Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Экономика как наука . Предмет и объект исследования , функции экономики




Вопрос

Экономика как наука. Предмет и объект исследования, функции экономики. Структура Экономической науки.

Экономика – одна из древнейших наук, которая всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческое хозяйство. Это термин состоит из двух греческих слов: «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение, закон.

В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:

хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.) отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, образования и т. д.).

Экономическая теория занимает особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Жизнь любого цивилизованного человека пронизана экономикой. Она требует понимания экономических закономерностей и владения экономическим мышлением, что позволяет самостоятельно принимать экономически взвешенные хозяйственные решения.

Слово экономика является производным от греческого - искусство ведения домашнего хозяйства. В современном мире это понятие представляет собой, по меньшей мере, три основных значения:

1) совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей (народонаселения, труда, управления);

2) хозяйственная деятельность людей или хозяйство отдельного района, страны, группы стран (экономика г. Томска, экономика России, мировая экономика и т. д.);

3) научные дисциплины, изучающие области хозяйственной жизни общества. В последнее время понятие "экономическая наука" употребляют для классификации дисциплин и предметов, связанных с экономикой: экономика промышленности, экономика труда, экономика туризма, а также бухгалтерский учет, аудит, математическая экономия и т. д.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Выдающийся экономист П. А. Самуэльсон в своей Нобелевской лекции (1972) сформулировал значение экономики следующими словами: "…Экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования. Действительно, только в последней трети нашего века, уже в период моей научной деятельности, экономическая теория начала активно претендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и государственному чиновнику".

Экономическая наука представляет единую систему, в которой выделяют два основных направления:

экономическую теорию – политическую экономию с охватом финансовых наук;

конкретные экономические науки (учение об организации и экономике производства), например, экономику целой отрасли национального хозяйства или сферу финансов; или экономику на стыке с другими дисциплинами (экономическую географию, экономическую психологию и т. д.).

Экономическая теория – наука общественная, она исследует связи.и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии и философии, рассматривается не общество в целом, а лишь сфера его экономической жизни, хозяйственные связи и экономическое поведение людей (например, денежные доходы, ценообразование, безработица и инфляция, бедность, неравенство и т. д.).

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность

 

Вопрос 2
Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.

Специфические экономические законы

Закон спроса и предложения

Закон общего макроэкономического равновесия

Закон частного экономического равновесия

Закон производительной силы труда

Закон конкуренции

Закон стоимости

Законы денежного обращения

Законы экономического роста

Закон возрастающих вмененных издержек

Закон убывающей отдачи

Закон эффективности производства

Закон пропорциональности

Закон накопления

Закон возвышения экономических потребностей

Закон тенденции падения нормы прибыли

Функции экономических законов

Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики.

Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция.

Методы Исследования в Экономике

Экономика в изучении хозяйственных процессов использует определенные методы. Методы исследования в экономике – это пути и способы изучения определенных явлений.

Методы исследования в экономике, как и в любой другой отрасли знаний, разделяются на всеобщие (философские), общенаучные (исторический, логический и т.д.) и специфические для экономики.

В данной науке широко применяются такие методы как функциональный анализ, анализ и синтез, научная абстракция, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, экспериментирование, моделирование и др.

Метод научной абстракции сводится к очищению исследуемого предмета от частностей, каких-либо случайностей и выделении типичных, постоянных и сущностных черт и характеристик. В результате использования этого метода выводятся категории и понятия, которые отражают важнейшие стороны исследуемых объектов, а также экономические законы, отражающие постоянные причинно-следственные связи, существующие между явлениями экономики.

Метод графических изображений позволяет наглядно изображать определенные экономические зависимости. Как правило, экономисмы помещают независимые данные (переменные) на оси ординат, а зависимые, соответственно, на оси абсцисс.

Функциональный анализ помогает установить взаимосвязи и зависимости между экономическими процессами и явлениями, когда одни факторы выступают как экзогенные (независимые), а другие как эндогенные (производные от первой группы).

Методы исследования в экономике широко применяю экономико-математическое моделирование, которое сегодня является одним из наиболее распространенных методов исследования проблем экономики. Оно позволяет выявлять причины, последствия, закономерности процессов. Экономические модели помогают описывать реальность в упрощенном виде, они являются абстрактным обобщением при помощи графиков, уравнений и необходимо для наглядного описания взаимосвязей между экономическими переменными. Модели помогают лучше понимать явления экономической действительности, поскольку не включают множество второстепенных деталей, усложняющих видение сути процессов и связей между ними.

Математические методы исследования в экономике являются достаточно сложными, поскольку экономика представляет собой многомерную систему, в которой большинство процессов имеет вероятностный характер и зависит от многих факторов.

Маржинальный (предельный) анализ используется для исследования экономических категорий и законов. Суть анализа сводится к приращению экономического показателя, обусловленного увеличением на одну единицу того фактора, от которого этот показатель зависит. Такой прирост характеризуют предельный доход, предельный продукт, предельная полезность и т.п.

Экспериментирование используется для искусственного воспроизведения экономических процессов и явлений для того, чтобы их можно было изучать «вблизи». Однако этот метод требует осторожности, поскольку недопустимо ломать естественные процессы, умещая реальную жизнь в искусственные конструкции.

В экономической теории применяются статистические методы исследования экономической конъюнктуры. Данные методы необходимы в работе аналитикам как инструмент диагностики с целью принятия верных управленческих решений. Конъюнктура – это обстановка, сложившаяся на определенный момент в определенной сфере экономической жизни. Речь идет о конкретных условиях процесса производства, ситуации на рынках и т.д. В рамках применения этого метода пользуются методами исчисления абсолютной и относительной эффективности, применяют индексный и балансовый методы.

Основные этапы развития экономической науки

Как систематизированное знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство, откуда оно берется? Экономика в те времена – это наука о богатстве.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства – торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.

Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.

Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается неоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности маржинализм (от лат. маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и пр

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.