Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство




Республиканская форма правления.

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками.

Характерные признаки республиканской формы правления: 1) выборность, т.е. представительный характер верховной власти; 2) сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов; 3) срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти; 4) ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.

Формирование высших органов власти происходит на демократической основе, с обязательным условием деления власти на три ветки – законодательную, исполнительную, судебную.

Республики делятся на аристократические и демократические. Первые были характерны для античных государств и средневековых городов-государств. Вторые являются самой распространенной формой правления в современных государствах. В аристократических республиках знать управляет государством практически без участия населения.

Демократическая респ. признает официальным источником власти волю народа. В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительными властями, от того, какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают президентские, парламентские и смешанные республики.

Президентская республика (США, Франция, Бразилия, Мексика) характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Представительный орган – парламент – обладает законодательной властью, но, как правило, не имеет влияния на процесс формирования правительства, в руках которого находится исполнительная власть. Президент может самостоятельно сформировать правительство, назначить министров. Министры ответственны перед президентом, поэтому парламент не может объявить вотум недоверия правительству. Президент имеет право наложить вето на принимаемые парламентом законы. Президент избирается населением страны и сосредотачивает в своих руках широкие полномочия во всех сферах общественной жизни – право назначать референдумы по наиболее важным общественно-политическим вопросам и право введения ЧП, право законодательной инициативы и право утверждения законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления войны и заключения мира и т.д.

В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария) исполнительная власть подчинена парламенту, избираемому населением в ходе выборов; преобладает верховенство парламента, осуществляющего и законодательную деятельность. Правительство формируется парламентом, точнее партией или партийной коалицией располагающей большинством голосов, и несет ответственность перед ним. Во главе правительства стоит премьер-министр, который обычно является лидером руководящей партии. Главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не является главой правительства и не несет ответственность за его деятельность. Он представляет государство на внешнеполитической арене, но все его действия должны быть согласованы с правительством. У него отсутствует право назначать референдумы, вводить ЧП, налагать вето на законы, принимаемые парламентом и т.д.

Смешанная форма правления – третья форма правления, возникающая тогда, когда элементы одной формы проникают в другую. Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики:

· президент избирается непосредственно избирателями;

· президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д.; премьер-министра назначает, как правило, с согласия парламента;

· правительство несет ответственность перед президентом;

· парламент может объявить вотум недоверия правительству;

· парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отсранении президента от должности.

Форма гос.утройства – территориальная организация государственной власти, взаимосвязь государства как целого с его составными частями.

Как правовой институт, гос.устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; Н, ПР и ПЛ практику, устанавливающие способ государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); Н, ПР и ПЛ практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и АТ единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.

Территориальное устройство определяется исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов.

Форма государственного устройства – категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть разные формы государственного устройства.

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство – наиболее распространенная форма устройства современных государств. Это единое, цельное государство, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному признаку. В них действует единая система центральных и местных органов власти, в них существует единый центр власти. На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центральных органов власти. Она более удобна для управления, т.к. решения центральных органов действуют напрямую.

В мире существуют унитарные государства разных форм: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление существенно ограничено в правах и отсутствуют вовсе. В децентрализованных органы местного самоуправления входят в систему органов гос.власти, функционируют самостоятельно. Простые унитарные гос-ва состоят только из АТ единиц, а сложные имеют в своем составе административные автономии.

Федеративное гос-во – всегда сложное гос-во, состоящее из нескольких гос.образований. При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий. Одновременно решается вопрос о том, какие полномочия сохранить за субъектами.

Признаки федерации: 1) субъекты обладают элементами государственности (имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, гос.символы и т.д.); 2) федеральный центр имеет высшие властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы); 3) территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов; 4) возможно двойное гражданство; 5) федеральный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов; 6) два вида законов – общефедеральные и субъектов; 7) существует двойная система налоговых потоков.

В зависимости от признака, положенного в основу образования, различают нац.-государственные и АТ федерации. В зависимости наличия различия правового статуса субъектов выделяют федерации ассиметричные (РФ) и симметричные (США). Относительно централизованные федерации – государства, в которых очень большие полномочия принадлежат фед.власти. Относительно децентрализованные – субъекты обладают широкими полномочиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.