Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чикакская школа» Дж.Г.Мид, Г.Блумер




Символический интеракционизм.

Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863-1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии.

Интеракционисты выделяют три основных компонента:

· I (Я) — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

· me (то каким меня видят) — это нормативное Я, внутренний социальный контроль;

· self (личность человека) — представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я.

Герберт Блюмер - ученик Мида. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках:

1. Символический интеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.

2. Значения не фиксированы, они создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциопных ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других.

Блюмер признает существование социальных институтов и считает, что они ограничивают поведение человека, однако даже в ситуациях, где действуют жесткие правила, у человека есть значительная возможность для проявления инициативы.

 

Социально-психологические характеристики личности, по мнению представителей Чикагской школы, невозможно и незачем выражать в математических величинах, так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения.

 

«Айовская школа»

М. Кун как представитель Айовской школы ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем.

М.Кун в своих концепциях и исследованиях он, по существу, игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Ролевые позиции являются наиболее значимыми для личности, так как они оказались ведущими в иерархии самооценок. Кроме того, было установлено, что у разных людей наблюдается весьма широкий диапазон самооценок в отношении их ролевых позиций и индивидуальных качеств.

 

15. Психический облик этнической группы. Национальный характер. Этническая идентичность. Этническое самосознание. Этноцентризм.

 

Этнические группы относятся к большим социальным группам. Наиболее распространенная и изученная форма – нации. Родоначальник исследования в области этнических групп – В. Вундт («Психология народов»). Он предлагал в качестве метода исследования изучение мифов, обычаев, языка.

 

· Структура психического склада народа:

o психический склад (национальный, или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи);

o эмоциональная сфера (национальные, или этнические чувства).

· Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы.

Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.

Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.

Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы.

· Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности.

· Этническое самосознание - соотношение себя к тому или иному этносу. Этническая идентичность=этническое самосознание.

· Этноцентризм — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. это сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.

 

16. Большие социальные группы. Психический склад (социальный характер, привычки, обычаи, традиции).

 

Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

 

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Регуляторы поведения БСГ:

· Нравы

· Обычаи

· Традиции

Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев.

Уровни развития БСГ:

1) типологический – люди имеют общие признаки, нет псих. общности

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

 

17. Большие социальные группы: устойчивые и стихийные группы. Особенности массовых форм стихийного поведения.

 

Большие социальные группы - совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.

 

Стихийные группы – часть больших соц. групп., это объединение людей по какому-то определенному поводу, с весьма различными интересами, которое демонстрирует некие совместные действия. Обычно непрочны и неустойчивы, объединяет только присутствие в одном месте в одно время.

Социально-психологические признаки массовых движений:

1) отсутствие организованности

2) слабое взаимодействие между членами

3) анонимность

Основной фактор формирования стихийных групп - общественное мнение, которое выражает массовое сознание общества. Оно возникает по поводу отдельных событий, достаточно мобильно и быстро изменяет свои оценки под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Стихийные группы это:

· Толпа

· Масса

· Публика

ü Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента. Толпа может возбуждаться и переходить к действиям, эмоциональный накал при этом возрастает, порождая агрессивное поведение участников. В толпе могут возникнуть элементы организованности при появлении лидера.

ü Масса более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может быть достаточно организована. Высокая роль организаторов (лидеров организованных групп). В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В масса, как и толпа, разнородна, неустойчива.

ü Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В стихийность выражена слабее. Цели собрания – определенны, заранее известны. Действуют законы массы.

 

 

18. Толпа как разновидность стихийного поведения. Типы толпы. Деперсонализация личности в толпе. Массовидные явления психики.

 

Толпа - неорганизованное скопление людей, не имеющее общей осознанной цели, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

По степени организации

· Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами.

· Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели.

· Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность.

Понятие организованной толпы введено Гюставом Лебоном, он также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа.

По характеру поведения:

1. Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак).

2. Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу.

3. Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции.

4. Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.

5. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия.

a. Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.

b. Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

c. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.

d. Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.

Динамика толпы:

· Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении.

· Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление.

· Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.

Социально-психологические особенности толпы:

· анонимность– принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными.

· однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов.

· внушаемость –толпа легко реагирует на любые обстоятельства и призывы.

 

Деперсонализация личности в толпе - временное психологическое состояние, когда человек теряет личностные качества и становиться частью “души толпы”, подчиняясь ее влиянию. Человек действует заодно со всеми другими членами толпы, даже если это противоречить его индивидуальным понятиям, ценностям и установкам.

Массовидные явления психики - явления, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение.

 

 

19. Паника как социально-психологический феномен. Слухи как разновидность массового коммуникативного процесса.

Паника — это стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Основные характеристики паники:

· Паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей)

· Паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

· Паника это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

· для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

 

Факторы образования паники:

· общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности

· наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов

· личностные качества людей и наличие предрасположенных к панике

· низкая информированность толпы

 

Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени.

 

Слухи — постоянно действующая система интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом.

Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх,

фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия,

массовые движения.

Классификация слухов по П.Сорокину:

1) между двумя индивидами;

2) между одним и многими;

3) между группами индивидов;

Количество участвующих в производстве и функционировании слухов прямо и значительно влияет на их интенсивность, долговременность и территориальную распространенность. В зависимости от качества индивидов слухи имеют различные характеристики. Слухи выполняют коммуникативную роль между членами толпы.

 

20. Психологические проблемы больших социальных групп. Массовые формы стихийного поведения.

Основные формы поведения людей:

· индивидуальное поведение, произвольное, осознанное, рациональное, полностью или в основном зависящие от собственной воли и сознания индивидов.

· массовое поведение, зависящее не столько от самих индивидов, сколько от прямого или косвенного влияния других людей или обстоятельств.

 

Массовое поведение подразделяется на:

· привычное, нормативное, «плановое»;

· непривычное, ненормативное, «стихийное».

Под массовым поведением в социальной психологии обычно понимается стихийное поведение. Выделяя его, часто принято говорить о вынужденном (обусловленным внешним давлением) поведении, проявляющемся, прежде всего, именно в необычных ситуациях.

Массовидные явления психики - явления, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, относятся не к отдельно взятому человеку, а к группам людей. Это, например, мода, паника, слухи, общественное мнение.


Анализ массового стихийного поведения осуществляется в двух основных направлениях:

· Рассмотрение конкретных практических субъектов такого поведения.

· Рассмотрение основных, наиболее демонстративных форм проявления стихийного поведения.

 

Важнейший механизм- «циркулярная реакция» - та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу.

Этапы формирования массового поведения по средствам циркулярной реакции:

1. Эмоция циркулирует некоторое время внутри массы;

2. Воспроизведение эмоции заново при включении в общность новых людей («эмоциональное кружение»);

3. Появление нового объекта внимания, часто: образа-продукта совместного творчества членов общности. Данный этап наступает при таком накале эмоционального состояния, когда у охваченных им людей возникает состояние готовности к реагированию на информацию, совместным немедленным действиям.

«Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий. Поведение и эмоциональное состояние каждого из индивидов определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько поведением и эмоциями окружающих.

 

Проблемы больших социальных групп:

1. Соотношение психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно для всех индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

2. Массовые конфликтные действия:

· Массовая истерия (нервозность, повышенная возбудимость, страх);

· Распространение слухов;

· Паника;

· Демонстрации;

· Беспорядки, погромы;

· Бунт;

· Война.

3. Проблема изменений в социально–психологическом укладе стихийных групп и массовых движений.

 

 

21. Классификация групп. Психологическая структура группы. Ролевая структура группы.

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках:

• статусно-ролевые отношения (отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе);

• профессионально-квалификационные характеристики;

• половозрастной состав.

 

Классификация социальных групп по численности

Признак Числен- ность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда
Малая группа Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации
Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества

 

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы.

Классификации малых групп:

1. Формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

2. Неформальные группы - основа личностные предпочтения их членов.

1) Диффузные группы- случайные объединения людей на основе общих эмоций и переживаний.

2) Сплоченные группы - тесные взаимоотношения людей.

A. Референтные группы - те на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

B. Нереферентные группы - объединяют людей в целях совместной учебной, производственной и т.д. деятельности.

Психологическая структура малой группы включает в себя:

· Композиционная подструктура - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с их точки зрения.

· Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений - совокупность реальных межличностных связей ее членов (симпатий и антипатий).

· Коммуникативная подструктура - совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающей концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

· Подструктура функциональных отношений -совокупность проявлений различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

 

 

22. Социальное влияние и социальная власть. Власть и контроль. Феномен власти и лидерство. Виды власти.

Социальная власть - отношение господства и подчинения между субъектами власти, которая возникает в любой общности людей и опирается на принуждение.

Социальное влияние - направленная и преднамеренная попытка изменить чьи-либо убеждения и поведение.

Власть – любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению других людей и независимо от того, на чем подобная возможность основана.

 

Любое определение власти всегда должно включать несколько моментов:

· отношения власти всегда подразумевают наличие двух партнеров;

· приказ осуществляющего власть всегда сопровождается угрозой в случае неповиновения;

· необходимость подчинения осуществляющему власть;

· наличие организационных норм.

Авторитет – общепризнанное неформальное поведение какого-либо лица, группы людей или организации в какой-либо сфере общественной жизни, которое основывается на знаниях, моральных достоинствах, и приобретенном жизненном опыте.

Контроль – совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение и соблюдения работниками предписанных норм, программ и правил.

Разновидности контроля:

1) упреждающий;

2) текущий контроль по отклонению;

3) контроль результирующий.

Виды власти:

· Информационная;

· Экономическая;

· Социальная;

· Политическая (+государственная – особый вид политической власти, субъект которого располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения).

Лидерство:

Теории «героев» и «теории черт»

Значительная часть политико-психологических черт лидерства детерминирована культурой. Поздние представители «героической» теории рассматривали героев для выделения качеств, «передающихся по наследству» и «способствующих завлечению масс».

Качества, необходимые лидеру:

• сильное стремление к ответственности и завершению дела;

• энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригинальность в решении проблем;

• инициативность;

• самоуверенность;

• способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;

• желание принять «на себя» все последствия действий и решений;

• способность противостоять фрустрации и распаду группы.

М. Вебер выделил при типа лидерства:

· Традиционное - механизм традиций, ритуалов, силу привычки.

· Харизматическое - представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий.

· Рационально-легальное - представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий

· Виды лидеров:

· Харизматический лидер (от греч. χάρισμα, «милость», «божественный дар», «благодать») – лидер, влияние которого основано на приписываемых ему исключительных характеристиках личности.

· Авторитарный лидер – лидер, ориентированный на выполнение задачи. По отношению к подчиненным он автократичен, директивен, устанавливает жесткую дисциплину, единолично ставит цели и распределяет обязанности, жестко следит и контролирует ход выполнения работы.

· Демократичный лидер – лидер, ориентированный на человеческие отношения. Такой лидер строит дружеские отношения с подчиненными: прислушивается к их мнению, доверяет им, убеждает, а не приказывает.

· Формальный лидер влияет на подчиненных с позиции занимаемой им должности, служебного положения, статуса.

· Неформальный лидер влияет на людей, опираясь на личные способности и умения, а также на особенности личности, его авторитет ценится и признается группой.

· Номинальный лидер – человек, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции.

· Ситуационный лидер– лидер, гибко использующий наиболее эффективный стиль лидерства в зависимости от ситуации.

· Эмоциональный лидер– лидер, управляющий эмоциями и чувствами других людей.


Теории среды

Основное положение теорий среды: лидерство является функцией окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе культурных.

Личностно-ситуационные теории:

Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках одновременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в которых происходит процесс лидерства.

Теории взаимодействия-ожидания:

Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия.

 

 

23. Понятие лидерства. Лидер как роль. Типы лидеров. Функции лидера в организации. Стили лидерства. Личность лидера. Мотивация лидерства.

Лидерство - чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

 

Лидером - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

 

Функции лидера:

· интегративная (объединяет);

· дезинтегративная (группу становится обособленной от других коллективов);

· организационная;

· конструктивная (выражение общих интересов членов группы);

· координационная (согласование решений с обществом и его нормами).

 

Другая классификация функций лидера:

· Лидер как администратор (функция наблюдения за исполнением);

· Лидер как планировщик (разработка методов и средств, при помощи которых группа достигает целей);

· Лидер как политик (установление целей и основной линии поведения группы);

· Лидер как эксперт (источник достоверной информации);

· Лидер как представитель группы во внешней среде;

· Лидер как регулятор отношений внутри группы;

· Лидер как источник поощрений и наказаний (контроль над деятельностью участников группы);

· Лидер как третейский судья и миротворец (решение конфликтов внутри группы);

· Лидер как пример;

· Лидер как символ группы (идеологическая функция);

· Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность;

· Лидер как проводник мировоззрения (источник ценностей и норм);

· Лидер как отец (идеальный объект идентификации и чувства преданности);

· Лидер как «козел отпущения».

 

Е. Хартли четыре «модели»:

· если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации;

· вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».

· человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз;

· отдельным людям свойственно «искать посты».

 

Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Р.Л. Кричевский)

Ценностные характеристики членов группы - обмениваются на авторитет и признание лидера.

Стиль лидерства:

· Авторитарный;

· Демократический;

· Либеральный.

(рассмотрен в вопросе №5)

 

 

24. Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм. Внушаемость. Социальный контроль группы над личностью. Групповая сплоченность.

 

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Выделяют два типа процессов социального контроля:

· процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм;

· процессы, организующие социальный опыт индивидов.

Групповое давление -люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении.

Конформизм - слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

Нонконформизм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.

Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки.

Групповая сплоченность:

♦ удовлетворенность групповой деятельностью;

♦ характер руководства и принятия решений;

♦ структурные свойства группы;

♦ групповая атмосфера;

♦ величина группы.

 

 

25. Виды конфликтов. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Классификация конфликтов:

По действию на функционирование группы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.