Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерная социализация




Гендерная стратификация

В социологии используются два термина пол и гендер.

Пол обозначает анатомические и физиологические различия мужчин и женщин.

Гендер характеризует психологические, социальные и культурные различия между

мужчинами и женщинами.

Гендер связан с социологическими понятиями мужественности и женственности и не

обязательно является непосредственным продуктом биологического пола индивида. Многие

различия между мужчинами и женщинами не являются биологическими по своей природе.

Три подхода к объяснению формирования гендерных различий

• Гендер и биология имеют естественное различие (биология определяет гендер).

• Социализация и обучение гендерным ролям, формирует гендер.

• Гендер и пол не имеют биологической основы, а являются полностью социально

выстроенными понятиями.

Гендер и биология: естественное различие

За врожденные различия в поведении мужчин и женщин ответственны определённые

стороны человеческой биологии — от гормонов до хромосом, генетики и размеров мозга.

Эти различия можно наблюдать во всех культурах, откуда следует, что за характерные для

большинства обществ гендерные различия ответственны естественные факторы.

Например, исследователи обращают внимание на тот факт, что почти во всех

культурах мужчины чаще женщин занимаются охотой и войной, что можно связать с

биологической склонностью к агрессии, которая отсутствует у женщин.

Но в действительности уровень агрессивности мужчин меняется в широких

пределах от одной культуры к другой, точно так же как в одних культурах женщины

более пассивны или нежны, чем в других. Теория «естественного различия» часто

основаны на данных о поведении животных, а не на антропологических или исторических

свидетельствах человеческого поведения. Кроме того, ниоткуда не следует, что универсальная

черта биологическая по происхождению. Вполне могут существовать общие культурные

факторы, порождающие такие характеристики. Например, в большинстве культур женщины,

как правило, проводят значительную часть своего времени, ухаживая за детьми, и поэтому не

могут принимать участие в охоте или войнах.

В настоящее время не существует свидетельств наличия механизмов, связывающих

подобные биологические силы со сложным социальным поведением мужчин и женщин.

Гендерная социализация -обучения гендерным ролям с помощью социальных

факторов (семья, школа, средства массовой информации...).

В таком подходе проводится различие между биологическим полом и социальным

гендером — младенец рождается, обладая полом, и развивает гендер. Благодаря

соприкосновению с различными факторами социализации, как первичными, так и

вторичными, дети постепенно усваивают социальные нормы и ожидания, которые считаются

соответствующими их полу. Гендерные различия биологически не детерминированы, они

создаются культурой. Согласно такой точке зрения, гендерное неравенство возникает из-за

того, что мужчины и женщины подготавливаются к разным ролям в обществе.

Процесс социализации направляется положительными и отрицательными санкциями —

социально направленными силами, которые одобряют или наказывают за опредёленное

поведение. Например, поведение маленького мальчика можно поощрить («Какой ты храбрый

мальчик!») или осудить («Мальчики не играют в куклы!»). Эти позитивные или негативные

закрепления побуждают мальчиков и девочек к изучению и согласованию своего поведения в

соответствии с ожидаемыми половыми ролями. Если индивид развивает гендерные привычки,

не соответствующие его (или её) биологическому полу, то объяснение следует искать в

неадекватной или нерегулярной социализации. Согласно такой функционалистской точке

зрения, социализирующие факторы вносят главный вклад в поддержание социального

порядка, осуществляя контроль за мягкой гендерной социализацией новых поколений.

Но гендерная социализация не является гладким процессом; различные факторы,

например семья, школа и группы сверстников, могут противоречить друг другу. Кроме того,

теории социализации игнорируют способность индивида отвергнуть или изменить

социальные ожидания, связанные с половыми ролями.

Важно помнить, что люди — не пассивные объекты или безмолвные приёмники

гендерного «программирования», как считают некоторые социологи. Люди — активные

действующие силы, создающие и подлаживающие роли для себя.

Социальная конструкция гендера и пола

В последние годы все большее число социологов подвергает критике теорию

социализации и гендерных ролей. Вместо того чтобы рассматривать пол как биологически

детерминированную данность, а тендер — как результат культурного совершенствования, эти

учёные полагают, что и пол, и гендер - социально созданные продукты. Люди могут придать

телам такой облик, который бросает вызов всему, что обычно рассматривается как

«естественное». Люди могут строить и перестраивать свои тела как хотят — начиная от

культуризма, диеты, пирсинга и индивидуальных манер до пластической хирургии и

операций по изменению пола. Технологии размывают границы наших физических тел.

Поэтому, говорят ученые, человеческое тело и биология не являются «данностями», а

подвержены влиянию человеческого фактора и персонального выбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.