходили в лагеря прибывших издалека арабских паломников или торговцев и рассказывали: "Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) не только вносит раздор в свой народ и свое племя; он заставляет сына идти против отца". Курайшиты бросались такими обвинениями, хотя Верующим и не было разрешено прибегать к насилию. А если бы линия фронта пролегла посреди каждого дома и каждой деревни, если бы сыновьям действительно было бы позволено рубить головы отцам, -- что недруги сказали бы тогда и чем бы все это обернулось?

 

Пятая причина

 

Еще одной причиной могло быть предвидение Аллаха Высочайшего, Который знал, что противники ислама -- те, кто поначалу устраивал над мусульманами многочисленные религиозные процессы, кто подвергал их душераздирающим истязаниям, кто зверски их подавлял, -- в большинстве своем превратятся в искренних и преданных воинов ислама, а один из них даже станет великим вождем мусульман! Разве не таков был сперва Омар ибн Хаттаб? Вряд ли стоит объяснять, кем он стал после принятия ислама.

 

Шестая причина

 

В числе причин можно назвать и чувство врожденной гордости арабов, особенно живущих своим кланом. Следуя этому чувству, они всегда скорее поддержат преследуемого, мучимого и угнетаемого, но не сдающегося и стоящего на своем. Оно будет тем более уязвлено, если притесняется и подавляется человек, принадлежащий к верхушке клана или к родовой знати. В доказательство можно привести множество событий, происходивших в Мекке. Скажем, когда Абу Бакр, известный своим великодушием и мягким нравом, покинул Мекку, намереваясь перебраться в другое место, Ибн ад-Дагна[13] не мог этого стерпеть, считая его уход позором для арабов, и уговорил его остаться, предложив Абу Бакру свое покровительство. А самым ярким примером является история расторжения договора, согласно которому жизненное пространство клана Бану Хашим было ограничено долиной Абу Талиба[14]. Когда бесконечные и бессмысленные лишения и голод довели их до самого края, арабская молодежь порвала этот договор в клочья. Арабы отличались особым благородством, а в других цивилизациях древности, где унижение людей было делом привычным, мы сталкиваемся с совершенно иной картиной: мучеников и гонимых презирали и осмеивали, а тиранов и угнетателей превозносили.

 

Седьмая причина

 

Причиной могло быть и то, что мусульман в это время было довольно мало и находились они только в Мекке. Идея ислама еще не достигла иных частей Аравийского полуострова, а если о ней где-то и знали, то только понаслышке. Другие племена рассматривали происходящее как внутреннее дело курайшитов и просто выжидали, чем кончится эта борьба, до времени соблюдая нейтралитет. Если мусульмане были бы обязаны в этой ситуации сражаться, то такая ограниченная война привела бы к полному уничтожению их небольшой общины. Даже если бы мусульмане уничтожили во много раз больше противников, чем насчитывали их собственные ряды, все равно в конце концов они были бы истреблены до последнего человека. Идолопоклонство и многобожество процветали бы, как и прежде, а заря ислама так никогда бы и не занялась, и он никогда бы не смог реализовать на практике несомую им благую весть, а ведь она была ниспослана именно для того, чтобы жизнь человека была наконец устроена так, как предписывает ислам.

 

Почему джихад был под запретом в начале пребывания в Медине?

 

Вооруженная борьба была запрещена и на начальной стадии жизни в Медине. Объясняется это тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) заключил договор о мирном сосуществовании с мединскими евреями и неверующими арабами, жившими в самой Медине и вокруг нее. Этого, несомненно, требовала новая ситуация, и действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) были вполне оправданы следующими соображениями.

 

Во-первых, возможности для проповеди и убеждения были открыты. Не было никакого политического аппарата подавления и насилия. Все население признало новое мусульманское государство и согласилось с верховным политическим лидерством Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). В вышеупомянутом договоре было указано, что никто не имел права заключать мир, объявлять войну или устанавливать межгосударственные отношения без одобрения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Этот пункт был ясен как день: подлинная политическая власть в Медине принадлежала вождю мусульман. Тем самым были распахнуты двери для дальнейшего продвижения и расширения исламской идеи: в условиях свободы вероисповедания люди были вольны принимать любую религию по своему желанию, без принуждения и запретов.

 

Во-вторых, в этот переломный момент Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел целиком сосредоточиться на том, чтобы свести счеты с курайшитами, чье сопротивление было величайшей помехой на пути распространения учения среди прочих племен, ожидавших, чем закончится внутренняя борьба среди потомков Курайша. Потому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), долго не медля, поспешил разослать во все стороны разведывательные отряды. Первым из таких отрядов командовал Хамза бин Абдул Муталлиб[15]. Он вышел в поход в месяц Рамазан, когда не прошло еще и полгода после переселения в Медину. Было отправлено еще множество подобных разведывательных групп: одна на тринадцатый месяц после хиджры, другая -- в начале шестнадцатого, а когда пошел семнадцатый месяц, выступил отряд под началом Абдуллы ибн Джахша[16]. Его людям и пришлось участвовать в первой стычке с курайшитами, в которой пролилась кровь. Это случилось в месяц раджаб, который считался священным. Об этом событии в суре Аль-Бакара "Корова" говорится так:

 

"Cпpaшивaют oни тeбя o зaпpeтнoм мecяцe -- cpaжeнии в нeм. Cкaжи: "Cpaжeниe в нeм вeликo, a oтвpaщeниe oт пyти Aллaxa, нeвepиe в нeгo и зaпpeтнyю мeчeть и изгнaниe oттyдa ee oбитaтeлeй -- eщe бoльшe пpeд Aллaxoм: вeдь coблaзн -- бoльшe, чeм yбиeниe!"" (сура 2, 214(217)).

 

На второй год хиджры произошла битва при Бадре[17], описанная в суре Аль-Анфаль "Добыча".

 

Если взглянуть непредвзято на этот путь, пройденный исламом, то нет никаких причин полагать, что его основной целью была самооборона в узком смысле слова. Этот вывод равноценен суждениям так называемых ученых, трепещущих перед окружающей действительностью и приведенных в полное замешательство злобными нападками востоковедов. Назвать неподражаемое восхождение к торжеству ислама итогом сугубо оборонительной идеологии по существу означает признать свое поражение перед лицом агрессивного наступления востоковедов, обрушивших непрестанные атаки на мусульман в тот момент, когда тех лишили заслуженной всемирной славы, а преданность исламу уготовила им незавидную долю. Конечно, Милостью Господа остались немногие, на кого эти поползновения не оказывают никакого воздействия, кто твердо считает ислам всеобъемлющим провозглашением свободы человека от любой власти кроме Божьей, кто верует в чистоту религии, обращенной к одному только Богу, и утверждает верховенство ислама. Пусть другие ищут моральные оправдания для джихада, дабы угодить тем, кто ополчается против него. Для обоснования исламского движения достаточно сказанного в Коране, и оно не нуждается в опоре на какой-либо иной моральный авторитет.

 

Священный Коран гласит:

"Пycть жe cpaжaютcя нa пyти Aллaxa тe, кoтopыe пoкyпaют зa ближaйшyю жизнь бyдyщyю! И ecли ктo cpaжaeтcя нa пyти Aллaxa и бyдeт yбит или пoбeдит, Mы дaдим eмy вeликyю нaгpaдy. И пoчeмy вы нe cpaжaeтecь нa пyти Aллaxa и зa cлaбыx из мyжчин и жeнщин и дeтeй, кoтopыe гoвopят: "Гocпoди нaш! Bывeди нac из этoгo ceлeния, житeли кoтopoгo тиpaны, и дaй нaм oт Teбя пoкpoвитeля и дaй нaм oт Teбя пoмoщникa""? Te, кoтopыe yвepoвaли, cpaжaютcя нa пyти Aллaxa, a тe, кoтopыe нe вepyют, cpaжaютcя нa пyти тaгyтa. Cpaжaйтecь жe c дpyзьями caтaны; вeдь кoзни caтaны cлaбы!" (сура 4(3), 76-78 (74-76)). "Cкaжи тeм, кoтopыe нe вepoвaли: "Ecли oни yдepжaтcя, им бyдeт пpoщeнo тo, чтo былo пpeждe, a ecли вepнyтcя, тo yжe пpoшeл пpимep пepвыx. И cpaжaйтecь c ними, пoкa нe бyдeт иcкyшeния, и peлигия вcя бyдeт пpинaдлeжaть Aллaxy"". A ecли oни yдepжaтcя... вeдь Aллax видит тo, чтo oни дeлaют! A ecли oни oбpaтятcя вcпять, тo знaйтe, чтo Aллax -- вaш пoкpoвитeль. Пpeкpacный этo пoкpoвитeль и пpeкpacный пoмoщник!" (сура 8, 39-41 (38-40)).

 

"Cpaжaйтecь c тeми, ктo нe вepyeт в Aллaxa и в пocлeдний дeнь, нe зaпpeщaeт тoгo, чтo зaпpeтил Aллax и Eгo пocлaнник, и нe пoдчиняeтcя peлигии иcтиннoй -- из тex, кoтopым ниcпocлaнo пиcaниe, пoкa oни нe дaдyт oткyпa cвoeй pyкoй, бyдyчи yнижeнными. И cкaзaли иyдeи: "Узaйp -- cын Aллaxa". И cкaзaли xpиcтиaнe: "Meccия -- cын Aллaxa". Эти cлoвa в иx ycтax пoxoжи нa cлoвa тex, кoтopыe нe вepoвaли paньшe. Пycть пopaзит иx Aллax! Дo чeгo oни oтвpaщeны! Oни взяли cвoиx книжникoв и мoнaxoв зa гocпoд ceбe, пoмимo Aллaxa, и Meccию, cынa Mapйaм. A им былo пoвeлeнo пoклoнятьcя тoлькo eдинoмy Бoгy, пoмимo кoтopoгo нeт бoжecтвa. Xвaлa Eмy, пpeвышe Oн тoгo, чтo oни Eмy пpидaют в coyчacтники! Oни xoтят зaтyшить cвeт Aллaxa cвoими ycтaми, нo Aллax нe дoпycкaeт инoгo, кaк тoлькo зaвepшить Cвoй cвeт, xoтя бы и нeнaвидeли этo мнoгoбoжники (сура 9, 29-32).

 

В этих стихах -- все цели джихада: утвердить Господство и Владычество Бога на земле, учредить истинное устройство дел земных по заветам Божьим, искоренить все сатанинские силы и способы их существования, уничтожить власть людей над себе подобными. Все люди -- творение Бога Единого, и ни один раб не имеет права и полномочий держать других у себя в услужении или выдумывать для них законы по своей прихоти. Этих причин и оснований достаточно, чтобы объявить джихад. Однако не следует забывать и о заповеди: "Нет принуждения в религии". После освобождения от гнета людских существ и упрочения верховенства принципа "власть принадлежит только Богу" -- иными словами, после того как религиозное поклонение всецело будет предназначено только Богу, -- никого не будут вынуждать отказаться от его веры и обратиться в ислам. Если поразмыслить над причинами джихада, можно прийти к выводу: целью, ради которой ислам прибегает к джихаду, является подлинное и окончательное освобождение человека на этой земле. Такой свободой можно пользоваться только тогда, когда человек будет избавлен от служения себе подобным и полной грудью вдохнет воздух безраздельного служения Богу, который Един и не имеет сотоварищей. Разве этой великой цели недостаточно, чтобы оправдать провозглашение джихада? Мусульманские воины всегда помнили о перечисленных в Коране источниках и задачах джихада. Не было ни единого случая, когда бы воин ислама на вопрос о цели джихада ответил: "Наша страна в опасности, и мы поднялись на ее защиту", или: "Мы выступили, чтобы обуздать агрессивные планы персов или римлян, направленные против мусульман", или: "Мы хотим расширить пределы нашего государства и добыть еще больше военных трофеев". Напротив, такие ответы всегда повторяли слова Рабати бин Амера, Хузайфы бин Мухсина и Мугиры бин Штубы[18], обращенные к персидскому полководцу Рустаму. Перед началом битвы при Кадисии он в течение трех дней задавал им порознь один и тот же вопрос: "Зачем вы пришли сюда?". И все они отвечали одно:

 

"Бог послал нас, чтобы мы вырвали тех, кто любезен Ему, из рабства людского к служению одному только Богу, из теснин мира на простор его; из религиозных пут в царство исламской справедливости. Для того Аллах и послал созданиям Своим Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), несущего Его религию. И потому мы засвидетельствуем служение того, кто примет нашу религию, и повернем назад, оставив ему его землю, а с теми, кто восстанет против нее, будем сражаться до тех пор, пока не обретем мученичество или не одержим победу".

 

Еще одна естественная причина джихада

 

Помимо внешних факторов, определяющих суть джихада, есть и внутренняя причина, коренящаяся в самой природе нашей религии и в ее всеобъемлющем стремлении к освобождению человека. Коль скоро эта религия противопоставляет практическим обстоятельствам повседневной жизни адекватные средства их преодоления, используя на каждом этапе своего развития новые методы борьбы в зависимости от того, против чего она ведется, такой реалистичный подход сам по себе указывает на естественную природу джихада. Она сообщена ему изначально, с момента ниспослания исламской идеи, и пребывает неизменной, вне зависимости от каких-либо опасностей (или внешней агрессии), угрожающих исламским землям и живущим на них мусульманам. Эта внутренняя причина не продиктована ограниченной потребностью в самообороне или другими преходящими обстоятельствами. Обоснована она, с одной стороны, реальными трудностями и препятствиями, встающими на пути распространения исламской идеи в безбожном обществе, а с другой -- особым исламским образом жизни и каждодневной практической борьбой, в которой он пробивает себе дорогу. Таким образом, решающим аргументом в пользу джихада является то, что мусульманин жертвует на пути Аллаха всей своей жизнью и достоянием ради утверждения идеалов, в которых для него не заключено никакой личной выгоды или корысти. Выбрав джихад и выйдя на поле брани, мусульманин уже оказывается победителем в великой схватке, составляющей суть джихада. Это противостояние его врагу Сатане, самому себе, своим страстям и вожделениям, искусительным мечтам и амбициям, личным устремлениям и намерениям, интересам его собственной семьи и народа. Короче говоря, он вступает в бой со всеми противоречащими исламу призывами, со всеми чувствами, мешающими поклонению Богу, со всем тем, что препятствует утверждению на всей земле Божественного владычества и уничтожению узурпаторов власти Божьей.

 

Подлинный повод к обороне свей земли с точки зрения ислама

 

Те, кто оправдывают исламский джихад, сводя его к защите исламской родины, на самом деле принижают величие исламского пути. Для них этот непорочный образ жизни не столь весом и значим, как понятие родины. Ислам не придерживается того представления о стране и прочих подобных вещах, которое они стараются ему навязать. Эта точка зрения порождена нынешним веком и полностью противоречит исламскому сознанию и воспитанию. Согласно исламу, истинным обоснованием джихада является защита веры -- или образа жизни, который ее воплощает, или общества, где утвердился этот образ жизни. А родная почва той или иной страны для ислама ничего не означает и не наделена каким-либо величием. Она может обрести такое величие и авторитет исключительно потому, что на ней воцарилось Божественное право и установилась форма человеческого общежития, ниспосланная Аллахом. В таком случае эта страна становится оплотом и цитаделью ислама, маяком исламского образа жизни, Домом ислама (Дар уль-Ислам), центром и отправной точкой движения к окончательному освобождению человечества. Вне всякого сомнения, оберегать и защищать Дар уль-Ислам -- значит оборонять саму исламскую веру и то общество, в котором воплотился дух ислама и исламского образа жизни. Но оборону в принципе нельзя считать подлинной целью исламского движения, а потому и защита Дар уль-Ислама не может быть истинным предназначением движения исламского джихада. Скорее, защита Дар уль-Ислама -- это один из способов утверждения Божественного правления, а кроме того, она призвана сделать Дар уль-Ислам тем центром, тем священным местом, откуда воссияет по всей земле всепобеждающее солнце ислама, лучи которого проникнут в каждый угол и закоулок, неся людям благодатную освободительную весть. Мы уже говорили о том, что наша религия адресована всему "Человечеству", а сфера ее действия -- вся Земля как таковая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.