Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доля общего дохода (%) В




T

Одинаковые поступления Т1 могут быть обеспечены высокой налоговой ставкой t2 и низкой t2. Выгодны низкие ставки. Существует оптимальная ставка topt, которая обеспечивает наибольшие сборы налогов Тmax.

Однако на практике (80-е годы, США) оказалось, что низкие по теории Лаффера ставки в 30-35% не обеспечили максимальные налоговые поступления. Другие расчеты показали, что topt должно находиться в пределах 70-80%. Но такие ставки не соответствуют принципам эффективности и справедливости.

Эффективность налогообложения зависит от информации о доходах. Однако, и в случае асимметричной (противоречивой и неполной) информации существуют достаточно надежные методы налогообложения, использующие систему стимулов внесения налогов и санкций к нарушителям налоговой дисциплины ("еретикам").

 

22. Сравнительный анализ эффективности монетарной и фискальной политики: сент-луисская модель.

Считается, что фискальная политика эффективна при пологой LM и крутой js, когда слаба реакция инвестиций в стране на изменения процентной ставки, относительно слаба склонность к потреблению и высоки ставки налогообложения. Весь этот набор сейчас существует в России.

Мероприятия фискальной политики широко используются в кризисные периоды, во время социально-экономических преобразований и реформ. В периоды стабильного экономического развития более эффективна монетарная политика, т.е. фискальные мероприятия неизбежно приводят к эффекту вытеснения, по которому рост госрасходов и налогов приводит к увеличению ставки процента и дефицита бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса. Частные внутренние инвестиции сокращаются, и это ослабляет эффективность фискальной политики.

Существует известная Сент-Луисская модель (1968г.) с помощью которой сравнивалась эффективность фискальной и монетарной политики в США по 17 месячным периодам. Согласно выводам этой модели, в США монетарная политика в 60-70-е годы была более эффективна по сравнению с фискальной, т.е. кредитно-денежные мероприятия оказывали более "систематическое воздействие" на экономику. Упрощенно это можно представить так:

ΔY = А + bΔМ + сΔF, где ΔY - прирост ВВП; ΔМ - изменения монетарной политики; ΔF - изменения фискальной политики; A, b, c - коэффициенты.

Главный вывод Сент-Луисской модели в том, что b>0, а с≈0, т.е. изменения монетарной политики существенно влияют на экономический рост, а изменения фискальной политики мало эффективны.

Однако в 70-х годах Ф.Модильяни, рассматривая изменения фискальной и монетарной политики и их влияние на ВВП в 3-4 летних периодах, показал, что коэффициент с также отличается от нуля и что воздействие фискальной политики более сильное по сравнению с выводами Сент-Луисской модели.

 

23. Социальная политика в системе экономической политики: сущность и значение, цели, инструменты.

В 50-е годы появилась базовая теория экономической политики Я. Тинбергена, в которой описываются основные шаги выработки оптимальной политики..

Особенности теории Тинбергера:

1) Правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, которые обязательно связаны (прямо или опосредованно) с максимизацией функции общественного благосостояния. На основе этой функции благосостояния определяются целевые показатели экономической политики.

2) Правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами располагают.

3) Необходимо иметь модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.

К числу целевых макроэкономических показателей обычно относят, прежде всего, достижение полной занятости и нулевую инфляцию. Иногда эти цели дополняются другими целями - достижение желательного уровня распределения дохода; определенного соотношения выпуска продукции между государственным и частным секторами; обеспечения сбалансированности платежного баланса страны.

В общем, существует два вида инструментов, с помощью которых можно достигнуть этих целей: фискальная и монетарная политика. Конкретный набор инструментов в рамках этих двух видов политики зависит от институциональной среды. По Тинбергену, два целевых показателя, два инструмента политики могут достичь желаемых значений целевых переменных только в том случае, когда эффекты влияния инструментов на цели линейно независимы. Если есть N целевых показателей, то их можно достичь, когда есть как минимум N линейно независимых инструментов.

Разные политические инструменты на практике находятся под контролем разных государственных органов. Так, денежная политика регулируется Центробанком, а фискальная — законодательной и исполнительной властями. Если эти госорганы не координируют свои действия, то оптимальный набор политических мер можно обеспечить и децентрализованным способом.

Для этого нужно каждую цель предписать определенному инструменту и осоргану, который оказывает на эту цель наибольшее влияние. Такой подход предложен в 60-е годы Р. Манделлом, нобелевским лауреатом по экономике 1999 г.

 

26. Инфляция и безработица: кривая Филлипса, модифицированная кривая Филлипса, вертикальная кривая Филлипса.

Как уже отмечалось, полная занятость и низкая инфляция являются особо значимыми целями экономической политики. Эти цели взаимосвязаны и специально рассматриваются в концепции кривой Филлипса. В конце 50-х годов английский экономист А. Филлипс на основании обработки статистических данных по зарплате и занятости в Англии за столетие с 1850 по 1950 гг. построил

кривую зависимости темпа роста номинальной зарплаты W/W-1, где W-1 - зарплата в предыдущем периоде; от безработицы в экономике W/W-1 = φ(u), где u - безработица.

W/W-1

 
 


W/W-1 = φ(u),

u

Филлипс вывел обратную зависимость между изменением зарплаты и безработицей: чем больше темп роста номинальной зарплаты, тем меньше безработица и наоборот.

В дальнейшем Р. Солоу и П. Самуэльсон модифицировали эту кривую и заменили инфляцию зарплаты инфляцией цен, вместо безработицы поставили уровень занятости L. Отсюда получили модифицированную кривую Филлипса: π – π-1 = g(L):

π – π-1 - изменение цен за период инфляции; L - занятость; L* - занятость, соответствующая нулевой инфляции, L** - полная занятость.

π – π-1

       
   
 
 

 

 


π – π-1 = g(L)

 

 
 


L* L** L

Обратим внимание на следующее:

1) уравнение модифицированной кривой Филлнпса указывает на прямую зависимость между занятостью и инфляцией - чем выше занятость, тем выше инфляция;

2) кривая Филлипса реальна, так как построена на обобщенном статистическом материале конкретных стран (статистическая проверка гипотез);

3) уход от инфляции в краткосрочном периоде ведет к нарастанию безработицы;

4) инфляция в предшествующем периоде π –1 - основа ожидаемой инфляции πe , т.е. π –1 = πe.

5) L** - полная занятость достигается при π →∞, а L* - естественная норма безработицы, при π = 0.

Часто модифицированную кривую Филлипса записывают в виде:

π = π–1 - β(U -Un) + ε, где π –1 = πe - ожидаемая инфляция; U -Un -безработица выше естественного уровня; ε - шоковые изменения предложения; β > 0 - коэффициент эластичности инфляции к безработице.

Следовательно, инфляция зависит от прошлой и ожидаемой инфляции, от безработицы, превышающей естественный уровень, от шоковых изменений предложения (производства).

Зависимость фактической инфляции от ее уровня в предшествующем периоде, от ожидаемой тогда инфляции (π от π–1) означает инерционность инфляции. Если нет безработицы (она на естественном уровне) и нет резких (шоковых) колебаний в экономике, то цены растут постоянным небольшим темпом. Инфляционные ожидания влияют на рост зарплаты и "толкают" цены. Эта инерционность сохраняется до резких изменений предложения (производства), что резко изменяет ожидания. Такие воздействия изменяют безработицу.

Отклонение безработицы от естественного уровня (U-Un) оказывает сдерживающее или стимулирующее воздействие на инфляцию. Низкая безработица подталкивает уровень цен вверх - это так называемая инфляция спроса, так как этой ситуации обычно характерен высокий спрос в экономике. Высокий уровень безработицы ведет к снижению уровня инфляции.

Инфляция увеличивается или снижается вследствие шоковых изменений предложения. Так, резкое сокращение на мировом рынке в 70-е годы предложения нефти привело к значительному росту цен на нефть (почти в 20 раз) и увеличению инфляции во многих странах. Это так называемая инфляция издержек, так как она связана с резким увеличением издержек производства. Перепроизводство нефти в 80-е годы обусловило резкий шок предложения и снижение цен на нефть, что привело к замедлению инфляции.

В рамках монетарной концепции М. Фридменом был проведен интересный анализ кривой Филлипса, который привел к следующим выводам:

1) кривая Филлипса в ее классической форме характерна для экономики в краткосрочном периоде,

2)вдолгосрочном периоде характерна вертикальная кривая Филлипса, которая показывает отсутствие четкой связи между безработицей и инфляцией, так как безработица устанавливается на ее естественном уровне:

π – π-1

Шоки приводят к сдвигу кривой Филлипса. Пусть первоначально экономика находится в точке L*, в которой нет инфляции и характерен естественный уровень безработицы (занятость соответствует потенциальному объему производства ВВП; силы, повышающие и понижающие темпы инфляции и занятости, уравновешены: уровень долговременной низкой инфляции). Быстрый рост производства ведет к сокращению безработицы, растет зарплата и начинается инфляция издержек экономика переводится в точку А. Затем инфляционные ожидания вызывают шок - инфляция резко увеличивается и это поднимает кривую Филлипса с уровня 1 на уровень 2 (точки В и С), а затем на уровень 3, При этом темпы экономического роста замедляются и занятость уменьшается. Экономика с точки D переходит в равновесное состояние в точку Е, где опять таки естественный уровень безработицы, но инфляция уже более высока. Линия L*E - вертикальная кривая Фиплипса в долгосрочном периоде.

Естественная норма безработицы фактически заменяет понятие полной занятости, а в национальной экономике существует автоматическая тенденция в долгосрочном периоде возвращаться в это состояние. Правительство не в состоянии по своему выбору с помощью фискальной или монетарной политики достигнуть определенного уровня занятости и инфляции, если этот желаемый уровень не совпадает с естественным уровнем безработицы (занятости).

Политика стимулирования экономической активности, вызывающая рост инфляции, дает временное улучшение ситуации с занятостью. Впоследствии работники обнаруживают в своей повышенной зарплате инфляционную составляющую и начнут требовать повышения зарплаты, чтобы компенсировать снижение ее покупательской способности. Предприятия также сознают, что повышение спроса - это инфляция, а не реальный спрос, и станут сокращать производство и спрос на рабочую силу. Следовательно, политика экспансии активизирует самовозрастание инфляции вследствие ожидания инфляции и постоянного возрастания безработицы. Стимулирование спроса для активизации экономики (обеспечение эффективного спроса по Кейнсу) не позволяет уменьшать безработицу в длительном периоде. Достигается лишь кратковременный эффект, но при этом нарастает инфляция. Поэтому монетаристы предлагают бороться с инфляцией через сдерживаниеэкономической активности: сокращение госрасходов уменьшает бюджетный дефицит и ограничивает прирост денежной массы. Но при этом растет безработица. Рост безработицы понижает инфляционные ожидания и приводит к затуханию инфляции. При этом и безработица вернется на свой естественный уровень (1-L*):

0 1 - L* U безработица

Обратим внимание на то, что здесь дан другой вид кривой Филлипса - обратная зависимость между инфляцией и безработицей (1 - L*). И в реальной политике правительствам приходится выбирать между инфляцией и безработицей и, как правило, антиинфляционные действия приводят к росту безработицы.

Последние теоретические выводы о кривой Филлипса:

1) на инфляцию воздействуют не только уровень занятости в стране, но и изменения в занятости, т.е. уравнение кривой Филлипса приобретает такой вид π – π-1 = g(L, ΔL). У нас в России хотя уровень занятости в 1992-1995 гг. был высок (≈ 94-96%, т.е. только 4-б% -безработица), но инфляция не росла до бесконечности и затухала, потому что безработица увеличивалась.

2) не следует воспринимать кривую Филлипса, как некий рок и не видеть перспектив в борьбе с безработицей при низкой инфляции. Безработица будет тем ниже, чем:

- ниже пособия по безработице;

- больший будет объем программ переквалификации работников по линии госслужбы занятости;

- слабее будут профсоюзы;

- лучше предприниматели разных отраслей координируют зарплату персонала.

 

25. Проблемы неравенства в доходах и бедности: методы изучения неравенства, индекс бедности Сена, проблема перераспределения доходов (прогрессивные налоги и всепомоществование – walfare.)

Неравенство в доходах и бедность значительных слоев населения являются важной и острой социальной проблемой современных государств. Это явление объясняется целой группой факторов: общее состояние экономики и ее эффективностью (объем ВВП и темпы его роста), различия в зарплате, доступ и собственности, уровень образования, квалификация труда и т.д. Рынок и конкуренция усиливают неравенство, дифференциацию между богатством и бедностью. Но одновременно в обществе усиливается негативное отношение к такой дифференциации и государство стремится перераспределить доходы, чтобы сделать их более справедливыми.

Для обоснованного измерения бедности и распределения богатства используются следующие методы:

а) определение минимальной потребительской корзины и величины среднего (медианного) дохода в обществе;

б) построение кривой Лоренца, вычисление децильного и квинтильного коэффициентов и коэффициента Джини.

В соответствии с релятивистской концепцией, популярной в 70-80-х годах бедными считаются те люди и семьи, которые не имеют средств, чтобы вести образ жизни, преобладающий в данном обществе. В соответствии с этой концепцией определялась черта бедности как некоторая доля от величины среднего дохода. В 90-е годы получает распространение концепции А. Сена, который получил за нее Нобелевскую премию в 1998 г. А. Сен предлагает при измерении бедности учитывать ее масштабы ( низкие денежные доходы и возможность их реализации), глубину ( размеры недостающих для преодоления бедности ресурсов) и интенсивность ( где наблюдается концентрация бедных - около черты бедности или на значительном от нее удалении). Изменения всех этих параметров учитывает индекс бедности ( суммирует показатели ), который сейчас стал распространенным инструментом сравнительного анализа бедности.

Кривая Лоренца показывает, как распределяются доходы по группам населения, долю группы в общем доходе:

Уменьш.дохода
  Богатство увеличивается

0 20 40 60 80 100 А Доля числа семей (%)

Биссектриса означает равенство доходов у всех групп населения. Чем больше отклонение от биссектрисы, тем больше неравенство в обществе. Кривую Лоренца при неравномерном распределении дохода приблизить к биссектрисе можно введением прогрессивного налогообложения доходов населения.

Децильный коэффициент показывает соотношение между доходом 10% наиболее богатого населения и доходом 10% наиболее бедного населения.

Квинтильный коэффициент показывает соотношение между доходом 20% наиболее богатого населения и доходом 20% наиболее бедного населения.

Коэффициент Джини показывает концентрацию богатства. Он равен отношению площади фигуры S к площади ΔОАВ (на графике кривой Лоренца). Коэффициент Джини находится между 0 (полное равенство богатства) и 1 (ΔS=ΔOAB) (все богатство у одного человека).

Перераспределение богатства лишь частично решает вопросы неравенства и бедности, так как упирается в проблему эффективности:

- снижается стимул к труду и более результативной экономической деятельности (при прогрессивном налогообложении);

- перераспределение дорого и сопровождается большими финансовыми потерями (большой аппарат чиновников, коррупция);

- усиливается иждивенчество, когда значительные слои населения сознательно выбирают бедность и получение трансфертов от государства и благотворительных организаций (системы вспомоществования; welfare в США, из 10 млн. жителей Нью-Йорка на welfare находятся почти 1,2 млн. человек, Медикейд;

продовольственные талоны, пособия матерям-одиночкам). Решение проблемы бедности в значительной мере связано также с поведением самих бедняков, их ответственности за собственную судьбу и стремления улучшить свое положение. Государство в этой связи должно стимулировать такое поведение, оптимизируя систему получения трансфертов, шире практикуя общественные работы, делая доступными программы по переквалификации безработных и т.д. В США в 1996 г. был принят закон о передаче welfare из федерального бюджета в штаты, ограничении срока получения пособия 5 годами (в т.ч. не более 2-х лет подряд). Уже в 1997 г. число получаемых социальные трансферты сократилось на 25%.

24. Теория общественного выбора: механизм принятия решений, теория невозможности Эрроу, эффективность.

Важнейшей проблемой принятия решений по крупным социальным вопросам по общественным благам (здравоохранение, образование…) является привлечение больших слоёв населения. Это проблема общественного выбора – решения принимаются обществом путём голосования, непосредственно или через дилидирование голосов политика.

Основные положения теории общественно выбора (Эрроу, Бьюкенен):

1) Важнейшую роль играют политики, которые руководствуются прежде всего собственными экономическими материальными интересами.

2) Деятельность политика очень напоминает рыночные механизмы: спрос и предложение, дефицит …

3) Действует правило большинства.

4) При общественном выборе необходимо учитывать теорему невозможности Эрроу: в достаточно общем случае не существует последовательного способа реализации функции общественного выбора на основе индивидуальных предпочтений, который бы не был либо диктаторским (отражает предпочтения одного лица - диктатора) либо не был бы предписанным (не учитывал все индивидуальные предпочтения).

5) Необходимо учитывать парадокс голосования Эрроу и Крндорсе: результат общего голосования определяется условиями. Изменение условий приведёт к разному результату голосования. Но общественный выбор путём голосования всё – таки эффективен:

-если обеспечена надёжная информация для голосующих,

если соблюдена защита меньшинства путём вета, квалифицированное большинство.

27. Экономические колебания и циклы. Длинные волны (большие циклы) Кондратьева – Шумпетера.

Экономическое развитие связано с колебаниями (изменениями) ВВП, занятости, процентных ставок, деловой активности. Если колебания носят упорядоченный характер с определенной периодичностью, то говорят о циклических колебаниях, к которым принято относить:

- кратковременные циклы Кинчина (отклонение рыночного спроса от предложения товаров и услуг);

- деловой, промышленный цикл Жуглара (периодичность 4-8 лет; связны с экономическими подъемами и спадами, рецессиями; объясняются особенностями инвестиционного цикла и обновление основного капитала);

- строительный цикл Кузнеца, связанные с отраслевыми особенностями и конъюнктурой;

Эти длительные циклы получили название «длинные волны Кондратьева» - продолжительные (40-60 лет) периоды экономического роста и спада, связанные с инновациями, внедрением и освоением принципиально новых изобретений, технологии.

Особый практический интерес представляют деловые циклы (бизнес-циклы). Гипотетическая картина экономического (делового) цикла:

ВВП тренд (общая динамика развития)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.