Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-правовой режим и его виды




Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).

Конфедерация – союз государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация не образует нового государства.

Конфедерация образуется на добровольной основе, не обладает признаками государства, субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами.

Для эффективного решения поставленных задач в конфедерациях образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами-участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон.

Классические примеры конфедерации: швейцарские кантоны, объединившиеся в конфедерацию в период с 1815 по 1848 гг. или США в период с 1781 по 1787 гг. Конфедерации возникают на небольшой срок и встречаются достаточно редко; как показывает история, нередко служили переходной формой к федеративному устройству.

В настоящее время широкое распространение получили различные виды межгосударственных объединений - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников.

Государства сохраняют суверенитет, но передают определенную часть своих полномочий надгосударственным органам, с помощью которых координируют свою деятельность. Правовой основой образования межгосударственных объединений являются конституции стран-участниц. Правовой основой построения системы органов и деятельности межгосударственных объединений являются договоры об их образовании и их уставы. В этих же документах определяется порядок вступления в сообщество и выхода из него.
Примерами межгосударственных объединений являются Содружество Наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский Союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого с 1996 г. является и Российская Федерация, а также Содружество Независимых Государств (СНГ) и Сообщество суверенных государств (ССГ).

Система органов МО выглядит, примерно, следующим образом: высший орган (как правило, Совет глав правительств); исполнительный орган; административный орган (секретариат); комитеты и комиссии по специальным вопросам. Иногда создаются специальные органы: например, в составе Совета Европы созданы Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека.

Межгосударственным объединением является СНГ (Содружество Независимых Государств), участником которого является Российская Федерация. СНГ образовано 10 декабря 1991 г. В его состав входят 12 государств - бывших республик Советского Союза. Органами СНГ являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командования пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека, Межпарламентская ассамблея, Межгосударственный экономический комитет. Однако все эти органы наднациональными полномочиями не обладают, а служат координации деятельности стран-участниц.
2 апреля 1996 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ССГ). Учреждены специальные органы ССГ: Совет глав государств - высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов; Парламентское собрание, которое формируется из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов) и предназначено для принятия законов, обязательных для каждого из участников; Исполнительный комитет как постоянно действующий орган, который попеременно в течение 1-го года возглавляется главами правительств государств-участников.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы того или иного государства-участника, объединить ресурсы для решения глобальных задач.

Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, но не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относиться к деятельности государства. Политический режим – понятие более широкое, чем государственный режим, оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил – партий и движений, в том числе и оппозиционных. Отождествлять гос. и полит. Режимы не следует.

Государственный режим во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами, которые могут быть демократическими или устанавливающими авторитарный режим. Государственный режим характеризуется следующими качественными признаками:

способы и порядок формирования органов гос.власти и управления;

распределение компетенции между ветвями власти;

характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.);

государственные гарантии прав и свобод граждан;

верховенство правовых законов в механизме правового регулирования;

роль права в решении государственных дел;

независимость судебной власти;

независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства;

место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;

степень участия населения страны в управлении государством;

методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов.

Наличие или отсутствие перечисленных признаков в деятельности государства характеризует гос.режим как демократический, либо как антидемократический. Уровень демократичности режима можно измерить количеством признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию двух основных гос.режимов.

Демократический режим – организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении гос.дел, провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина. Демократический режим основывается на принципах народного суверенитета, политической свободы, равноправия, разделения власти, периодичности смены органов власти, многопартийности, плюрализма мнений, независимости средств массовой информации, многообразии форм собственности и т.д.

Тоталитарный режим – организация власти, при которой устанавливается жесткий контроль государства над обществом и личностью, он опирается на однопартийную систему, одну идеологию, которая считается единственно правильной. При тоталитарном режиме правящая партия сращивается с гос.аппаратом, не допускаются многопартийность, плюрализм общественного мнения, средства массовой информации подчинены государству. Такой режим опирается на огромный бюрократический аппарат, армию, полицию, разведку.

Авторитарный режим – режим, при котором вся полнота власти концентрируется в руках одного лица или правящей элиты, оппозиция формально провозглашается, но фактически разрешается деятельность только таких организаций, которые поддерживают правящую элиту. Региональная и местная власти подчинены центральной, политические права и свободы граждан закреплены в законодательстве, но фактически не реализуются. Формально этому режиму присущи элементы демократизма и законности. Большую роль в нем играет харизматическая личность лидера государства и правящей партии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.