Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сознания в психологии





как проблема сознания стояла у Фрейда, в бихевиоризме, в деятельностном подходе.

Проблема сознания в Ψ решалась большое количество времени. Начинали с изучения простейших элементов сознания (Вундт), дошли до нахождения сложных элементов и их взаимодействия (Леонтьев). Начинали изучать сознание субъективно (интроспекционисты), дошли до установления объективных методов изучения сознания (культурно – исторический подход Выготского, деятельностный подход).

Ψ конца 19 в. Декарт: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – безусловный факт; основная задача Ψ в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Ψ-ги того времени решились описать св-ва сознания. «Поле сознания», - это разнообразие его содержаний. Смотря на один объект, мы одновременно испытываем и зрительные, и эмоциональные впечатления, воспоминания, желания. В поле сознания выделяется центральная область (ясная и отчетливая - поле внимания, фокус сознания); за пределами находиться область, содержания которой неотчетливы, смутны (периферия сознания). Содержания сознания из обеих областей находятся в непрерывном движении.

В.Джеймс. Два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые. При размышлении мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет размышления. Бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой, и это трудно уловить самонаблюдением, т.к. при попытке их остановить исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувствительный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. «Поток сознания» - движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний; его невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным м.б. только объект внимания, а не впечатление о нем. Внимание удерживается на объекте, если в нем открываются новые стороны.

В. Вундт. Процессы сознания делятся на два типа: одни из них происходят сами собой (непроизвольные), другие организуются и направляются субъектом (произвольные). Оба типа хорошо демонстрируются с помощью метронома. Задача вслушаться в серию монотонных щелчков; звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется («тик – так», «тик – так»). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Но это предположение легко опровергается, т.к. можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. «Сознание по своей природе ритмично» заключает Вундт. Он изучал и «объем» сознания. Испытуемому предъявлялся ряд звуков, затем он прерывался и давали второй ряд таких же звуков. Вопрос: «Одинаковой длины были ряды или разной?». При этом запрещалось считать звуки. Оказалось, что если звуки организовывались в простые акты по два, то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из восьми пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т.е. не могли восприниматься как целое. Вывод: ряд из восьми двойных ударов (из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Далее Вундт снова предлагает испытуемому слушать звуки, произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. Рез-ат: испытуемый может услышать, как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т.е. всего 40 звуков. Вундт обнаружил, что человеческое сознание способно беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется в более крупные единицы. Способность к укрупнению единиц обнаруживается и в мышлении. Процессы такой организации Вундт называл актами апперцепции. Далее: каковы следующие задачи Ψ, каким образом сознание исследовать дальше? Исслед-ли решили идти по примеру естественных наук: Ψ должна найти элементы сознания, разложить динамичную картину сознания на простые неделимые части, а потом снова его собрать из этих частей. Простейшие элементы сознания по Вундту - отдельные впечатления, ощущения; а пары звуков - сложные элементы, или восприятия. Каждое ощущение обладает рядом свойств; качеством (зрит., слух., обонят.), интенсивностью, протяженностью (есть у зрит. ощущ. и отсутствует у слух.). Ощущ. явл-ся объективными элементами сознания. Есть три пары субъективных элементов (элементарных чувств): удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка.

Дж. Локк (1632 – 1704) предмет психологии – факты сознания, которые открыты только мне; изучать их можно методом интроспекции. Существует два источника знаний чел-ка: 1. объекты внешнего мира, 2. деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем внешние чувства и получаем впечатления (идеи) во внешних вещах. Деятельность ума (мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желания) познается с помощью рефлексии, которая предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души и достаточную зрелость субъекта. Эти оба тезиса были приняты на вооружение Ψ сознания. В Ψ конца 19 века начались проверки метода интроспекции, и стали обнаруживаться крупные проблемы (бессмысленность «экспериментальной психологии», противоречия в результатах). Зашатались основы психологии – элементы сознания. Ψ-ги стали находить такие содержания сознания, которые не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, говорили представители гештальтпсихологии, а какое – то особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной структуры, гештальта, а не суммы элементов. Недостатки метода интроспекции были так существенны, что поставили под сомнение и метод, и предмет Ψ – сознание.

Альтернативой интроспективной Ψ выступил бихевиоризм (Дж.Уотсон). Можно изучать то, что объективно наблюдаемо и регистрируемо; переживания – это субъективное. Предмет Ψ - поведение чел-ка и жив-х (сов-ть внешне наблюдаемых и регистрируемых объективно реакций на определенные воздействия из внешней среды).

Помимо смены предмета Ψ были предложены другие варианты метода интроспекции. Вюрцбургская школа изучала мышление человека методом «систематической интроспекции» (О.Кюльпе). Было обнаружено существование таких явлений, состояний, направлений, актов, которые не подходили под схему старой Ψ. В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы на первый план выступили активность сознания, его процессуальность. Эти исследования прямо вытекают из построения Ψ как самостоятельной науки, которая была предложена австрийским философом Ф.Брентано. Его понимание сознания восходит к Аристотелю. Для Брентано душа субстанциональный носитель Ψ-ких процессов. Он призывал изучать не ее, а эти акты, причем интроспективно. Понимание сознания и методов его изучения у Вундта и Брентано различны. Так, чел-к дает интроспективный отчет: «Я вижу зеленое». По Вундту Ψ должен изучать ощущение «зеленого», по Брентано, - сам акт видения, восприятия. Вундт пользовался методом «аналитической интроспекции», Брентано изучал сознание методом «внутреннего восприятия», т.е. непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании. Вундт стоял за эксперимент, Брентано его отрицал. Вюрцбургская школа взяла у Брентано идею активности сознания, понимания психических функций как актов, направленных на внешний мир, но пыталась изучать эти функции экспериментально. Третий вариант метода интроспекции - феноменологическое наблюдение (гештальтпсихология). Коффка был против «лабораторного человека» Титченера. Целое должно рассматриваться как целое в его специфическом характере; его части не являются отдельными частями конгломерата, а истинными органическими членами, т.е. ряд свойств этих частей принадлежит им постольку, поскольку они являются частями данного целого. Т.о., метод интроспекции и самонаблюдения не есть одно и то же: «переживание» не есть научное познание в Ψ.

Л. С. Выготский. В 1924 существовала отдельно Ψ сознания и Ψ поведения. Преемницей идей классической интроспекции была гештальтпсихология (сознание - целостный феномен); ею использовался субъективный метод исследования сознания. Бихевиоризм, рефлексология Бехтерева, реактология Корнилова занимались изучением поведения. Перечисленные течения не ставили сознание специальным предметом изучения, но и не отрицали его. Но понимание сознания носило характер субъективистского.Выготский: нельзя объяснять явления сознания из самого сознания, как это было в современной ему субъективной Ψ, (объективная Ψ сохраняла такое же понимание сознания). А.Р.Лурия: «Чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой».

Выготский: человеческое поведение отлично от животного, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Ψ-кая деятельность опосредствована орудиями (речь). У животных нет речи, а значит и нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы. И только потом внешнее становится внутренним - интериоризация. Выготский разделяет мнение с Леонтьевым по поводу социальной пристрастности психики. Обладая сознанием, человек может более объективно воспринимать мир, т.е. с разных сторон и непредвзято, он может увидеть себя глазами других людей. Такой способности нет у животных. Выготский о строении сознания. Каждый человек имеет высшие и низшие Ψ-кие функции. Они не противопоставлены др. др., а представляют собой единство, где ВПФ возникают на основе низших. ВПФ - определенная целостная система; в процессе развития изменяются не столько функции, сколько отношения, связи функций между собой. Системное строение сознания определяется развитием речи (смысловым строением сознания), которая играет центральную роль в формировании сознания и регуляции поведения человека. Целостность индивидуального сознания включается в общественное сознание опосредствованно, через человеческую деятельность.

С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев (представители деятельностного подхода). Работая над трудами К. Маркса Рубинштейн выводит принцип единства сознания и деятельности - субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по – иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета Ψ-ких закономерностей. Осознанность или неосознанность т/и действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. Сознание не является высшей силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство. Леонтьев рассматривал филогенетический аспект разработок данного принципа. Объективный критерий изучения психики: деятельность. Возникновение сознания в антропогенезе он связывает с изменением характера деятельности тех антропоидов, которые стали предками современного человека. Деятельность этих антропоидов становится трудовой. Орудие - носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения. Структура сознания: развитое сознание индивидов характеризуется многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности. Третья составляющая сознания по Леонтьеву – это личностный смысл. Для сознания утопающего соломинка, за которую он хватается, сохраняет свое значение соломинки; другое дело, что эта соломинка приобретает для него смысл спасающей его жизнь. Личностный смысл – это значение «для меня», которое определяется потребностями и мотивами данного человека. В теории деятельности существует условное разделение «сознания – образа» и «сознания – деятельности». Структура сознания как единства чувственной ткани, значений и личностных смыслов относится к характеристике «сознания – образа». Сознание и психическое может пониматься как особого рода внутренняя деятельность, построенная по образцу внешней деятельности и имеющая то же строение. Т.о., сознание понимается как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Психические процессы рассматриваются как особые действия (операции), имеющие соответствующие цели и задачи, в рамках какой – либо предметно – практической внешней деятельности, либо как особая деятельность со своими мотивами. Мотив деятельности может при его осознании стать мотивом – целью. В свою очередь цель может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать мотивом (сдвиг мотива на цель).

 

>Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию

>Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса

>Джеймс В. Научные основы психологии

>Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность

>Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х томах том 1 м. 1989

>Титченер Э.Учебник психологии М. 1914

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.