Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология смысла





Д.А. Леонтьев "Психология смысла"

В большинстве общих словарей смысл - синоним значения. Это относится не только к русскому слову «смысл», но и к его немецкому аналогу «sinn». В английском языке ситуация сложнее: русское «значение» и «смысл» переводятся одним «meaning», учитывая, что есть еще «sense», «common sense», «to make sense». Французское «sens», напротив, распространенно гораздо шире.

Первая парадигма изучения смысла – герменевтика (толкование скрытых смыслов Св. Писания). Различение значения и смысла ввёл Матиас Флациус Иллирийский (16 век). Первой научной системой психологии, обратившейся к понятию смысла, стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоанализа.

Фрейд обладал цельным представлением о смысле, выделяя его грани: акт обладает для субъекта значимостью т.к. он замещает собой другой психический акт, который указывает нам на цель, лежащую в его основе. Она порождается аффективным переживанием, имевшим место в истории человека.

Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным опытом, жизненным планом. Смыслов столько же, сколько и людей.

К.-Г. Юнг: люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Человек может претерпеть тяжелые испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла.

1950-1960 годы: смыслоутрата - черта западного общества, возрастание интереса к смыслу. В. Франкл: представление о смысле как о жизненной задаче. Стремление к смыслу - врожденная мотивационная тенденция, вопрос о смысле жизни ставит жизнь, человек ответственен за осуществление смысла. Отсутствие смысла - экзистенциальный вакуум. Смысл – интегрирующий фактор жизни. Три группы ценностей: ценности творчества, то есть, то, что мы даем жизни; ценности переживания – то, что мы берем от мира; и ценности отношения, которым отдается приоритет. К этим ценностям человек прибегает, когда оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить.

Классификация подходов к проблеме смысла в зарубежной психологии

Функциональная характеристика Онтологическая характеристика Высшая интегративная основа личности Структурный элемент сознания и деятельности
Феномен объективной действительности Жизненная задача, объективное требование жизни (Франкл) Побуждение к деятельности со стороны внешних предметов (Левин, Толмен, Нюттен, Мэй)
Феномен субъективной действительности Интерпретация мира и жизни в целом (Ройс), способ упорядочивания сознания (Чиксентмихали) Интерпретация и понимание конкретных ситуаций (Келли, Магнуссон, Петерфройнд, Этвуд, Столоров)
Феномен интерсубъектных взаимодействий (в т.ч. через фиксацию в предметах культуры) Связующее звено между личностью и социокультурной действительностью (Феникс) Единица межличностного взаимодействия (Томас и Харри-Аугстайн, Харе, Шоттер)

Выготский вводит понятие смысла в виде оппозиции «смысл-значение» в 1930, 1933-1935: сознание в целом имеет смысловое строение. Единство аффекта и интеллекта: «анализ, расчленяющий сложное на единицы, показывает, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Он показывает, что во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее. Он позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности».

Основное расхождение Выготского и Леонтьева: АНЛ вводит деятельность как необходимое опосредующее звено, обусловливающую качественную определенность переживания. Заменив слово «переживание» в текстах Выготского и, особенно, Леонтьева, словом «смысл», мы получим концепцию смысла, очень близкую к той, что мы находим у Леонтьева в послевоенные годы. Понятие смысла АНЛ вводит в докторской «Развитие психики» и «Методологических тетрадях». Черты смысла - неустойчивость, подверженность изменениям, динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта: "смысл принадлежит не предмету, а Д. Лишь в Д предмет выступает как смысл". Смысл (ключевое объяснительное понятие ТД) сам по себе не может связать сознание с внешним миром; эту функцию выполняет Д. АНЛ в зоопсихологии: инстинктивный (биологический) и сознательный (личностный) смысл. Смысл – " для меня значение ". Личностный смысл – отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Система личностных смыслов – конституирующая характеристика личности.

Три аспекта рассмотрения смысла:

1) структурный (место личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности). АНЛ: смысл и значение имеют разные источники: значения усваиваются в ходе распредмечивания культуры и зависят от общественной практики, а смыслы производны от реальных жизненных отношений. Гальперин: значение характеризует вещь в отношении к другим вещам, а смысл – в её отношении к индивиду. В ДСЛ смысл рассматривается как одна из составляющих сознания наряду со значением и чувственной тканью. Личность – не только иерархия мотивов, но и иерархия смыслов.

2) генетический (закономерности, факторы и детерминанты порождения смысла). Статьи по развитию детской психики (АНЛ): Конечным источником смысла выступают реальные жизненные отношения, в которые включен субъект. " Вопрос о смысле есть всегда вопрос о мотиве ". Связь со смыслообразующей функцией мотива. Отражённый смысл – когда ребёнок стремится к непривлекательной цели ради приятного / важного.

3) функциональный (место и роль смысла в процессах сознания и деятельности, о его влиянии на протекание деятельности). Зависимость действий от отношения между мотивом Д и целью: эксперименты по восстановлению руки после ранения: воздействие на мотивы позволяет преодолеть установку на щажение руки. Изменение смысла тут = изменение мотива. Решающий фактор – не сила мотива, а смысловая связь между побуждением и действием. Расхождение между мотивом Д и смыслом: "горькая конфета".

С 40 по 70е АНЛ не менял представления о смысле, а расширял их. Чрезмерная обобщенность понятия «смысл» и необходимость его дифференциации были отмечены Вилюнасом (76): разделил смысловые образования (отражают отношение к удовлетворению потребностей), ведущие и производные смыслы, вербализованные и невербализованные. Асмолов вводит понятие смысловой установки: она является выражением личностного смысла в плане деятельности и представляет собой готовность к совершению определенной деятельности.

Субботский использовал понятие смысловых образований для объяснения поведения ребенка в социальной ситуации. Смысловое образование – это составляющая сознания, которая непосредственно связывает человека с действительностью. В 1977 межкафедральной группой по исследованию личности были выработаны свойства смыслового образования: производность от реального бытия субъекта; его объективной позиции в обществе; предметность; независимость от осознания. Определение Асмолова, Насиновской, Басиной: это порожденные развитием деятельности субъекта психические образования, в которых в специфической форме отражено пристрастное, индивидуализированное отношение субъекта к миру. 80е:Насиновская (классификация смысловых образований), Братусь («смысловая сфера личности»), Столин, Асмолов («динамическая смысловая система»), Василюк (концепция смысловой динамики), Зейгарник, Иванников (смысловая саморегуляция).

Асмолов: В отличие от сферы знаний и умений смысловые образования не поддаются непосредственному произвольному контролю – это их важнейшая особенность, отличающая их от «отношения» (Мясищев), «значимые переживания» (Бассин), «значимость» (Добрынин). Смысловые образования – глубинные образования личности. Эксперимент с дошкольниками: копируются ошибки взрослого не потому, что недостаточно сформированы интеллектуальные функции, а потому, что есть смысловое образование – глобальная подражательность взрослому. Изменить поведения детей удалось лишь после инверсии ролей. Кроме «большой» динамики смысловых образований, есть и «малая» - процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной Д. Движение особенной Д характеризует соотношение надситуативной активности и установки как стабилизатора Д. Надситуативная активность преодолевает смысловые установки исходного уровня Д и выступает основой возникновения новых смысловых установок. Т.о., смысловые образования – детерминанты закономерного движения личности. Психологический объект воспитания – смысловые образования личности.

Общие положения деятельностного подхода:

· Смысл порождается реальными отношениями субъекта с объективной действительностью.

· Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.

· Смысл обладает действенностью, то есть выполняет функции регуляции практической деятельности.

· Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.

· Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой и реализуются жизненные отношения.

· Множественность определений смысла, одинаково убедительных и одинаково эвристичных, наводит на предположение, что за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах.

 

Асмолов, "Перспективы исследования смысловыхобразований личности" и одноимённая книга Д.А. Леонтьева

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.