Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой системы




Зависимости.

Модернизации и неоэволюции.

1) Переход к современному экономическому обществу, в котором господствуют духовные ценности. Традиционные общества управляются по-старому, не принимая нововведений. Вебер видел в основе связанно-развивающиеся рыночные хозяйства, протекционизм. Теория получила небольшое распространение.

2) Преобразование из традиционных обществ через процесс социальной дифференциации. Доминировала в первой половине 20 в.

Основал аргентинский экономист Фрейшнер. Существует 3 направления: концепция зависимости и неразвитости, зависимого развития, воспроизводства зависимости. Капиталистический рынок хозяйств одновременно порождает экономическое развитие и неразвитость.

Основал Валерштейн. Делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра.

В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям. Взаимоотношения не от в зависимости, а от взаимозависимости и партнерства.

 
 

65.Формы и тенденции международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие МРТ, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

международная торговля;

международная специализация производства и научно-технических работ;

обмен научно-техническими результатами;

информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

движение капиталов и рабочей силы;

деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают:

множественность их объектов и субъектов;

определяющее воздействие спроса и предложения;

их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

 
 

66.Свободные экономические зоны.

В последние десятилетия получила широкое распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных экономических зон.

СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.

Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели. К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т.д.

Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых областей.

В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров);

экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт);

зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);

зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран);

свободные «открытые» зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности);

технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);

комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

Высокую эффективность в развитии экономики имеют небольшие зоны экспортного производства и таможенные зоны, обладающие выгодными экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения хозяйства иностранным и отечественным предпринимателям, создается необходимая производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.

Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого объема средств, необходимых для создания там соответствующей инфраструктуры. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через продолжительное время. _ В начале 70-х годов СЭЗ существовали уже в 10 странах. В начале 90-х годов СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее число их составило примерно 600 зон. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и охватил около 8 процентов объема мировой торговли.

Недостаток применяемой в России стратегии формирования свободных зон заключается в стремлении к расширению их территорий, что ведет к снижению эффективности решения задач.

 
 

67.Международное движение капиталов.

Суть вывоза капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин.

1.Ускорение экономического роста и научно - технического прогресса требуют для своей реализации все новых капиталовложений. 2.Перенос производства трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы.

3.Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья.

4.Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.

5.Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.

Важную роль играют экологические факторы - перенос вредных для окружающей среды производств в развивающиеся страны.

С 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. На зарубежное производство приходится четверть ВНП промышленно развитых стран.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала. Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. На развивающиеся страны приходится 30-33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе современных требований НТР.

Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность (из промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Многие из стран являются одновременно экспортерами и импортерами капитала. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов.

Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль зарубежные предприятия.

Со второй половины 60-х годов преимущественной сферой стала новейшая технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями с целью извлечения прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создавая благоприятные условия для вложения частных инвестиций.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);

государственные гарантии частных кредитов.

Для страны - экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.

 
 

68.Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.

Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно производила данный вид продукции.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.

Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.

В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества.

Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции экспортируется. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994 году. Это означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.

В товарном обмене очевидна тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух третей экспорта. Услуги составляют почти четверть международного торгового обмена.

 
 

69.Внешнеэкономическая политика.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. Основной целью вмешательства государства является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей.

Государственное регулирование - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Известны два основных направления политики правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции) и фритредерство (политика свободной торговли).

В международной торговле используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы (систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые товары), налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Нетарифные ограничения представляют устанавливаемые прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вывозу или ввозу.

Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и импорта определенным количеством или суммой на определенный период времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии).

Комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров(кредитные и финансовые инструменты).

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства.

 
 

70.ТОРГОВЫЙ И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНСЫ СТРАНЫ.

Финансовое положение страны на международном рынке обычно оценивают по ее платежному балансу. Баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, в международных экономических связях, установить ее платежеспособность. Платежный баланс - это документ, таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все средства: валютные поступления, полученные данной страной от других государств, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течение данного периода. Таким образом, плат. Б можно характеризовать, как внешне экономический или валютный бюджет страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами, обусловленными внешнеэкон. связями. Платежный Б. составляется за определенный период (чаще всего годовой и полугод.) В плат. Б. включаются все статьи, характеризующие поступление и расходование денежных средств по линии внешэкон. связей, имеющих место в течение года, а именно: экспорт и импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или полученные от них; движение золота; расходы туристов; проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие страны; доходы от фрахта и т.д.

Платежный баланс состоит из трех разделов: текущие операции, движение капиталов и движение золота. Составной частью раздела "текущие операции" является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров и услуг. Экспортные товары, страна получает путем их продажи валютную выручку, а импортируя, затрачивает денежные средства на закупку. Торговля услугами включает оплату загран. перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из указанных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или закупает услуги. Помимо торгового баланса в раздел текущих операций включаются иностранные денежные переводы, движение доходов на собственность за границей, т.е. %, прибыль, дивиденды. Движение капиталов представляет собой отдельный раздел платежного баланса, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций за границей. Еще одна важная статья пл. Б. страны - оплата % по иностранным займам и кредитам. Если страна берет валюту в долг от других государств, то она обязана платить %. тогда как страна предоставляющая кредит, наоборот, получает эти % в виде дохода. Россия вынуждена уплачивать ежегодно % за валютные кредиты в сумме 10-15 млрд. долларов, что ложится тяжелым бременем на ее платежный баланс. плат Б страны называют активным, когда сумма полученных средств от других стран больше, чем сумма выплат. В противном случае платежный баланс будет пассивным. Центральные банки различных стран имеют определенное кол-во иностранной валюты, которые используются для выравнивания

несбалансированности платежного баланса.

 
 

71.Валютные отношения. УРОВНИ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ Валют.

Валюта - денежная единица данной страны(национальная валюта), также это денежные знаки иностранных государств и иные платежные средства, используемые в международных расчетах (иностранная валюта). Успех или неуспех той или иной валюты во многом будет определяться ее качеством. Качество валюты определяет, является ли валюта валютой, т.е. может ли национальная валюта выступать в качестве иностранной. Свободно конверт. Валюта - национальная валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Частично конвертируемая валюта - нац. в., которая обменивается не на все, а на некоторые иностранные в., используется как платежное средство не по всем операциям. Неконвертируемая (замкнутая) в. - нац. в., которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на иностранную в. Качество в. определяется не только ее конвертируемостью, но и хорошо ли данная в. выполняет свою функцию средства международных расчетов.т.е. какова ее роль в валютной системе, какое она занимает в данной системе место. Функцию резервной в., т.е. валюты используемой для обслуживания международных расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняют в настоящее время: доллар США, фунт стерлингов Великобр., марка Германии, швейцарский франк и японская иена - именно эти валюты являются наиболее конвертируемыми валютами мира. Валютные отношения - эк. отношения, связанные с функционированием нац.-ых в. на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена и других хоз-ых связей между странами, использованием валюты как платежного средства и кредита. Вал. отн. так или иначе сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техн. обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической помощи, кредитование. Валютные отн.-я можно характеризовать как денежную сторону внешэкономич. связи. Характер валютных отношений зависит от конвертируемости валюты страны. Российский рубль прошел путь от неконвертируемой в. к разряду валют с внутренней конвертируемостью. Для решения проблемы конвертируемости необходима стабилизация денежного обращения внутри страны, приведение внутренних цен в соответствие с мировыми, преодоление дефицита внешнего платежного баланса, отсутствие дефицита товаров на внутреннем рынке, ограничение инфляции.

 
 

72.Валютный курс, ЕГО ФУНКЦИИ И РЕЖИМЫ.МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ВАЛюТНОГО КУРСА.

Международная торговля товарами и услугами, движение капиталов неразрывно связано с обменом валют. Обычно экспортер обменивает иностранную в., получаемую при продаже товара, на Ненациональную, предоставляющую платежное средство на территории данного государства. Импортер обменивает нац. в. на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Для обеспечения эквивалентности обмена необходимо знать валютный курс в виде соотношения между национальной и иностранной валютами. Вал. к. - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных ед-цах другой. В.к. могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные. Фиксированные в.к. предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Ф.в.к. колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Однако эти ограничения не превышают 1% паритета. Иначе государство будет вынуждено повысить или понизить золотое содержание своей валюты. Плавающий в.к. предполагает обмен одной в. на другую в зависимости от спроса и предложения. Виды п.в.к.: свободно плавать в.к.(исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке - доллар) - могут плавать совместно(страны использующие этот вид в.к. в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания- страны "Общего рынка", кроме Великобр.) -могут плавать связанно с другими валютами.(страны использующие данный вид устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран к доллару США). Т.Е. Вал. к. определяется:

покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара;

их качественных признаков;

спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке;

о6еспеченности валюты национальным богатством страны;

устойчивости валюты;

доверием к ней.

Помимо номинального курса существует и реальный валютный курс, который определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте. Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными в. ведется на валютных 6иржах (Лондонская биржа).

6 янв.1992 основана ММВБ(не государственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля.(метод поддержания).

 
 

73.Глобальные проблемы мирового хозяйства.

Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы (затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества. Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты. Глобальные проблемы можно сгруппировать по трем сферам действия: проблемы, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества сырьем, энергией продовольствием. Продовольственная проблема сохранение окружающей среды; энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн, разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение космическим пространством; проблемы общественных взаимоотношений: отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран; локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека.

 
 

74.Рыночная ЭКОНОМИКа И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Р.Э.-система организации хоз-ва в масштабе, т.е. это такая форма организации хоз-ва, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-место, где совершаются сделки(ба зар, аукцион, биржа), где товары реализуются по формуле Т-Д-Т. Рынок-это механизм реализации рыночной экономики, обладающий в обобщенном виде следующими признаками:

отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;

многообразие форм собственности (частной, коллективной, государств.);

полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;

прогрессивная налоговая политика.

Особое место в р. э. занимает антимоноп. законодательство, основой его является - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хоз-го оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и нарушение правил честной конкуренции.

Конкуренция порождает мощные мотивационные стимулы:

обеспечение конвертируемости валюты(обратимость нац. денежной единицы);

создание системы биржевых учреждений, банков, налоговой инспекции).

В настоящее время рынок в различных странах мира находится в определенных границах и регулируется государством. Оно стремится:

обеспечить стабильность рынка;

обеспечение справедливости;

следит за эффективностью рыночного механизма(не допуская или ограничивая монополии).

 
 

75.Приватизация ГОСУдаРСТвЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Термин "Приватизация" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. В России были выбраны 3 модели приватизации(номенклатурная, демократическая, малая), при этом 2 из них более популярны в 1992 г., предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными гос. структурами (как правило фондами гос. имущества) закреплялась возможность почти бес контрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий(а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В большинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания акц. обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда гос. бюджет, банки и администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей гос. собственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закр. типа. Здесь капитал гос. предприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая прив. (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли гос. собственности при помощи ваучера, который создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении.приобретении гос. собственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших гос. средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. структуры. бывшие гос. структуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению мелкого пр-ва в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

 
 

76.Предпринимательство И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

В 18 в. это понятие ассоциировалось с понятием "собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами про-ва. Позднее, когда в хоз. жизни происходит отделение капитала-функции от капитала-собственности, понятие "предпр" не совпадает с понятием "собственник" трактуется гораздо шире. Современная западная литература также рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное проявление инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыли. В законе РСФСР "0 предприятиях и предпр. деятельности" "П" трактуется как инициативная самостоятельная деят-сть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Развитие предпринимательства предполагает наличие ряда условий:

1.предпринимательское хоз-во означает наличие субъекта определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз-ой деятельности, по формированию произв-ой программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлении на нее цен, рапоряжению прибылью.

2. Предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

3.Необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали, а не просто декларировали самоуправление, свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря шире -необходим рыночно конкурентный режим хозяйствования.

4. Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвоения (Коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической обстановки, политической ситуации, правовой среды, физической географической среды, институциональной организационно-технической среды, включая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.

 
 

77.Основные проблемы ФОРМИРОВаНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.

Современная российская экономика находится сейчас в переходном периоде. Это промежуточное состояние между плановой и рыночной экономикой. Общая особенность Российской экономики - она как плановая существенно отличается от западной рыночной экономики; как российская она не имеет аналогов в каких-либо других, даже бывших соц. странах. Определенное состояние рыночной системы характеризует экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. Макроэкономическая проблема, которую необходимо безотлагательно решать в течение переходного периода - проблему структурно-инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе для всех субъектов формирующейся рыночной экономики и прежде всего - государством и его институтами. Макроэкономическая несбалансированность имеет многообразие форм. Рассмотрим их в 2х аспектах:_1) неравномерность в развитии от дельных секторов и отраслей народного хозяйства; 2)неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и отраслей. При 1) несбалансированность проявляется прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей 1-го подразделения общественного производства, доля которого в совокупном общ-ом продукте на конец 80х-68% - эти отрасли поглощали львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалиф. рабочей силы, тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. На развитие отраслей гр.1 выделялось не более 5% производственных капиталовложений. Создание невиданного по своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20% нац. дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к импорту. 2 проблема: в крайне запущенном состоянии и инфраструктура: транспортное, складское хоз-во, энергетическая, информационная, коммунальная, социальная. 3 проблема - глубоко деформированной оказалась структура АПК, отражавшая общую несбалансированность нац. экономики. Негативные тенденции эк. развития:

неуклонное снижение темпов эк. развития;

нарастание инфляционных процессов;

увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы;

массовый износ осн. произ. фондов.

Все это вынудило правительство прибегнуть, к реформам с 1985г. - перестройка, что являлось ошибочным курсом реформирования экономики. В начале 90х - непоследовательность реформ ввиду крайнего сопротивления консервативных сил, крайне ограниченные иностранные инвестиционные ресурсы. Россия остается страной высокого инвестиционного риска, занимая 90 место среди 169 стран мира. Кризис перех. экон. есть кризис как фаза цикла, то и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение порожденных этими обстоятельствами проблем: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки в сочетании с технико-технологическим обновлением всего действующего производства - с другой. "Вытаскивать" нац. экономику из кризиса придется всем потенциальным инвесторам, государственным и частным.

 
 

78.Финансовый капитал. ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ГОСПОДСТВА.

Фин. к. - это монополистический пром. Капитал, сложившийся с монопоп. банковским капиталом. Персонифицированным носителем Ф.к. выступает финансовая олигархия. Пром. к. - капитал, авансированный для производства прибавочной стоимости и функционирующий в сфере материального производства(в пром-сти, с/х, стр-ве, на транспорте). Находится в постоянном движении, проходит 2 стадии в 3-х функциональных формах: денежной, производительной, товарной(кругооборот капитала). Далее, с развитием капитализма, от П.к. обособляется торговый и ссудный капитал. Концентрация и централизация П.к. ведут к возникновению и господству монополий, к сращиванию с банковским и образованию Ф.к. Банковский к. - совокупность денежных капиталов(собственных и привлеченных), которыми оперируют банки. Фин. олигархия - это немногочисленная группа крупнейших и наиболее богатых монополистов, олицетворявших господство фин. к. Образование Ф.о. происходит на основе сращивания пром. и банковских монополий. Основные формы ее господства:

система участия(Ак. общ.- мать с контрольным пакетом акций, дочерние, внучатые);

личная уния(союз);

сращивание финансового капитала с гос. аппаратом (связи бизнеса с политикой); - господство над средствами массовой информации.

 
 

79.Этапы развития ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Э.т. как наука (ситематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 в., в период становления капитализма.

1.В самом начале появилась теоретическая школа-меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации для гос. политики, которая призвана расширять торговлю и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на большую сумму, чем покупать у них. Монкретьен фр. экономист дал определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.

 
 

2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным плодородием земли и поэтому не считали промышленность отраслью, где создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее основательные ответы на вопросы образования и роста богатства нации дали представители класич. Школы -анг. экономисты: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.- они установили, что богатство всей нации возникает в сфере материального производства во всех отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило э.т. стать подлинной наукой. Основав трудовую теорию стоимости, классики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эта задача выпала на долю К. Маркса (1818-83), который создал теорию прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно повысился научный уровень мировой эк. науки. Начиная с 1969 г Шведская академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам.В настоящее время насчитывается 3 десятка лауреатов.

80.Система национальных счетов и ее показатели.

Система национальных счетов, которая принята в мировой практике, и переход к которой осуществляется в экономическом анализе и статистике России, позволяет применять статистическую информацию для сопоставления и оценки макроэкономических показателей состояния страны. Система национальных счетов утверждена ООН в1993г, (1-й вариант-68-й г.)

Принципы Системы национальных счетов:

1.Валовый продукт и национальный доход страны производится как в сфере материального производства, так и сфере услуг, т. е. в сферу производства включается деятельность: — компаний и предприятий, производящих товары и услуги; — частных некорпорированных предприятий; — подсобных хозяйств;

лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.); — работников сферы управления; — финансово - коммерческих организаций; — некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций); — армии;

наемной прислуги; — владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

2.В создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля. капитал и предпринимательская деятельность, т. е. факторы производства.

3. Создаваемая прибыль, рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов.

С 1988 г. начато внедрение в российскую практику Системы национальных счетов. Валовый внутренний продукт (ВВП), как основной показатель экономического состояния общества (ВНП- его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных продуктов и услуг произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при подсчете ВВП (ВНП). ВВП (ВНП) по отраслям (по производству) исчисляется как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг. ВВП (ВНП) по расходам определяется, как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта.

 
 

ВВП (ВНП) по доходам рассчитывается как сумма заработной платы наемных работников, прибыли фирм и корпораций, доходов некорпорированных предприятий, доходов самостоятельных работников, рентных платежей, процента и двух не связанных с доходами платежей: амортизации и косвенных налогов на бизнес. Из ВВП (ВНП) можно получить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ВНП - амортизация = ЧНП ЧНП - косвенные налоги = НД ВНП - сальдо платежного баланса = ВВП




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.