Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика системы образования как сфера деятельности специалиста социальной работы




Вопрос №5

Граждане, остронуждающиеся в социальных услугах разового характера.

Граждане без определенного места жительства и занятий.

Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

 

В каждом развитом государстве существует устоявшееся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государаством, обществом, личностью.

Под понятием система образования понимается: в широком смысе:

· совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.

Система образования в Рф представляет собой совокупность взаимодействующих приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различнорго уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений.

Система может быть муницыпальной, региональной и федиральной.

Принцыпы системы образования:

· гуманистический характер

· единство федирального, культурного и общеобразовательного пространства. (развитие образования, национ кул-р, кул-ых традиций в условиях многонацион гос-ва)

· общедоступность

· светский характер (без навязывания религии)

· свобода в образовании

· демократический характер управления образовательными учреждениями

 

Образование выполняет социокультурные функции:

· является способом социализации

· средством общения и приобщения к мировым ценностям

· ускоряет процесс развития и становления человека как личности

· обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрение

В контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение.

Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей — показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе2:

проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб — детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего социально-бытовая материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем;

проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года и приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Такие дети бросают школу, не получив даже начального образования. Они не могут учиться в средней школе из-за вторичной неграмотности и составляют группу риска по девиантному поведению со всеми вытекающими отсюда последствиями. К ним же относятся и те, кто, даже получив профессиональное образование, остаются функционально неграмотными.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние)4. Некоторые авторы выделяют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки, чрезмерного внимания, тоже оказывающего отрицательное воздействие.

В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).

К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т.д.

Социальная работа в школе становится тем более востребованной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Однако, в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопр осов административного управления.

 

Детей, подростков, молодежь как социальный слой- важнейшая категория, в том числе наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли - образования) их согласованной, личностно ориентированной социальной работы.

Профессиональная социальная работа должна помочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.