Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии




Понятие социальной структуры и социальной сферы жизни общества.

В соц-ой структуре разл-т след-е соц-е сферы – этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Индивид “вписан” в каждую из этих общностей, он одновременно осущ-т свою деят-ть и как член семьи, и как представитель класса, и профессии, и как горожанин, и как индивид, отн-я к опр-ой этнической общности. Все соц-е сферы имеют двоякую природу. Две из них –этническая и демографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека. Три другие – социальны в полном смысле слова. Этническая сфера. Род – представлял собой объединение кровных родственников, обл-х обшностью происхождения, общим местом поселения, языком, обычаями и верованиями. Племя – объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделивш-я друг от друга родов. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Еще более высокая общность людей – нация –ее появление связ-я с развитием капитализма. Признаки – общность территории, общность языка, общность экономической жизни, общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа (песни, танцы, фольклор, живопись, литература и т..д.).

Демографическая сфера. В качестве генеральная общности ДС об-ва выступает народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя группа людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д. Народонаселении наряду с географической средой явл-я первейшим условием жизни и развития об-ва, предпосылкой и субъектом исторического процесса. Ускоренные или замедленные темпы общ-го разв-я, прозябание или расцвет об-ва в знач-ой степени зав-т от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность. Народонаселение неразрывно связано с экономикой, моралью, политикой и правом.

Поселенческая сфера – есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, внутрисельские и межпоселенченские отношения). Город, деревня и их взаимоотношения. Классовая сфера. Самая глубокая причина возн-я классов обусловлена, прежде всего, определенным уровнем развития произв-х сил и хар-ом соотвт-х им произв-х отн-ий. В основе образования классов лежит общественное разделение труда, закрепление определенных видов деятельности за большими социальными группами. К процессу классообразования подключается и институт частной собственности, те кто владеет средствами произ-ва и имеет реальные возможности эксплуатировать тех, кто лишен их. Классы это большие группы людей, разл-я по их месту в исторически опр-ой системе обществ-го производства (место либо эксплуататора, либо эксплуатируемого), по их отношению к средствам произв-ва (классы монопольно владеющие средствами производства, и классы лишенные таковых), по их роли в общ-ой орг-ии труда (одни классы выполняли роль организаторов и руководителей производств (рабовладельцы, феодалы, буржуа), другие – рядовых исполнителей (рабы, крепостные, пролетарии), а, следовательно, по способам получения (трудовые и нетрудовые) и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Профессионально-образовательная сфера. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства человека, его социализации. Процесс воспроизводства общественного человека носит комплексный и системный характер (человек как собственник, производитель, потребитель, семьянин, гражданин), следовательно образование тоже должно носит комплексный характер. Интеллигенция – многослойная общность людей, профессионально занимающихся умственным, по преим-у сложным, творческим трудом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.