Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ психологии в бихевиоральных (поведенческих) науках




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Основные приемы вычисления пределов

Первый замечательный предел

Функция не определена при x=0, так как числитель и знаменатель дроби обращаются в нуль. График функции изображен на рисунке.

Однако, можно найти предел этой функции при х→0.

Из первого замечательного предела следует эквивалентность при х →0 следующих бесконечно малых величин: ах, sinax; tgax; arcsinax; arctgax. Это означает, что предел отношения двух любых из этих функций при х →0 равен 1.

 

Второй замечательный предел

Определение. Числом (вторым замечательным пределом) называется предел числовой последовательности :

, где

Прямым вычислением можно убедиться, что , (иррациональное число, число Эйлера).

Если рассмотреть функцию , то при функция имеет предел, равный числу :

.

Или если , то .

Непосредственное вычисление этого предела приводит к неопределенности . Однако доказано, что он равен числу . Второй замечательный предел необходимо всегда использовать при раскрытии неопределенности вида .

Число (число Эйлера, неперово число) играет важную роль в математическом анализе. График функции

Рассмотрим примеры вычисления пределов. Получил название экспоненты. Широко используются логарифмы по основанию , называемые натуральными. Натуральные логарифмы обозначаются символом .

Пример. .

Пример. = .

Пример. .

Пример.

.

Пример. .

Пример. .

Пример. .

Эквивалентные бесконечно малые

Непрерывность функции

Определение 1. Функция называется непрерывной в точке , если она удовлетворяет следующим условиям:

1) определена в точке , т.е. существует ;

2) имеет конечные односторонние пределы функции при слева и справа;

3) эти пределы равны значению функции в точке , т.е.

.

Пример. Исследовать функции на непрерывность в точке :

а) , б) .

Решение. а) . При функция определена, , , , т.е. все три условия непрерывности функции в точке выполнены. Следовательно, функция в точке непрерывна.

б) . При функция не определена; ; .

Т.о. в точке функция не является непрерывной, т.к. не выполнены первое и третье условия непрерывности функции в точке.

Определение 2. Функция называется непрерывной в точке , если она определена в этой точке и бесконечно малому приращению аргумента соответствует бесконечно малое приращение функции: .

Определения 1 и 2 равносильны.

Точка называется точкой разрыва функции , если эта функция в данной точке не является непрерывной. Различают точки разрыва:

Первого рода – когда существуют конечные односторонние пределы функции слева и справа при , не равные друг другу. К точкам разрыва первого рода относятся также точки устранимого разрыва, когда предел функции при существует, но не равен значению функции в этой точке.

Второго рода – когда хотя бы один из односторонних пределов слева или справа равен бесконечности или не существует.

 

Свойства функций, непрерывных в точке

1. Если функции и непрерывны в точке , то их сумма , произведение и частное (при условии ) являются функциями, непрерывными в точке .

2. Если функция непрерывна в точке и , то существует такая окрестность точки , в которой .

Доказательство этого свойства основывается на том, что при малых приращениях аргумента можно получить как угодно малое приращение функции в окрестностях не изменится.

3. Если функция непрерывна в точке , а функция непрерывна в точке , то сложная функция непрерывна в точке . Доказательство состоит в том, что малому приращению аргумента соответствует как угодно малое приращение , приводящее в свою очередь к непрерывности функции к как угодномалому приращению .

Свойство можно записать: ,

Т.е. под знаком непрерывной функции можно переходить к пределу.

Определение. Функция называется непрерывнойна промежутке , если она непрерывна в каждой точке этого промежутка. Все элементарные функции непрерывны в области их определения.

Точки разрыва функции

Определение. Если в какой-нибудь точке для функции не выполняется по крайней мере одно из условий непрерывности, то эта точка называется точкой разрыва функции.

Причем: 1) Если существуют конечные односторонние пределы функции, неравные друг другу: , то точка - точка разрыва I рода.

2) Если хотя бы один из односторонних пределов функции или равен бесконечности или не существует, то точка - точка разрыва II рода.

 

Свойства функций, непрерывных на отрезке

1. Если функция непрерывна на отрезке , то она ограничена на этом отрезке. (рис. 1.1)

2. Если функция непрерывна на отрезке , то она достигает на этом отрезке наименьшего значения и наибольшего значения (теорема Вейерштрасса). (рис. 1.2)

3. Если функция непрерывна на отрезке и значения ее на концах отрезка и имеют противоположные знаки, то внутри отрезка найдется точка такая, что . (Теорема Больцано-Коши.)

Пример. Исследовать на непрерывность и найти точки разрыва функции . Установить характер разрыва.

Решение. При функция не определена, следовательно, функция в точке терпит разрыв: , а . Так как односторонние пределы бесконечны, то - точка разрыва второго рода.

 



 


разные варианты бихевиоризма (русский бихевиоризм: Павлов, Сеченов). Поведенческие и социальные науки. В широком смысле относятся любые науки, которые занимаются изучением поведения живых систем. И этология, и зоопсихология. Широкие подходы к поведению в антропологии, антропологических науках.

ПН занимаются изучением динамики развития живых систем (бихевиоризм, социобиология, этология, психология, как наука о поведении). ПН четко ставят вопросы о зарождении, об эволюции, ставят идеи развития через науки о жизни. При произнесении понятия «поведение» в контексте Ψ на ум сразу приходит бихевиоризм, который делает поведение предметом свего изучения. Но не только он занимался данной проблемой. Понятие деятельности также можно отнести в данную категорию. История рассмотрения этой проблемы уходит корнями в философию. Во-первых, это проблема взаимоотношения субъекта и объекта. Декарт: материальный мир воздействует на нас, производя в субъекте изменения – это рефлексы – «страдательные» феномены (не относятся к душевным). Декарт раздваивает поведение: рефлексы и поведение, которое идет от работы души. Гоббс сводит субъективные душевные явления к физическим, считая, психические явления эпифеноменом физических явлений в мозге. Беркли подчеркивает значимость субъективного мира. Разделение на объект и субъект выводит на понимание поведения как активности субъекта в объектном мире. Д етерминизм получил свое развитие в бихевиоризме, который рассматривает поведенческие реакции как ответы на соответствующие стимулы. В естествознании введение нестабильности помогает включить в поле изучения и человеческую деятельность. Это возможность более полно включить человека в природу. В детерминистическом мире природа поддается полному контролю со стороны человека. Ψ на протяжении многих веков развивалась в связи с развитием др. наук (биологии, анатомии, физиологии). Теория Дарвина оказала влияние на рассмотрение поблемы поведения. Его эволюционное учение позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования его внешних и внутренних проявлений. Павлов называет ВНД животных поведением. Декарт рассматривает сознание как предмет Ψ. Сознание изучают в рамках субъективной Ψ. Дж.Уотсон: сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки, он решает проблему превращения Ψ в объективную науку по типу естественных наук. Уотсон дает начало новой школе – бихевиоризму. Бихевиоризм. Уотсон в 1913г. опубликовал свой труд ''Психология с точки зрения бихевиориста''. Предмет Ψ не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые хар-ки поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. Единица анализа поведения - связь S и R. Ответные R делятся на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных R, запускаемых безусловными S, с новыми (условными) S. Поведение это рез-т научения. Научение - это накопление R. Бихевиоризм возник как противоположность субъективной (понимание предмета и метода) Ψ. Уотсон, изучая поведение, не определяет его, сводя его к набору R (Выготский, «Исторический смысл Ψ-го кризиса»). Бихевиоризм Уотсона это детерминистическая позиция определения поведения: по S можно заключить о последующей R. Т.е. поведение – феномен мало пластичный, четко запрограммированный из вне. Понятна ограниченность такого понимания, критике бихевиоризма посвящено много работ. Важно, что Уотсон поставил саму проблему необходимости изучения поведения в Ψ, он открыл новую область Ψ-кой науки. Но Уотсон рассматривает поведение в отрыве от психики и сознания; он отождествил понятие психики с интроспективным ее пониманием в Ψ сознания, и, отвергая последнюю из-за ее субъективности, отбросил и психику. Последователи Уотсона видели ограниченность такого понимания поведения. Так возник необихевиоризм. Толмен в схему S - R ввел промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Это Ψ-ские процессы, опосредствующие ответные R; т.е. мы, зная все внешние условия и S, не можем предугадать самого поведения. Рубинштейн бы сказал, что внешние факторы действуют через внутренние условия. Введение Ψ-ских условий решало важную проблему. Работы Уотсона содержали проблему управления поведением, которая вульгаризировалась до манипулирования человеком. Введение Ψ-ских факторов, опосредствующих процесс выработки новых форм поведения, показывает манипуляторам, что все их усилия могут оказаться тщетными. Толмен: поведение – это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, проявляющейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Толмен гоовррит о сложности детерминации поведения. Он различает три разновидности его детерминант: независимые переменные S и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы. Внутренние переменные Толмен называет когнитивными картами. Когнитивная карта представляет собой такую когнитивную структуру, в которой отражено соотношение между S и целями. Толмен проводил эксперименты на животных и переносил их результаты на людей. Это, конечно, свидетельствует о биологизаторстве, но это позволяет и увидеть филогенетические корни поведения. Необихевиорист К.Хал придерживается схемы S - организм (O) - (R), где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Эти процессы можно описать объективно, т.к. это результаты предшествующего научения, т.е. навыки, это результат депривации и т.п. Основная детерминанта поведения – потребность, которая определяет хар-р поведения, его направленность, выбор средств. Важнейшим условием образования новой связи является смежность S, R и подкрепления, которое снижает потребность. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Подкрепление – это обратная связь, которая имеет значение в проблеме поведения. В концепции Бернштейна о построении движений идея обратной афферентации занимает центральное место. Проблема обратной связи является ключевой в другой необихевиористской концепции (Дж.Миллер, Е.Галантер и К.Прибрам). Под влиянием развития ЭВМ по аналогии с программами, они постулируют внутри организма механизмы и процессы, опосредствующие R на S. В качестве таких инстанций они назвали образ и план. Образ – знания человека о себе и о мире. План - алгоритм построения порядка операций, в достижении определенной цели. Поведение - серия движений; человек - вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операции осуществляются правильно. Обратная связь является главным условием успешного осуществления поведения. В концепции оперантного бихевиоризма Скиннера речь идет о подкреплении R. Процесс приспособления строится на основе активных проб, случайная успешность которых приводит к их закреплению. R, которые не вызываются из вне определенными S, а «испускаются» организмом, Скиннер назвал оперантными, которые преобладают в адаптивном поведении животного. При оперантном обусловливании новая R не вызывается S, она осуществляется в какой-то момент независимо от определенных обстоятельств. Но, случайно приводя к полезному результату, эта R подкрепляется и усиливается в силу временного следования R и подкрепления. В целом необихевиоризм утверждает влияние внутренних факторов наряду с факторами среды. Он указывает на целенаправленность, избирательность, целостность поведения. Поведение возникает не только в ответ на внешние S, но исходит и из субъекта, который разворачивает его с целью удовлетворения своих потребностей. Не только бихевиоризм говорил о необходимости превращения Ψ в объективную науку. И.М.Сеченов выдвигает свою программу построения Ψ как самостоятельной науки. В 1863 появляется его работа ''Рефлексы головного мозга.'' Он открыл механизм центрального торможения и увидел в данном явлении материальный механизм произвольного (волевого) поведения, которое объяснялось исключительно из принципа свободной воли. Кажущиеся свободными акты подчиняются определенным материальным законам. Это всеобщий детерминизм. Психическая деятельность рассматривается по аналогии с рефлекторной. Рефлекс – процесс отражения каких-то свойств внешнего мира, происходящий в реальном времени и пространстве. В любой психической деятельности есть, как и в рефлексе, начало, развитие и конец. Сеченов проводит аналогию между рефлексом (простейшая форма поведения) и Ψ-кой деятельностью. Идея взаимоотношения внешней практической и внутренней Ψ-кой деятельностей получит свою разработку в рамках Ψ деятельности. Общность рефлекса и Ψ-ких актов влечет вывод о возможности объективного изучения психики, т.к. в основе Ψ-ких процессов, также как и рефлекса, лежит внешнее воздействие. В основе «волевых» актов лежат внешние S. Воля – это голос другого внутри нас. Сеченов придерживается строго детерминистической традиции и отрицает активность человека, он воспринял идею Спинозы о том, что в основе мышления лежит действие. Мысль – «свернутое» действие. Внешне наблюдаемое поведение – последний этап Ψ-кой деятельности, рассматриваемой по аналогии с рефлексом. Работы Бехтерева по рефлексологии появились несколько раньше работ Уотсона. Рефлексология – «преемница» объективной Ψ. Бехтерев признает субъективную Ψ, считая ее ограниченной. Гл. должна стать объективная Ψ, предмет которой «те соотношения, которые устанавливаются в различных случаях между внешними воздействиями и теми внешними проявлениями, которые следуют и которые обусловлены деятельностью высших центров мозга». Объективная Ψ должна заниматься внешней деятельностью и деятельностью нервной системы как внешними проявлениями нервно-психической деятельности. Бехтерев: Ψ-ка без физиологии не существует. Ψ должна изучать внешнюю соотносительную деятельность организма, утверждая, что Ψ-ская деятельность является рефлекторной. В отличие от Сеченова Бехтерев редуцирует психику до рефлекса. Метод изучения Ψ-ки - анализ поведения (Сеченов, Бехтерев). Сеченов: поведение это средство изучения Ψ-ки. Опосредствованное изучение – единственный способ научного изучения предмета (Выготский). Бехтерев свел Ψ-ку к набору сочетательных рефлексов (редукционизм). Сеченов решает проблему общности поведения и Ψ-ки посредством аналогии, Бехтерев сводит одно к другому. П.Жане: действие - единицей анализа, в которое Ψ-кое включено в качестве необходимой составляющей. Ψ-кие явления - «подготавливающая» часть действия; мышление это «способ подготовки действия; это не полное действие, а проба действия, совершаемая специфическим образом». Чувства - регуляторы действия, обуславливающие темп протекания действия и способ его выполнения. Зарождение Ψ-ки связано с появлением активных движений живого организма. Сходное говорит А.Н.Леонтьев о возникновении Ψ-ки в филогенезе. Умственная деятельность по Жане - производная от практических действий человека, как результат интериоризации. Ψ-кое возникает из социально значимых действий. Также как Леонтьев подчеркивает, что сознание – продукт совместной трудовой деятельности людей. С.Л.Рубинштейн: «Что является «ячейкой» Ψ? Трад. Ψ сознания отвечает: ощущение, представление, идея; поведенческая Ψ говорит: реакция или рефлекс. Концепция Ψ сознания утверждает созерцательную, бездейственную сознательность; концепция поведенческой Ψ – бессознательную действенность, механическую активность или слепую импульсивность. П.Я.Гальперин: «Изучать Ψ-кую деятельность надо не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет самую необходимость Ψ-ки, ее конкретное содержание и строение; рассматривать Ψ-ую деятельность как деятельность субъекта в плане Ψ-ого отражения проблемной ситуации». Рубинштейн: «Ошибка поведенчества не в том, что оно хотело изучать чел. в его деятельности, а в том, как оно понимает эту деятельность». Деятельность - опредмечивание субъекта и распредмечивание объекта; деятельность чел. – это не R на внешний S - она переход субъекта в объект. В процессе деятельности формируется сам субъект. Деятельность человека социальна. Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности: «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется». Осознавание своей деятельности перестраивает течение и характер последней, а (не)осознанность т/и действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. «Сознание не является внешней силой, которая управляет деятельностью чел. Будучи предпосылкой деятельности, сознание и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство». Принцип единства Ψ-ки и деятельности Леонтьев распространяет и на появление Ψ-го отражения у животных; «Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Основное здесь это деятельность животного, связывающая его с объективной действительностью; производное – Ψ-кое отражение воздействующих св-в этой действительности». Сознание возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей, где каждый участник отражает групповую цель и цели собственных действий. Леонтьев выделяет деятельность – действие – операцию. За деятельностью стоит мотив, за действием – цель, за операцией – задача. Он выделяет ведущую деятельность. Гальперин: 2 части в деятельности: ориентировочную и исполнительскую. Ориентировочная часть – это Ψ-кие процессы, обеспечивающие успешность исполнительской части. Ψ должна изучать ориентировку.

 

>Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность>Психология. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.>Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Джон Б.Уотсон. Психология как наука о поведении

 

4. Образ психологии в социальных науках.

не в соцпси, а в соц науках. Как психология выступает в социологии. Как психология в широком смысле слова выступает в истории. Школа анналов, "Бои за историю" Люсьен Февр, Марк Блок, Филипп Ариес. История без знания психологии не существует. Детство - это культурно-историческая категория, это зависимость одних от других. Арон Яковлевич Гуревич: идиот - это человек не говорящий по латыни. Филология. Без неё мы не можем понимать многие программы культуры. Литература задавала образы, поведение в культуре. Ерхо (или Ярхо?) филолог занимающийся античностью, его книга называется "Была ли у древних греков совесть". Вся линия психологии искусства помогает увидеть линию психологии. Социологи подарили механизм развития - конфликт. Карл Маркс сказал: всё движется через конфликт. Теории Зимеля, Макс Вебер разработал подходы к поведению в социологии, работа "О протестантизме". Ральф Дорендорф - показал, насколько конфликт действует в политологии. Культурология - на стыке истории и психол!
огии. Имеет важное значение. Направление - культурология повседневности, культурная антропология повседневности. Клод Леви-Стросс "Культурная +". Владимир Пропп "исторические корни волшебной сказки".

Каждая наука и культура имеет свои претензии в понимании психологии. В социальные науки включаются те науки, которые занимаются вопросами общества на разных срезах его функционирования и структуры. Вопрос о соотношении психологии и социальных наук разрешается через общий смысловой стержень, на котором они держатся. К социальным наукам в первую очередь относятся: социология, история, этнология или этнография, социальная и культурная антропология, культурология, экономика, социальное управление или менеджмент и т.д.

К социальным наукам психологию обращает вопрос о том, каким образом социальное, культурное, историческое, политическое, экономическое содержание может быть упаковано в одного индивида, образовывая вокруг него плотный "жизненный мир", в котором он живет, действует и существует. Социальные науки и психология обращены друг к другу в плоскости проблематики обретения человеком себя при посредствующей роли общества, т.е. как «Нечто», пропущенное через социальные и культурные фильтры, усваивается и осваивается "Я". И социальные науки, особенно социальные науки в парадигмах ХХ века, и психология, в особенности психология Выготского и его школы, заинтересованы в изучении социокультурной переработки содержания внешнего, социального и интерпсихического мира, во внутренний мир личности, ее идентичность. Также социальные науки и психология заинтересованы и в изучении "обратного хода", того, как личность, становится опорой любых культурных и социальных структур идентичности, как она поддерживает и развивает их, как благодаря ей и поддерживается интерсубъективное и интерпсихическое поле культуры.

Каждая социальная наука смотрит на эту фундаментальную проблему по-разному, и создает свое поле взаимодействия с психологией. Например: социология (проблематика социальной включенности; понимание структур идентичности как социальных структур), антропология (структуры идентичности как символические структуры и структуры значений), история (социальная идентификация как обретение общей памяти), этнология (идентичность как совместное стереотипное действие, деятельностные константы), культурология (идентичность как освоение и присвоение культурных вещественных и ментальных артефактов).

Остановимся на социологии, истории и культурологии. В рассматриваемой нами теме от психологии берут предмет, а от социальной науки – угол зрения.

Проблематика социологии («Я», обретаемое через структуру). Идентичность с точки зрения социологии означает членство или совокупность членств в тех или иных социальных структурах, совокупность социальных принадлежностей человека. Исследование влияния на психологическое становление тех или иных социальных принадлежностей и создает возможность для возникновения социальной психологии как междисциплинарной науки в которой от психологии берется предмет исследования – психологические процессы и механизмы, а от социологии – взгляд на психологию с точки зрения социальной структуры.

Вопрос о воздействии психику человека стандартизированного социального опыта подняла французская социологическая традиция, основанная Э.Дюркгеймом и продолженная Л.Леви-Брюлем и М.Моссом. Ключевое для этой традиции понятие – "коллективные представления", Дюркгейм назвал их социальными институтами в сфере мышления. В теории выделяется 2 аспекта понятия структуры: 1) структуры, которые можно вскрыть в объекте исследования (общество, мифы, язык и т.д.); 2) структуры сознания и соотношения между структурой и структурированием (каким образом мы упорядочиваем действительность, и как она упорядочивает нас). В свой социологии Дюркгейм ищет как общественные структуры, так и структуры мышления. Восходящее к Дюркгейму и развитое Леви-Брюлем противопоставление двух типов мышления - логического и внелогического, может быть интерпретировано как различие двух типов привязки концептов мышления к социальной структуре. В случае внелогического (пралогического) мышления, эти концепты полностью привязаны к текущей социальной структуре и ближайшей социальной ситуации, ситуации переживаемой через сопричастность. В случае логического мышления, это абстрактное совместное мышление без "сопричастности".

Американскую традицию (Дж.Г.Мид) интересуют не социально-психологические структуры как социальные институты, а личность, реализующая себе через активное участие в этих структурах. Мид говорил о людях как "исполняющих роль обобщенного другого", понимая под этим то, что каждая личность подходит к своему миру с точки зрения культуры своей группы. «Социализированная личность - это общество в миниатюре». Мид считал, что именно межиндивидуальное взаимодействие и конституирует общество и индивида. Наряду с me - социальным "Я", которое имеет чисто обменный характер, имеется также I, автономное "Я". Именно через свою историю "Я" рефлексивно познает свою самобытность, свое отличие от любого "обобщенного другого".

Теория социального действияМакса Вебера, которого интересовали истоки и мотивы человеческой деятельности. Он считал, что специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки; в 1910 году обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества. Теорию социального действия развивал и Т.Парсонс, который предпринял попытку наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия: социальная деятельность есть результат единичных действий или элементарных актов, элементами которых являются а) деятель, б) «другой», в) нормы по которым организуется взаимодействие, г) ценности, д) ценности.

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля, его относят к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. Но если Маркс считал, что конфликт произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениями, то Зиммель социальную структуру общества представил в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации и диссоциации ее элементов. Конфликт является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации, то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям. Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.

Проблематика истории («Я», обретаемое через память). Специфика исторического подхода к идентичности и личности состоит в акценте на памяти, которая объединяет нас настоящих с нами прошлыми, с нашими деяниями и их последствиями. Нашу историческую идентичность составляют только запомненные деяния, только то из нашего прошлого, что оказалось встроено в структуры исторической памяти. То, что и как запомнено, и то, в какие образы ситуации структурировано может быть обозначено популярным в исторической науке понятием ментальности. Ментальность – это структурное единство мышления "тогда", и возрожденной исторической памятью структуры этого мышления сейчас. "Менталистская" революция в развитии французской школы "Анналов" пришлась на 1960-е годы и связана прежде всего с именами Жоржа Дюби и Жака Ле Гоффа. Как писал Ле Гофф, ментальность стала противоядием против "бестелесных социально-экономических механизмов", которыми были полны тогда произведения историков. Отвергая системно-структурную историю, "новая историческая наука" снова отправлялась на поиски "живого человека". Начиная с 60-х годов залог "человечности" истории усматривается "новыми историками" в изучении ментальной сферы. В фокусе внимания историка-антрополога постоянно находится та область действительности, где мышление практически сливается с поведением. Эта область, получившая название "народной культуры", представляет собой целостный сплав условий материальной жизни, быта и мироощущения, "материк" преимущественно устной культуры, почти не оставляющий по себе письменных свидетельств, то есть той культуры, в которой возможно задействование механизмов социальной памяти в их наиболее чистом виде. Введение ментальности оказывается не только способом обрести прошлое, но и способом не пропустить слишком много прошлого в настоящее, поставить надежную заслонку в виде формулы: "мы теперь думаем совершенно иначе".

Проблематика культурологии («Я», обретаемое через артефакт). Противоположный (хотя и не противоречащий) историческому подход - это подход с точки зрения культуры, то есть того, что "было и еще есть", возможно - "еще более есть" сегодня, чем тогда, когда оно было в прошлом (в отличие от "было и уже нет" в истории). "Культурология" появилась благодаря Лесли Уайту, который определял ее предмет следующим образом: " культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме ". Для Уайта культура, при всем ее символизме, это производное обузданной в ходе эволюции энергии, это вещи, но не в строго материальном смысле, а в смысле, сочетающем идеальное и материальное, - вещи как артефакты. Понимание культуры как системы артефактов остается центральным для современной культурологии. В современной культурологии ведущее место принадлежит адаптационно-деятельностному подходу. Суть этого подхода А.Я. Флиер описывает след.образом: «Основной механизм культурогенеза на его микродинамическом уровне видится в процессах адаптации человеческих коллективов к совокупности природных и исторических условий своего существования, к результатам собственной социальной самоорганизации и развитию технологий деятельности, а также в превращении наиболее успешных и эффективных технологий этой адаптации в нормативно-ценностные установки коллективного бытия людей». Макродинамика исторической изменчивости культуры детерминируется главным образом двумя причинами: 1) изменением природно-исторических условий существования сообществ; 2) через усложнение их структурно-иерархического построения, повышение уровня функциональной и технологической специализированности их структурных составляющих и многообразия взаимосвязей между ними. Главным стимулирующим фактором этой динамики является необходимость адаптации людей в меняющихся внешних условиях их существования. Таким образом, культурогенез – это не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов. Майкл Коул (культурная психология) дает определение артефакту: это есть некий аспект материального мира, преобразованный по ходу истории его включения в рациональную человеческую деятельность; артефакты идеальны в том смысле, что их материальная форма произведена их участием во взаимодействиях, частью которых они были в прошлом и которые они опосредуют в настоящем. Коул различает несколько уровней артефактов: 1) первичные артефакты, непосредственно используемые в производстве (топоры, дубинки, иглы, ведра); 2) вторичные артефакты включают и сами первичные артефакты, и способы действия с их использованием, вторичные артефакты играют центральную роль в сохранении и трансляции представлений и способов действия (предписания, обычаи, нормы, конституции и т. п.); 3) третий уровень представлен классом артефактов, "которые могут превратиться в относительно автономный "мир", в котором правила, конвенции и результаты уже больше не кажутся непосредственно практическими (воображаемые миры); способы поведения, приобретенные во взаимодействии с третичными артефактами, могут распространяться за пределы непосредственного контекста их использования. Личность, которая использует артефакты для своей самовыработки, ради своего вхождения в культуру, которая сама является, безусловно, культурно-историческим продуктом, есть, в каком-то смысле тоже артефакт, самый важный артефакт среди тех, которые фигурируют в процессе культурогенеза.

На основе сочетания социальных наук и психологии вырастают: На этой основе вырастают социальная психология, историческая психология, культурно-историческая психология, этнопсихология, политическая психология, экономическая психология, психология управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.