Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различаются дискреционная фискальная политика инедискреционная




Y Y

Y Y

Небольшие изменения процента в экономике приводят к значительным изменениям объема национального производства. Если JS пологая, то это означает высокую чувствительность инвестиций к динамике процентных ставок. Пологая JS будет также при высокой склонности к потреблению и относительно низких ставках налогообложения.

Если же LM будет пологой, JS крутой, то монетарная политика неэффективна - значительные изменения процентных ставок слабо изменяют объем производства:

LM1

Именно такое соотношение LM и JS характерно для современной российской экономики. Не случайна, поэтому, слабая результативность у нас кредитно-денежной политики.

18. Бюджетно-налоговая (фискальная политика): сущность, инструменты.

Финансы государства связаны преждевсего с бюджетом. Бюджет- это ядро государственных финансов, основа экономической деятельности государства. Бюджет - это финансовый план государства, баланс егодоходов и расходов.

Структура государственных финансов России включает: 1) федеральный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) консолидированный бюджет (федеральный + местные); 4) внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, социального и обязательного медицинского страхования); 5) бюджет расширенного правительства (консолидированный + внебюджетные фонды).

Схема федерального бюджета РФ по доходам и расходам:

Доход Расход  
1. Налог: - НДС - на прибыль - акцизы - подоходный - таможенные пошлины 2. Доход от внешнеэкономической деятельности: - от внешней торговли - от внешних заимствований   1.Поддержание народного хозяйства(субсидии угольной промышленности, сельскому хозяйству и т.д.) 2. Госаппарат 3. Правоохранительные органы 4.Оборона 5. Культура, образование, здравоохранение 6. Обслуживание госдолга 7. Внешнеэкономическая деятельность 8. Инвестиции(бюджет развития)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инструментами фискальной (бюджетно-налоговой) политики государства являются налоги и расходы бюджета.

Дискреционная политика осуществляется через сочетание изменений госрасходов, налогов, сальдо госбюджета в конкретных (дискретных) мероприятиях правительства для изменения уровня занятости, объема производства, инвестиций, темпа инфляции.

Недискреционная политика не связана с какими-то конкретными мероприятиями, а использует механизм "встроенных бюджетных стабилизаторов". Такими являются налоговые и трансфертные стабилизаторы, автоматически воздействующие на макроэкономические изменения. Так, налоговый стабилизатор связан с системой прогрессивного налогообложения, с несколькими ставками: при низких ставках создаются стимулы роста доходов и экономического роста. При высоком экономическом росте "включаются" высокие налоги, которые замедляют рост, сокращают доходы и препятствуют перепроизводству.

19. Расходы госбюджета: направления, воздействие на экономику, закон Вагнера, современные проблемы.

Государственные расходы можно разделить на четыре категории:

1) потребление в госсекторе(G), включая зарплату работников госсектора и платежи по госзакупкам для текущего госпотребления;

2) государственные инвестиции (Jg) - расходы на увеличение основного капитала в госсекторе;

3) трансферты частному сектору (пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам...);

4) проценты по госдолгу.

Существует ряд важных теоретических положений, связанных с государственными расходами.

1) З аконАдольфа Baгнepa (1877г.):рост доли государственных расходов (в долгосрочном периоде) к ВВП страны, что объясняется эластичным спросом со стороны домохозяйств на более качественные государственные услуги.

2) Увеличение госрасходов приводит к эффекту фискального вытеснения частных инвестиций: рост государственных расходов наращивает дефицит бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса и заимствованиями с помощью домохозяйств. В результате поднимается ставка процента и частные инвестиции сокращаются - они как бы вытесняются.

3) Чрезмерные государственные расходы во многом объясняются политической обстановкой в стране. В тех странах, где политическая власть часто переходит от одной партии к другой, госрасходы и госдолг, как правило, больше. Если в правительственную коалицию входят несколько партий, то это также приводит к росту госрасходов. Однопартийные правительства более эффективно держат под контролем дефицит бюджета.

Проблемы государственного бюджета РФ:

1) Проблема соотношения федеральных и местных бюджетов: до 2000 года сокращалось значение федерального бюджета, возникала масса проблем финансирования бюджетных расходов федерального значения, а с 2000 года, наоборот, обостряется нехватка средств местных бюджетов;

2) Проблема дефицита федерального бюджета. Она была актуальна до 2001 года, сейчас наблюдается первичный профицит, т.е. доходы бюджета превышают расходы, за исключение выплат по внешнему долгу.

3) Закон о бюджете обычно принимался к середине года, поэтому он не выполнялся, и приходилось производить секвестр, т.е. сокращение расходных статей. Правда, на 2000г. закон о бюджете принят впервые в декабре 1999г.

4) Налоговые и таможенные проблемы, которые усиливали бюджетную напряжённость. Усиливается парламентский контроль над бюджетом, но при этом приходится учитывать интересы многих вабирующих структур.

5) Небольшие размеры гос. бюджета РФ, но это связано прежде всего с ВВП страны.

 

20. Налоги: сущность и необходимость, налоговые теории.

Доходную часть госбюджета составляют, прежде всего, налоговые поступления. Налоги это обязательные финансовые платежи экономических агентов (физических и юридических лиц) в бюджет. Необходимость налогов в рыночной экономике связана с оплатой гражданами и фирмами полученных от государства услуг, предоставляемых в виде общественных товаров и благ (оборона, правопорядок, бесплатное и частично бесплатное образование, здравоохранение, общественный транспорт), и перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости в обществе и повышения эффективности деятельности государства.

Налоги подразделяются на три большие категории:

1) налоги надоходычастных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

2) налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

3) налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома (жилище) и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Выделяются также прямые (на доходы и собственность) и косвенные (на товары и услуги (с продаж, аксцизы и тарифы, НДС)) налоги.

В развитых странах преобладают прямые налоги. Так, в США они составляют 85% всех доходов государства, причем 90% прямых налогов составляет подоходный налог. Развивающиеся страны широко используют косвенные налоги, которые легче собирать.

Вопросы налогообложения традиционны в экономической теории (налоговые теории).

1) А.Смит в последнем разделе "Богатства народов" (1776), посвященном финансам государства, обосновывает необходимость податной системы и рассматривает три ее организационных принципа налогообложения:

- простота и понятность налогообложения;

- удобство сбора налогов для их плательщика;

- дешевое для страны налогообложение (низкие затраты на налоговые органы).

2) Д. Рикардо указывает на предпочтительность налогообложения перед заимствованиями (внутренними и внешними) при финансировании расходов государства. Заимствования по Рикардо, увеличивают государственный долг, что ведет к бегству капитала из страны и сокращению частных сбережений. Рикардо сформулировал знаменитый принцип эквивалентности, по которому изменение в налоговой системе с течением времени не влияет на расходы частного сектора, на сбережения и инвестиции. Домашние хозяйства будут сберегать доход, получаемый от уменьшения налогов. Текущее же их потребление не будет увеличиваться. Из эквивалентности Рикардо вытекает, что временные уменьшения налогов при неизменных госрасходах не оказывает влияния на национальное потребление и сбережения. Однако в последующем эта закономерность не была подтверждена статистической проверкой, а теоретический анализ показал слишком большие упрощения у Рикардо (не учитывал неопределенность и ограниченность в ликвидных средствах домохозяйств, игнорировал прогрессивное налогообложение).

3) Д.Ст.Миль критиковал прогрессивные налоги и высокие налоговые ставки на большие доходы. Был сторонником обложения налогом не доходов, а расходов.

4) А. Вагнер ввел в теорию налогообложения предельный анализ - обосновал предельные налоговые ставки. Сформулировал принципы налогообложения:

- принцип достаточности и эластичности,

- выбор источника налогообложения,

- комбинация налогов в систему,

- всеобщность и равномерность.

5) В современной налоговой теории актуальными являются следующие вопросы:

- обложение налогом дохода фирмы или ее расходов;

- связь налоговых поступлений и информации о доходах;

- проблема дифференциации налоговых ставок;

- оптимальные размеры налоговой ставки.

В XX веке налоговая теория развивается:

1) широко применяется принцип прогрессивных налогов и налогообложения,

2) определённую популярность имела концепция Рамсейя,1927, который доказывал, что необходимо облагать потоварным налогом неэластичные товары и услуги, т.е. то, что обязательно покупают все слои населения, но этот налог хотя и удобен правительству, неудобен для бедняков.

3) В 30-е гг. Кейнс включил налоги в систему инструментов правительства по регулированию экономики: налоговый мультипликатор, изменение налогов влияет на эконом. рост и т.д.

4) После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

21. Налоговая ставка и её оптимизация (кривая Лаффера, теория Миррлиза).

После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

Исходя из этого, существует две концепции:

1) Д. Миррлис в работах 70-х годов разработал модель оптимальной налоговой ставки, имеющую весьма сложную математическую структуру, но практические выводы из нее просты: оптимальная налоговая структура является приблизительно линейной, т.е. оптимальные предельные налоговые ставки постоянны, одного уровня; предельные оптимальные ставки подоходного налога низки в пределах 17-21 % от дохода;

подоходный налог является гораздо менее эффективным способом уменьшения неравенства, чем обычно полагают. Более эффективны в этом отношении другие механизмы (трансферты и льготы, например).

2) Теория А. Лаффера, устанавливающая связь между налоговой базой (облагаемый доход), налоговой ставкой и налоговыми сборами. Это связь характеризуется кривой Лаффера:

t - налоговая ставка (% к доходу), topt, - оптимальная ставка;

Т и Тmax- налоговые сборы, максимальный сбор




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.