Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная и дивизиональная структуры управления предприятием




Линейная и линейно-штабная структуры управления предприятием

Линейная структура управления основана на вертикальном разделении труда, реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение руководителем всех функций управления с полным подчинением всех нижестоящих подразделений.
Плюсы линейной структуры:
1) единство и четкость распорядительства
2) согласованность действий, исполнений
3) четкая система связей между руководителями и подчиненными
4) быстрая реакция на указания сверху
5) личная ответственность за результаты действия подразделения.
Минусы линейной структуры:
1) высокие требования к компетенции руководителя
2) перегрузка менеджеров высшего звена управления
3) предпосылки для злоупотребления властью
4) отсутствие горизонтальных связей между подразделениями.
Область применения линейной структуры управления - малые и средние фирмы при отсутствии широких кооперативных связей.

 

Линейно штабная базируется на линейной организации управления;
Линейно штабная структура имеет 2 связи подчиненности
1): а) непосредственно руководителю линейного подразделения б) руководителю соответствующего функционального подразделения; наряду с линейным руководителем аппарат управления включает штабные подразделения (оказания помощи линейному руководителю)
2) руководители штабных (функциональных подразделений) может оказывать воздействие на исполнителей.
Плюсы линейно штабной структуры управления:
1) способствует высокой профессиональной специализации и программированию процессов управления
2) более осмысленная подготовка управленческих решений
3) линейные руководители освобождаются от решений многих специальных вопросов; возрастает обоснованность принимаемых решений.
Плюсы линейно штабной структуры:
1) недостаточно четкая ответственность; чрезмерная централизация; высокие требования к высшему звену
2)отсутствие тесных горизонтальных связей между подразделениями; аккумулирование полномочий на всех уровнях управления.
Область применения линейно штабной структуры: штабы, служба контролинга, маркетинга, юридическая служба. Или социальные службы, крупные организации различных отраслей

Дивизиональная структура - структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

Простое добавление в структуру предприятия еще одного уровня иерархии приведет в таких условиях тому, что первое лицо предприятия будет уже не в состоянии принимать стратегических решений по отдельным направлениям деятельности.

 

Преимущества дивизионной структуры:

· она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

· обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

· при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства;

· более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

* Несовпадение, а часто и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации

* В отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками

 

Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:

· линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

· специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

 

Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвленней ее функциональный аппарат.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:

· быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

· рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

· стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

· единство и четкость распорядительства;

Недостатки:

* Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности

* Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения

 

34. Структура управления предприятием: сущность и основные формы

Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

К наиболее распространенным в международной практике формам управления предприятиями гостеприимства относятся:

· управление по контракту;

· управление через договор франчайзинга;

· аренда.

В индустрии гостеприимства также получили распространение и другие организационные формы управления (акционерные общества (АО), совместные предприятия (СП), синдикаты, консорциумы и т. д.), отличающиеся содержанием и пропорциями функций, структурой и степенью централизации управления.

Под контрактом на управление понимается письменное соглашение, заключаемое между владельцем предприятия (гостиницы, ресторана) и менеджером или компанией, специализирующейся в управлении соответствующими типами предприятий.

Этимологически термин "франчайзинг" имеет французские корни (franchise - привилегия, льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг

Как организационная форма управления предприятиями индустрии гостеприимства, аренда стала популярной в 1950-1960-е годы. В настоящее время она применяется значительно реже. Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). Например, международная экспансия американских отелей началась с аренды компанией Hilton одного из отелей в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Особую популярность сдача в аренду государственных предприятий приобрела в развивающихся странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.