Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема деятельности в психологии (бихевиоральной+)





в разных направления, концепция преднамерянной деятельности Курта Левина, концепция интенциональной деятельности Брентрано

Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

  1. Гегель даёт принципу Д (для него это характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата. «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений».
  2. Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде. Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (ср. А.Н. Леонтьев (АНЛ): «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это есть опредмечивание труда». «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т.п. Д, и тогда я занят общественной Д, потому что я действую как человек». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д, любовь – словом, все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

  • Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).
  • Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности
  • Идея единства «внешних» и «внутренних» форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»
  • Идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в Д и через Д
  • Историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

Т.о., по АНЛ Д – это «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (прямой ученик Вундта): «Нетрудно убедиться, что характеристики поведения у Узнадзе и Д у Леонтьева по существу идентичны» (Имеидзе). Ср.: «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является тем базисом, на котором основывается поведение человечества. Тем самым мы становимся на марксистскую точку зрения как единственно научную». Блонский – совсем не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение. «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 26 году ввёл в психологию понятие Д. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

Выготский. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде». Пиаже ЛСВ критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом: «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ: «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций: мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. После опалы, в конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». В «Человеке и мире» Рубинштейн во многом не противоречит АНЛ, а кое в чём его опережает («человек должен быть взят внутри бытия, в своём специфическом отношении к нему»). Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.