Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система общества. Государство, его происхождение и основные функции. Проблема демократизации общества




Роль труда в становлении социальной структуры общества (Разделение труда и раскол об-ва на классы. Развитие труда и эволюция классов и слоев социальной структуры).

. Самая глубокая причина возн-я классов обусловлена, прежде всего, определенным уровнем развития произв-х сил и хар-ом соотвт-х им произв-х отн-ий. В основе образования классов лежит общественное разделение труда, закрепление определенных видов деятельности за большими социальными группами. При этом имеется в виду общественное разделение труда(а не технологическое), которое, в отличии от технологического складывается не в процессе непосредственно производства, а в сфере обмена деятельностью. Обмен устанавливает связи между уже сущ-ими, но пока еще довольно независимыми сферами челов-ой деят-и,

превр-я их постепенно в кооперацию зависимых друг от друга отраслей сов-го общ-го произ-ва (земледелие, скотоводство, торговля, умственный труд).

К процессу классообразования подключается и институт частной собственности, те кто владеет средствами произ-ва и имеет реальные возможности эксплуатировать тех, кто лишен их. Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем. Выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки, состоящей первоначально из лиц, облеченных важными общественными полномочиями (старейшин, жрецов, военачальников), а потом и из более широкого слоя богатых людей. Обращение в рабство сначала чужеплеменников, захваченных в плен, а затем и обнищавших соплеменников, попавших в новую кабалу. Это становилось возможным и целесообразным в новых экономических условиях, когда производство развилось уже настолько, что человеческая рабочая сила могла произвести теперь больше, чем требовалось для простого поддержания ее. Возможность присвоения прибавочного продукта стимулировало процесс классового разделения об-ва. Классы это большие группы людей, разл-я по их месту в исторически опр-ой системе обществ-го производства (место либо эксплуататора, либо эксплуатируемого), по их отношению к средствам произв-ва (классы монопольно владеющие средствами производства, и классы лишенные таковых), по их роли в общ-ой орг-ии труда (одни классы выполняли роль организаторов и руководителей производств (рабовладельцы, феодалы, буржуа), другие – рядовых исполнителей (рабы, крепостные, пролетарии), а, следовательно, по способам получения (трудовые и нетрудовые) и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Это ленинское определение класса как системы признаков, которые нужно рассматривать в их органическом единстве. Каждый их них, взятый отдельно, не дает законченную хар-ку класса, способен исказить ее.

 

Политика (П) - искусство управления гос-вом, а также определенная деятельность, участие в делах государства, отн-я между общ-ми группами, нациями, осуществление гос-ой власти, борьба за власть. Через П. выр-я коренные интересы соц. общностей, организаций и людей. Вместе с тем, П. предс-т собой совокупность идей, теорий и концепций, настроений и чувств. К проблемам П. обращались многие мыслители прошлого. Макиавелли(соотношение П и морали), Локк (разделение властей). Кант, Гегель (идея правового гос-ва и об-ва). Одна из главных проблем – проблема власти. Власть это установлений отн-ий господства и подчинения, т.е. отн-я зав-и между людьми. Она обладает всеобщностью, т.е. исп-я во всех видах деят-и. Источники власти – авторитет, традиции, насилие. Итак, П. это регулирование и управление разл-и сферами общ-ой жизни на основе уст-я отн-ий госп-ва и подч-я, реал-х при помощи гос-ва. На любой стадии разв-я об-ва ему присущи опре-е формы упр-я. Эти формы упр-я обр-т спец-ю систему общ-х институтов, вкл-ю в себя разл-е органы. Это и есть политическая сфера об-ва. –В ее структуру входят пол-я система (система гос-х и негос-х соц-х институтов, осущ-х полит-ю волю госп-х классов; гос-во, пол-е партии, правовые учр-я, профсоюзы, общ-е орг-ии, клубы, союзы и т.д.) и общественное управление (воздействие на об-во с целью его упорядочивания, сохр-я качественной спец-ки, соверш-я и разв-я). ОУ зависит от пол-ой системы, опр-я ею, но суть его неизменна и управление об-вом осущ-я при любой пол-ой власти. Гос-во явл-я самым древним и разв-м пол-им институтом. Оно рез-т разв-я об-ва, его зак-ой дифф-ии на разл-ые соц-е группы, слои, классы. Гос-во это политический институт, призванный обеспечить интегрированность об-ва, но одновременно выполняющий и спец-е задачи тех соц-х групп, кот-е его возглавляют. Система гос-ой власти вкл-т в себя. Особый аппарат пол-го управления (объединения людей профессионально-занятых в политико-упр-ой деят-и), идеологическая программа (провозгл-е цели, задачи деят-и – полит-я идеология), система права (форма рег-я поведения людей, сов-ть норм поведения, кот-е устан-я и санкц-я гос-вом с целью сохр-я сущ-х экон-х, соц-х, пол-х и иных порядков), материальное обеспечение (налоговая система, гос-е долги), система полит-ой власти (терр-ое деление). Гос-во разл-я в зав-и от того интересы какого класса оно защищает, каков экономический базис об-ва. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Уже античные философы, начиная с Арситотеля, различали монархию, аристократию, демократию, а также формы откл-я от указ-х – неогр-ю монархию (автократия, тирания), неогр-я автократия (олигархия), неогр-я демократия (охлократия – власть толпы, анархия). По форме правления – монархия и республика. С т.зр. устройства – унитарное (единое образ-е, Франция), федерация (союз отн-о юридически самос-х гос-х образ-ий – республик, областей, штатов), конфедерация (Канада). Важное знач-е имеет разл-е гос-в с т.зр. сущ-го в них полит-го режима, под кот-м понимают систему методов осущ-я гос-ой власти, степень реализации демокр-х прав и свобод личности. Для совр-го гос-ва хар-ны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, тоталитарный пол-е режимы. В тоталитарном гос-ве соединены и абсолютизированы особ-и бюрократ-го, полиц-го и десп-го гос-ва. Индивид в нем ничто, а гос-во все. С т.зр. пол-ой динамики можно раз-ть миролюбивые, агрессивные, консервативные, либеральные гос-ва. Осн-е функции. Внутренние (защита сущ-го способа произ-ва, экон-ой и соц-ой системы, рег-е хоз-ой деят-и, охрана общ-го порядка, рег-е соц-х отн-ий, культ-х, обр-х, охрана окр-ей среды) и внешние (защита интересов данного об-ва в его взаимотн-х с другими гос-и на межд-ой арене, обесп-е обороны страны, разв-ие норм-х отн-ий с др. гос-и, разв-е взаимовыг-го сотр-ва. Пробемы построения демокр-го об-ва. Собл-е прав и свобод личности, политическая (пол-е партии) и экономическая (частные предпр-я) свобода, свобода вероисповедания. Т.е. развитом гражд-ом об-ве гос-ве индивид встречается с гос-ом не один на один, а в составе соот-го общ-го института, то есть опосредованно. И это важнейший критерий развитости гражданского об-ва.

 

60. Человек, его сущность и смысл жизни.

Человек (Ч) высшая ступень организмов на Земле. Субъект общественно-исторического развития Ч. является предметом изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук философия дает им определенное истолкование и осмысление в понимании Ч. Вопрос о природе (сущности) Ч, его происхождении и назначении, места Ч. в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. Многие мыслители пытались определить Ч. Уже у Анаксимандра (Милетская школа) встречаются высказывания о Ч. В философии Аристотеля нашло выражение определенное для античной философии понимание Ч. как живого существа, наделенного духом, разумом и способного к общественной жизни. Позднее европейский рационализм именно в разуме усматривает специфическую особенность Ч., его сущность. В основу такого рац-го понимания Ч., будет положено представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетелем его существования. Для немецкой классической философии определяющим явл-я представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающим мир культур, как о носителе общезначисмого сознания, всеобщего идеального начала, духа, разума. В марксисткой теории личности Ч. рассматривается в системе общественных отношений. Ч. природное существо, отличающееся разумом, деятельное, создающее культуру и себя, существо прежде всего социальное, общественное, формирование которого связано с системой общ-х отн-ий в кот-х он находится. Человек понятие хар-ее его как представителя челов-го рода. Оно вкл-т в себя те харак-ки, кот-е отличаеют его от животного. Индивид – Ч., как единичный представитель челов-го рода. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного Ч. Личность – любой конкретный Ч., со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами, устойчивая система социально значимых черт, хар-х индивида как члена общества. Ч. единство биологического и социального. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. В истории философии отмечалась абсолютизации этих начал, разрыв их и противопоставление. Концепции человека, которые принято называть натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина). Концепции абсолютизирующие социальное, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм). Вопросом смысла жизни задаются многие, особенно остро из-за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу. Три подхода к решению этой проблемы: 1)Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2)За пределами жизни; 3)Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни. Гете: «Нет такой добродетели из которой нельзя было бы сделать порок и наоборот» Действительно, устремленность лишь к радости и наслаждению может обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость... Жизнь состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее глубоким смыслом. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей. Эйнштейн: Жизнь ради других - это минимальное и наивысшее условие возможности достижения подлинного смысла жизни.


61. Личность и общество. Проблема свободы и ответственность.

Эта проблема имеет большую историю. так уже Платон ставит интересы об-ва над интересами индивида. Аристотель наоборот полагает, что индивид есть источник всех свобод и тем самым отстаивает интересы личности. Отношения человека и об-ва процесс активно воздействующих друг на друга сторон. Становление личности начинается с социализации – процесса усвоения индивидом образцов поведения, соц-х норм и ценностей, необ-х для его успешного функц-я в об-ве. Обучение, воспитание, окружение (семья, друзья, соседи..). Связь личности и об-ва опосредована прежде всего первичным коллективом – семейным, учебным, трудовым. Только с его помощью каждый член коллектива входит в об-во. Через него же происходит отдача личного об-ву. Первичный коллектив это об-во в миниатюре. Однако личность не растворяется в об-ве, сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свой вклад в жизнь общественного целого. Бытие человека в об-ве определяется понятием свобода. Это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познания объективной необходимости. Близким понятием явл-я свобода воли. Когда речь идет о свободе воли, то прежде всего встает вопрос о самоопределяемости или детерминированности человека в своих действиях. Если каждое действие строго определено и не может быть иным чем оно есть, то ему нельзя вменять в вину или поставить в заслугу. Но с другой стороны, представление о воли, как ничем заранее не обусловленной конечной причины морального действия предполагает разрыв причинного ряда природных явлений, что противоречит потребности научного объяснения. Детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли (опр-я условиями в кот-х живет человек) и идетерменизм отвергающий ее. Распространена эклектическая (смешанная) доктрина. По Канту, человек как разумное сущ-во обл-т свободой воли, но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость он несвободен в своем выборе, а воля его причинно-обусловлена. Фатализм рассм-т человека, как существо объективно обусловленное и четко детерминированное внешними силами. Волюнтаризм (Фихте, Ницше) видят в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств. Фаталистическими явл-я религиозные взгляды на человека, а также натуралистические, которые исходят из признания человека частью природы перед которой он бессилен. Волюнтаристы признают человека, его Я единственным творцом судьбы, жизни, выбора. Спиноза впервые связал понятие свобода с необходимостью. Человек не признающий необходимость становится рабом своих страстей и увлечений. Познание необходимости первое условие свободной деятельности человека. Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. Два типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен предусмотреть рез-ы, а это возможно, если он действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми, Богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности, он как бы конструирует свои действия. Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв каждого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.