Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах и его факторы. 1 страница




Совокупное предложение

 

Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

 

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

 

Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

 

Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

 

Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

 

Постоянные затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

 

Переменные затрать/ — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

 

Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

 

Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

 

Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.

 

Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

 

Совокупное предложение - это модель, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

 

Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как

 

кейнсианский (горизонтальный)

 

промежуточный (отклоняющийся вверх)

 

классический (вертикальный) отрезки.

 

Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

25. Инфляция: понятие, её показатели и виды. Последствия и издержки инфляции. Индексы цен.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности.

 

Инфляция может быть и результатом сокращения производства товаров при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Она сопровождается ростом цен, понижением уровня жизни.

 

Но не всякое понижение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу ухудшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной степени логичный, оправдательный рост цен на отдельные товары.

 

Например, переход на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичным дизельным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, приведет к повышению отпускаемой цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.

 

Существует и другой взгляд на причины инфляции, что вполне естественно.

 

Некоторые экономисты считают, что под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

 

Инфляция – это здоровая реакция экономического организма на возникшее финансовое расстройство, попытка преодолеть его, достичь равновесного состояния между товарами и деньгами, спросом и предложением. Инфляция выражается в избыточном покупательском спросе, причины которого вызываются как предложением, так и спросом.

 

Бесспорно одно: падение покупательской способности денег и повышение цен теснейшим образом взаимосвязаны.

 

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами:

 

инфляцией спроса,

 

инфляцией издержек.

 

Как правило, эти два вида взаимосвязаны, но не равнозначны. Одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).

 

Инфляция спроса – повышение уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг) увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже использованы.

 

В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный (физический) объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

 

Существо инфляции спроса иногда образно поясняют: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

 

В основе инфляционного спроса лежит следующая закономерность рыночной цены от платежеспособной потребности: чем больше спрос, тем выше цена. Рост массового спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий, при которых потребители, желая определить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.

 

Другой вид инфляции – инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Инфляция издержек характеризуется сокращением прибыли и объема продукции, который фирмы-производители готовы предложить при установившемся на рынке уровне цен вследствие повышения затрат на производство. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе экономики. Такое сокращение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен.

 

Имеются два важных источника появления инфляции издержек:

 

увеличение номинальной заработной платы,

 

повышение цен на сырье и энергию.

 

Рост номинальной заработной платы происходит вследствие коллективных договоров работников (профсоюзов) с предпринимателями. Если такое увеличение не сопровождается ростом выработки, то растут издержки на единицу продукции. Прибыль уменьшается, а это приведет к повышению уровня цен.

 

Издержки производства возрастают при внезапном увеличении цен на сырье и энергию. Так произошло в!973-74 г. и 1979-80 гг., когда значительно повысились цены на нефть, импортируемую из стран Ближнего Востока. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек. Антиинфляционная политика.

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией.

 

Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

 

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

 

В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.

 

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

 

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

 

Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

 

Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.

 

Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно 3 года – в 1982 г.[1].

 

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных мер. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

 

Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.

 

Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

 

Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

 

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

 

Следует признать, что в России расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось чрезвычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия.

 

Применительно к России, попавшей в инфляционную полосу в начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

 

Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

 

Ценовые диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены не стали ценами равновесия и не работали на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая, машиностроение.

 

Сокращение внешнего долга, резко сужающего маневры валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.

 

Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

 

Для России серьезной проблемой стало сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, труднорешаемые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

 

Сложившаяся в нашей стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

 

Преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Последствия инфляции.

 

1) ускоренная материализация денежных средств;

 

2) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

 

3) перераспределение доходов и богатства;

 

4) отставание цен государственных предприятий от рыночных;

 

5) обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы;

 

6) падение реального процента;

 

7) нестабильность экономической информации.

 

Рассмотрим каждое из последствий более подробно:

 

Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.

 

Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

 

Следующее последствие - скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в 30-х годах XX века. По мере роста инфляции прогрессивное налогообложение автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные. При этом не берется в расчет: реально или только номинально возрос доход. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Как следствие - ухудшение отношения бизнеса и населения к правительству.

 

Еще одним последствием можно назвать перераспределение доходов и богатства. Любой внутригосударственный займ, в условиях инфляции, при возвращении спустя период времени по номиналу восполняется полностью, а реально возвращается гораздо меньше. Это происходит в связи с тем, что с течением времени национальная волюта постепенно обесценивается.

 

Полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. Следовательно, при инфляции, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.

 

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

 

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

 

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

 

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

 

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

 

Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК - один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.

 

Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых цен на ресурсы и снижение курса отечественной валюты. Это отражается в росте цен на конкретные виды продукции (например энергоносители, импортируемые сырье и товары). В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т. к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар.

 

Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с развитой рыночной экономикой развитие инфляции издержек ограничено высоким уровнем конкурентоспособности производителей и стабильностью курса национальной валюты.

ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг); выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности. Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы. Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения качества товаров-представителей. Для устранения влияния качественных изменении практика международной статистики применяет ряд методов: 1) исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается цена модифицированного товара за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества); 2) определение цен компонентов; 3) гедонистический метод, позволяющий через веса основных параметров товара, заложенных в калькуляцию цены, определить долю изменения цены, связанную с изменением качества, и долю, связанную с изменением цен; 4) расчет цен на единицу основных технико-экономических параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости ковша и т. д.). Индексы цен используются для мониторинга движения цен и тарифов, изучения конъюнктуры рынка, изучения влияния динамики цен на уровень жизни населения, расчета показателей уровня жизни, показателей макроуровня - валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.

26. Безработица: понятие, виды. Естественный уровень безработицы.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:

 

1) разорение части предприятий;

 

2) накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

 

3) диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;

 

4) циклический характер производства;

 

5) несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.

 

ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.

 

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы. Различают безработицу фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную, сезонную и скрытую.

 

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная безработица.

Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования.

Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.

 

Помимо этого, рабочие неожиданно для себя, могут оказываются уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.

 

Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей.

 

В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

 

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.

С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

 

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

 

Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.