Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный терроризм




Основные типы терроризма

Местные налоги

К местным налогам относятся:

1) Земельный налог. Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

2) Налог на имущество физических лиц. Определён Законом РФ 1991 г. №2003-I «О налогах на имущество физических лиц». Объектами налогообложения признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются НПА представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

Стоимотсь имущества до 300.000 руб. – до 0,1 %

Стоимотсь имущества от 300.000 до 500.000 руб. – от 0,1 до 0,3 %

Стоимотсь имущества свыше 500.000 руб. – от 0,3 до 2,0 %.

· националистический

· религиозный

· ядерный

· транспортный

· государственный

· международный

· внутренний

· анархический

Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет:

· для международного правопорядка и межгосударственных отношений;

· для международной безопасности и международный интересов государств.

Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан; захват заложников; захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносят ущерб - или иным образом затрагивают интересы - нескольким, по крайней мере, двум, государствам (например, состояние их политических отношений, Возможности разрешения тех или иных международных проблем и т. п.).

· В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических актов обусловливает необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Сказанное выше не исключает, конечно, того, что международный терроризм представляет угрозу и для внутренней безопасности тех или иных государств. В зависимости от характера совершаемых террористических акций данный вид терроризма может весьма серьезно затрагивать и внутриполитические интересы отдельных стран, политических организаций.

· Например, убийство руководящего государственного деятеля во время визита его в другую страну помимо опасности осложнения межгосударственных отношений двух соответствующих государств при определенных условиях может очень серьезно осложнить внутриполитическую обстановку в его собственной стране.

· Главный субъект международного терроризма - террористические группы или организации. Ими являются устойчивые объединения физических лиц, которые для достижения своих целей избрали методы террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки.

· В последние два десятилетия существуют международные террористические организации, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагери для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности и т. п.). К структурам такого типа могут быть отнесены исламская организация "Братья-мусульмане", "Армянская секретная армия освобождения Армении", Фундаменталистская мусульманская организация "Хезболлах" и др.

· Как показывает практика экстремистской деятельности таких террористических организаций, как "Прямое действие", "Красные бригады", "Фракция Красной Армии", ряда исламских организаций и других, взаимная помощь близких по своим установкам структур чаще всего касается предоставления документов прикрытия, каналов проникновения в страну, избранную в качестве поля для проведения террористических акций, обмена информацией, организации укрытия террористов после совершения террористических акций и т. д.

ВОПРОС12 БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

 

Базовым критерием обеспечением национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. В «концепции национальной безопасности РФ» отмечается: «Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми».

Национальные интересы России в сфере экономики заключаются в сохранении, приумножении и эффективном использовании всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.) в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

Совет безопасности РФ сформулировал эти интересы:

 

1. В области производства, инвестиционной, научно-технической и новационной деятельности - национальные интересы России заключаются в формировании социально ориентированной рыночной экономики, основанной на учете интересов и возможностей развития гражданского общества, поддержке отраслей промышленности, которые являются носителями экономического роста и становления современного технологического уклада;

2. В социальной сфере - главным национальным интересом является повышение уровня и качества жизни населения как основного условия обеспечения стабильного и долговременного экономического роста за счет формирования в стране достаточно многочисленного слоя населения с растущими доходами, обеспечивающими достойный уровень жизни, устойчивое увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений населения, трансформируемых в инвестиции

3. В сфере финансов и денежного обращения – национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для обеспечения полноценного выполнения государством своих функций, наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов.

4. В сфере внешнеэкономической деятельности — национальные интересы заключаются в создании условий для эффективного использования потенциала внешнеэкономических связей страны для целей устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финансовой стабильности;

5. В экологической сфере — национальные интересы заключатся в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития, соответствия состояния среды обитания действующим нормативам, в совершенствовании управления в области природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения техногенных катастроф и минимизации негативных последствий, в проведении комплекса мер по реабилитации нарушенных природных систем

6. В сфере региональной экономики — национальные интересы заключаются в обеспечении формирования единого экономического пространства, блокировании сепаратистских тенденций на местах, развитии интеграционных экономических процессов внутри страны. Социально-экономическая политика государства должна быть направлена на недопущение и сглаживание территориальных диспропорций, кризисных социально-экономических ситуация в отдельных регионах;

7. В сфере управления — национальные интересы связаны прежде всего со способностью вырабатывать и реализовывать независимую внутреннюю и внешнюю экономическую политику, основанную на контроле за национальными ресурсами и углублении социального партнерства между властью и народом.

 

Национальное хозяйство — это та сфера, где зарождаются и развиваются как факторы прогресса общества, так и опасные для него тенденции. Разрушительные факторы в России сегодня с особой силой проявились в ее экономике.

 

Эти факторы обычно рассматриваются в двух аспектах:

§ в плане все еще сохраняющейся кризисной ситуации в России, которая характеризуется постоянным ухудшением всех основных показателей российской экономики;

§ в плане долгосрочных перспектив ее развития в условиях безопасности для народа.

 

Исходный пункт рассмотрения обоих аспектов — бесспорность перехода к рыночной экономике как объективно неизбежного и единственно возможного пути экономического развития России.

 

Общепринятое определение: экономическая безопасность — состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п. Составной частью экономической безопасности является безопасность предпринимательской деятельности.

 

Экономическая безопасность — это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Меры обеспечения безопасности экономики определяются следующими обстоятельствами:

§ степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

§ мерой притязаний других стран на экономическую или по­литическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

§ наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защищенности; «степенью влияния на развитие экономики теневого сектора

 


Многоуровневость экономической безопасности

 

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление и включает:

§ экономическую безопасность страны в целом;

§ экономическую безопасность

§ экономическую безопасность отрасли и отдельного предприятии;

§ экономическую безопасность отдельного гражданина и предпринимателя

 

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

§ способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

§ способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

§ способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

 

Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности
Внутренние Внешние
1. Продолжающийся спад производства 2. низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность 3. низкая конкурентноспособность продукции 4. катастрофическое ухудшение состояния инновационного капитала 5. свертывание научной сферы 6. структурная деформированность экономики 7. рост безработицы. 8. усиление имущественного расслоения населения 9. слабое использование разведанных недр 10. криминализация экономики 11. региональный сепаратизм 12. слабость нормативно-правоввой базы 13. локальная концентрация бедных слоев населения 14. увеличение материало- и энергоемкости продукции 15. рост взаимной задолженности экономических субъектов 16. просчеты политики реформирования 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам 4. Высокий уровень внешнего долга 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта 6. Скупка за бесценок российской собственности 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов

 

Серьезными внутренними угрозами в экономической области являются:

§ незавершенность экономических преобразований;

§ возрастание неравномерности развития регионов;

§ спад производства.

 

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.

 

Объектами экономической безопасности России являются жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства (экономика страны в целом и ее регионов, конкретные рынки, отдельные юридические и физические лица).

 

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня:

§ экономический уровень семьи — экономические интересы каждого гражданина страны;

§ микроэкономический уровень — безопасность агентов рынка;

§ региональный и отраслевой уровень — безопасное развитие экономики субъектов Федерации и отраслей экономики;

§ макроэкономический уровен - безопасность экономики cтраны в целом.

 

Основным субъектом обеспечения безопасности в сфере экономики является государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей во взаимодействии с другими институтами гражданского общества.

 

Рассматривая экономическую ситуацию в современной России, следует четко представлять, что сфера внутренней экономической жизни состоит из двух принципиально отличных друг от друга секторов:

§ формального

§ неформал ьного

 

Формальный сектор — это сфера экономики, функционирующая в рамках существующей в стране нормативно-правовой базы экономики

Неформальный сектор — это сфера экономической деятельности, находящаяся «в тени», сфера, где предприниматели действуют с явными или неявными нарушениями Административного и Уголовного кодексов, других нормативно-правовых актов России.

Внешним аспектом обеспечения экономической безопасности России является комплекс международных условий сосуществования с другими странами, договоренностей и структур, дающий возможность нашей стране свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению.

 

Экономическая безопасность страны непосредственно зависит от реально текущих социально-политических процессов в стране.

Здесь можно выделить:

§ экономическую безопасность в условиях высокой степени интегрированности страны в мировую экономическую систему;

§ экономическую безопасность в условиях мирного времени;

§ антикризисную экономическую безопасность;

§ экономическую безопасность в условиях жесткого политического противостояния с каким-либо государством или группой государств;

§ •экономическую безопасность в условиях конфликтов различ­ного масштаба с использованием вооруженной силы.

 

Конкретные параметры экономической безопасности государства являются производными от избранного и реально проводимого им политического и экономического курса.

Экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:

§ эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства;

§ технико-экономическую и технологическую независимость расширяющую понятие экономической самостоятельности, также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

§ •защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках, вне зависимости от изменения тактически), целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.

 

Россия официально получила статус страны с «переходной экономикой». Это означает, что в течение достаточно длительного времени в экономике страны будут сохраняться и сосуществовать разнокачественные элементы: «пережитки» государственной, централизованной системы и рыночные сегменты экономики. Соответственно и безопасность этого сложного экономического конгломерата будет осуществляться разными способами.

 

По оценке ООН, уровень жизни ниже 1 долл. в день характеризуется как нищета, а от 1 до 2 долл. в день — как бедность.

В середине 2000 г. средний по России прожиточный минимум составлял 1185 руб.в месяц, или 42 долл. (1,4 долл. в день). При этом 34,7% населения (50,5 млн.человек) не достигали и этого уровня. Самое тревожное, что половина бедных, это

так называемые «новые бедные», т.е. непосредственный продукт реформ (семьи, включающие двух родителей трудоспособного возраста и одного-двух детей).

Подобные семьи в дореформенный период относились, как правило, к среднеобеспеченным.

При этом из общего состава бедных около 50% — дети и молодежь до 30 лет.

Реформы привели, как показывает накопленный опыт, к дальнейшей социальной поляризации, отбрасыванию большинства групп населения, находящихся в стадии адаптации, за пределы экономической деятельности, а также к усилению социальной активности всех лишенных перспектив групп в направлении социального протеста и борьбы с режимом

Стержнем государственной политики обеспечения экономической безопасности России должно стать сохранение страной комплекса их конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на соответствующий статус страны в мировой экономике и значительную эффективность ее внешнеэкономической деятельности.

Широкомасштабные перемены в экономике России, происходящие порой совсем не так, как ожидалось, привели к ослаблению ее защитных механизмов, снизили ее конкурентоспособность. Причины этого во многом коренятся в политической сфере, они связаны с кризисом государства и ослаблением его роли в защите и развитии отечественна производителей товаров и услуг.

Слабость российских позиций на мировом рынке обусловливается прежде всего ориентировкой на экспорт сырья, зависимостью от импорта продовольствия и медикаментов, машин и оборудования, наличием высокого внешнего долга, а также дискриминацией внешнеторговых усилий со стороны ряда стран мирового сообщества

 

Ограничения, введенные отдельными странами, при продвижении российских товаров на внешний рынок

Страна Число санкций   Ущерб млн.длр\год
Венгрия   Химические товары, черные металлы, цемент, древесноволокнистые пли-ты 1,5
Индонезия   Черные металлы 8,4
Канада   Черные металлы 157,58
Южная корея   Черные металлы, химические товары 173,0
Литва   Черные металлы, химические товары -
Мексика   Черные металлы, химические товары 10,25
Перу   Черные металлы -
Польша   Черные металлы, химические товары, уголь 85,8
Сша   Черные и цветные металлы, химические товвры. уран, оружие, текстиль 299,1
Таиланд   Черные металлы 350,0
Тайвань   Черные металлы 1,5
Турция   Черные металлы, полпеские товары 51,8
Украина   Химические товары, автомобили, текстиль, лампы накаливания 51,8
Филиппины   Черные металлы 369,0
Чехия   Автомобили 0,9
Чили   Черные металлы 1,0
Юар   Черные металлы  
ИТОГО     2300,16

 

Международны экономические санкции включают финансовые и торговые меры.

К мерам финансового воздействия относятся:

· сокращение, приостановка или прекращение различного вида помощи;

· уменьшение или приостановка кредитования на льготных условиях;

· замораживание или конфискация банковских активов страны, являющейся объектом воздействия;

· ограничения или запрет на выплату процентов по займам и на другие трансфертные платежи;

· отказ в рефинансировании долгов и пересмотр графика погашения займов;

· осуществление контроля за движением капиталов.

 

Торговыми мерами являются:

· введение квот на импорт и экспорт;

· ограничения на выдачу импортных или экспортных лицензий;

· осуществление эмбарго на импорт или экспорт;

· дискриминационная тарифная политика;

· приостановка или полная отмена совместных проектов;

· разрыв торговых соглашений;

· запрет на экспорт технологий;

· занесение в «черный список» отдельных лиц и экономических структур, торгующих со страной — объектом воздействия; запрет на предоставление страховых услуг и др.

В то же время практически неисчерпаемый российский потребительский рынок, огромные запасы минерально-сырьевых ресурсов привлекают пристальное внимание западных производителей и инвесторов

 

Потенциальные экономические интересы Запада в странах СНГ

Страна Имеющиеся в стране ресурсы
Туркменистан 4-е место в мире по добыче газа (после сша, канады и россии) и 2-епо его экспорту. Запасы газа – от3 до 21 трлн.куб.м. Запасы нефти – около 6 млрд.т. Это соответствует 20% нефте-газовых ресурсов странарабского мира, в 2 раза превышает запасы в Северном море, и в 5 раз – в Мексиканском заливе
Узбекистан Общий минерально-сырьевой ресурс оценивается боле чем в 3,3 трлн.долл. Разведанные запасы золота – около 6 тыс.т. Разведанные азпасы урана – 120 тыс.т. 10-е место в мире по запасам меди. Запасы нефти и газа оценива.тся в 1 трлн.долл. Степень освоения месторождений крайней незначительна
Казахстан Согласно утверждениям экспертов, по разведанным запасам нефти казахстан уже сегодня опережает россию. Доказанные запасы нефти составляют 2,9 млдр.т, пронозные 6-12 млрд.т. Доказанные запасы газа превышают 3 трлн.куб.м. Огромные запасы других полезных ископаемых – никеля, кобальта, молибдена, урана, золота
Кыргызстан Минеральные ресурсы незначительны. Геополдитическая важность страны заключается в ее крайне выгодном стратегическом месторасположении
Таджикистан Минеральные ресурсы изучены пока крайней слабо. Н опо предположеням экспертов онимогут быть очень значительными. Из известных ресурсов наиболее важными считаются запасы урана
Азербайджан По экспертным оценкам, запасы нефти и газа оцениваются в 6-10 млрд.т. Сейчас за влияние на страну ведется жесткая борьба между россией, западом, турцией и ираном. Проект строительства нефтепровода Баку – Джейхан пока «заморожен»
Армения Минеральные ресурсы незначительны. Геополитическое значение страны заключается в том, что ее можно использоватьв качетве инструмента давления на азербайджан
Грузия Минеральные ресурсы незначительны. Однако, согласно планам Запада, именно чреез грузию должэен пройти стратегически важный нефтепровод Баку - Джейхан

 

 

«Индикаторы чувствительности», использование которых позволяет принимать рациональные тактические и стратегические решения по отношению к России

· стабильность социально-политической ситуации и ее возмож

· ные изменения в долгосрочной и среднесрочной перспективе;

· оценка уровня управленческой деятельности правительства и

· возможности ухода его в отставку;

· уровень компетентности директорского корпуса;

· характеристика официальной оппозиции;

· характеристика нелегальной оппозиции;

· тенденции в экономической политике правительства страны;

· отношение ветвей власти к зарубежному капиталу;

· риск национализации капитала и возможные варианты ее

· компенсации;

· уровень коррумпированности высших руководителей;

· степень государственного вмешательства в экономику;

· удельный вес государственной собственности.

 

В перечне этих индикаторов заложен не столько интерес возможного партнерства, сколько противостояние вероятного, сильного и беспощадного конкурента, являющего пример деятельности в области экономической безопасности своей страны.

 

Важнейшим условием притока иностранных инвестиций, в которых так нуждается Россия, является политическая и экономическая стабильность в стране.

Ключевой фактор при принятии решения относительно вкладывания средств в страны СНГ — это размер и «здоровье рынка»:

· численность населения, его благосостояние,

· данные о предыдущих продажах,

· перспективы общеэкономического развития оценки положения на конкретных рынках, представляющих сферу действия компании.

 

К числу негативных факторов относятся:

· частые изменения в законодательстве,

· неуверенность относительно направления и характера будущих изменений,

· слабое развитие деловой инфраструктуры

 

 

Изучая проблемы безопасности России во внешнеэкономической сфере, следует также иметь в виду, что, свертывание внутреннего производства и снижение спроса в сочетании с обвальнг либерализацией внешнеторгового и валютного режима предопределило глубокую зависимость экономики России от вынужденного завоза иностранных товаров в страну, малоэффективного и нерационального сбыта российской продукции за рубежом

За счет зарубежных закупок в настоящее время покрывается, к примеру, свыше половины потребностей страны в продовольственных товарах, а Москве и других крупных городах эта доля достигает 70-80%.

 

Институт защитных механизмов внутреннего рынка включает:

· Экономические меры, действующие через механизм цен и оставляющне за покупателем свободу выбора среди конкурирующих товаров (импортных и отечественных). что является одним из основных принципов рыночных отношений. Эти меры корректируют действие механизма рынка в пользу отечественного производства

· Административные меры т.е. издание нормативных документов, прямым образом регламентирующих в общенациональных интересах внешнеторговые операции с определенными странами и товарами. Такие меры формируют структуру внутреннего рынка (соотношение между импортными и отечественными товарами) без участия покупателя.

 

Для поддержания приемлемого уровня собственной экономической безопасности от внешних угроз создаются специальные государственные институты.

Отдельные направления деятельности ФСБ по содействию российским предприятиям в защите коммерческой тайны, а именно:

· предоставление на договорной основе консультационных услуг и практической помощи в работе по защите коммерческой тайны заинтересованным предприятиям и организациям, их службам безопасности;

· проведение экспертных оценок сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, и содействие в определении возможных каналов утечки этих сведений;

· исследования системы сохранности коммерческой тайны и подготовка рекомендаций по устранению недостатков;

· обучение руководителей предприятий и персонала служб безопасности по вопросам защиты коммерческой тайны

· помощь в подборе надежных иностранных партнеров для совместной экономической деятельности, участие в подготовке соглашений с ними

 

Условия повышения эффективности единого таможенно-валютного контроля:

· Создание сильной аудиторской службы, контролирующей объективность и полноту учета валютных операций; реформирование финансовой и налоговой службы в целях усиления контроля;

· обеспечение унификации внешнеторговых контрактов, особенно в части, касающейся условий платежа и штрафных санкций;

· налаживание эффективной системы единого таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки.

 

Для обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику необходимо:

· Формирование опирающейся на намечаемые структурые сдвиги в экономике страны в целом, структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и обхемов товаров с высокоей степенью переработки (особенно изделий машиностроения), услуг, а также оптимизацию структуры экспорта

· выявление и эффективное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страновых ниш на мировом рынке, концентрация основных усилий и средств на достижении рыночного успеха на них, а также всемерное развитие кооперации, инжениринга, лизинга;

· достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и объединениями, исключение любых дискриминационных ограничений на торговлю с Россией;

· создание условии для доступа российских предприятии в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов, а также к транспортным коммуникациям

· полномасштабное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками России; совершенствование механизма доступа и оптимального использования зарубежных финансовых ресурсов, включая как кредиты иностранных государств и международных финансовых институтов, так и частные иностранные инвестиции.

ВОПРОС 13 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗНЕСА

Тем не менее преступления с использованием современной информационной техники и технологии представляют собой все большую опасность для общества.

К основным видам этих преступлении относятся:

§ махинации с электронными деньгами;

§ компьютерное хулиганство;

§ хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой в «безбумажном» виде, и др.

 

По мнению специалистов, компьютер сегодня становится самым многообещающим орудием преступности. Ведь в развитых странах практически все денежные операции производятся через компьютерные системы и сети.

Зарубежное законодательство четко разграничивает два понятия: “компьютерные преступления” и “преступления, совершенные с помощью компьютера”. В последнем случае это преступления, которые могут быть совершены и без компьютера, а компьютер или компьютерная сеть в данном случае лишь облегчают их совершение и являются одним из средств для этого.

 

По своему характеру компьютерные преступления представляют собой специфическую разновидность криминала. Как правило, объект преступного посягательства и физическое присутствие преступника — в разных местах. Чаще всего момент совершения преступления весьма скоротечен, а фиксирование следов преступного посягательства довольно затруднено. Одной из основных сфер интересов организованной преступности является «отмывание» денег, в том числе методами несанкционированного подключения к компьютерам финансовых учреждений. В данном случае организованные преступные группы из разных стран объединяют свои усилия, образуя тем самым транснациональные группировки, действующие с разных континентов, сводя на нет все усилия правоохранительных органов и специальных служб.

В зависимости от преступной специализации, обычно классифицируют правонарушителей в сфере высоких технологий следующим образом:

Хакеры - люди, которые проявляют интерес к изучению компьютеров и коммуникационных систем;

Крекеры - так рекомендуют именовать хакеров, взламывающих системы безопасности, внося в них несанкционированные изменения;

Фрикеры - взломщики различных систем

Информационные угрозы можно свести в три группы.

 

Первая группа угроз исходит от нормативных актов, издаваемых руководством страны, и подзаконных актов, издаваемых различными ведомствами (Центральный банк РФ, Министерство по налогам и сборам и др.), которые иногда противоречат законам и друг другу, однако все равно подлежат исполнению. Бороться с этими актами и инструкциями теоретически можно только с помощью судебных органов, однако на практике это, как правило, неэффективно. Поэтому вероятность негативных последствий для предприятия от этой группы угроз может быть уменьшена только путем повышения качества юридического и бухгалтерского оформления проводимой деятельности.

Вторая группа внешних угроз вытекает из невыполнения партнерами, заказчиками, поставщиками, клиентами и другими своих обязательств по оплате контрактов, поставке товаров и т.п. В этом случае ущерб возникает из-за неправильного прогноза всех возможных последствий того или иного мероприятия.

Третья группа угроз обусловлена внутренними конфликтами в коллективе или среди руководства экономической структуры либо преступными наводками со стороны персонала (часто со стороны охраны). С учетом реальности данных угроз, следует по возможности привлекать службы безопасности к решению кадровых вопросов.

 

Основной принцип работы предприятия в условиях рыночной экономики — стремление к получению максимальной прибыли. Его ограничивает только возможность понести убытки. Риск является неустранимым элементом управленческого решения любого уровня. Отклонения в оценке информации могут быть как позитивными, так и негативными. В первом случае речь идет о возможности получения прибыли, во втором — убытков.

Основное предназначение системы экономической разведки заключается в обеспечении руководства достоверной, объективной и полной информацией о

§ намерениях партнеров, смежников, клиентов и контрагентов,

§ сильных и слабых сторонах конкурентов;

§ сборе данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров;

§ оповещении о возможном возникновении кризисных ситуаций;

§ мониторинге и контроле хода реализации заключенных договоров и достигнутых ранее договоренностей.

 

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупны концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек.

По данным журнала «Тайм», из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долл. в год. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как «Американское сообщество по промышленной безопасности».

 

Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, — что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

 

Законные методы, т.е. методы экономической разведки:

§ сбор и анализ информации из официально публикуемых источников;

§ посещение выставок, ярмарок, устраиваемых конкурентами;

§ приобретение и изучение продукции конкурентов.

 

Незаконные методы, т.е. методы промышленного шпионажа:

§ выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

§ сманивание специалистов для получения от них информации;

§ подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

§ засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

§ похищение чертежей, документов и образцов изделий;

§ негласный контроль за деловой корреспонденцией;

§ незаконное получение информации у государственных чиновников;

§ получение информации с использованием технических средств;

§ ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

 

Всяким разведывательным действиям (законным и незаконным) со стороны партнеров по бизнесу и конкурентов должна противодействовать активная контрразведывательная деятельность фирмы. При этом следует иметь в виду, что основным объектом разведывательной деятельности противника в конечном итоге является та или иная конфиденциальная информация фирмы, составляющая коммерческую тайну.

 

Под коммерческой тайной (конфиденциальными сведениями) понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производственно-технической и другой деятельностью фирмы, а также с их технологической информацией, управлением, финансами и т.п.. разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся несекретные сведения, предусмотренные в перечне конкретных сведений, содержащих коммерческую тайну, который утвержден и введен в действие приказом директора фирмы

 

Конфиденциальные сведения — это информация, которую можно разделить на две группы:

§ деловую

§ технологическую.

 

Деловая информация фирмы обычно включает в себя

§ финансовые отчеты и прогнозы.

§ банковские счета.

§ кредиты,

§ условия контрактов и договоров.

§ ближайшие и перспективные планы фирмы,

§ условия продаж,

§ коды и процедуры доступа к информационным сетям и т.д.

 

Конфиденциальные сведения — это информация, которую можно разделить на две группы:

§ деловую

§ технологическую.

 

Деловая информация фирмы обычно включает в себя

§ финансовые отчеты и прогнозы,

§ банковские счета,

§ кредиты,

§ условия контрактов и договоров,

§ ближайшие и перспективные планы фирмы,

§ условия продаж,

§ коды и процедуры доступа к информационным сетям и т.д.

 

К технологическим секретам могут быть причислены

§ данные о научно-техническом потенциале предприятия.

§ уровень методов организации производства.

§ объем производственных мощностей и уровень технологии.

§ конкретные ноу-хау.

§ нормы расхода сырья,

§ информация о незащищенных патентами изобретениях, используемых в производстве, и т.д.

 

Защита компьютерной информации включает две компоненты:

§ защиту от физического доступа посторонних лиц к электронной аппаратуре

§ защиту собственно программных средств.

 

Эффективная система защиты информации должна носить комплексный характер и обеспечивать:

§ равноправную защиту информации на всех этапах ее накопления, обработки, хранения и передачи по каналам связи;

§ гарантированную защиту информации в каналах связи с обязательным применением криптографических методов;

§ целостность и подлинность информации на всех этапах ее хранения, обработки и передачи по каналам связи;

§ контроль за доступом к информационным системам и базам данных;

§ защиту технических средств от утечки информации по побоч­ным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;

§ защиту программных продуктов средств вычислительной техники информационных систем от внедрения программных «вирусов» и закладок.

 

В защите существуют пассивные и активные методы.

К пассивным методам относятся различные варианты установки в офисе или жилом помещении аппаратуры технического противодействия. Их существует столько же, сколько и технических средств добывания информации.

 

К активным методам относятся:

§ все виды «чисток» помещений от подслушивающих устройств;

§ соблюдение правил выбора зданий, оборудования мебелью, оргтехникой и предметами обихода

§ правильная защита информации, эксплуатации связной техники.

 

Сочетание пассивных и активных методов защиты даст гарантированный успех. Это сочетание называется «комплексная защита информации».

ВОПРОС 14

Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.