Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познания




Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Структура познания

Рациональное познание

Философские концепции познания: чувственное и рациональное познание. Нельзя разделять эти концепции. В рамках чувственного познания получаем первичные сведения о мире в виде ощущений, восприятия и представления. Ощущение является простейшим элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения – недифференцированное впечатление об окружающей среде. Функции: ориентационная, сигнальная (знаковая). Восприятие – форма чувственного познания, в которой объект, непосредственно воздействующий на органы чувств субъекта, отображается в сознании во всей своей целостности. Восприятие возникает на основе ощущений при непосредственно взаимодействии субъекта с самим объектом познания. Сознание, как правило, адекватно отображает предмет. «Адекватность отображения познания – константность познания» (Литовский). Представление – опосредственно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия. Представление есть промежуточное звено между чувственным познанием и абстрактным мышлением. Особенности:

а) чувственный образ воспроизводится в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим объектом;

б) чувственной образ отличается определенной обобщенностью и абстрактностью, он теряет отдельные детали и отдельные специфические черты самого предмета.

 

в) у этого образа может и не быть прообраза в реальной действительности, тогда представление называют воображением, без которого невозможна творческая деятельность вообще.

Для глубокого и всестороннего познания мира одного чувственного познания мало, т.е. необходимо абстрактное мышление. Его специфика заключается в том, что оно непрерывно связано с языком и имеет обобщенный характер.
Рациональное познание – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мысли, в которой отдельные предметы или группы этих предметов обобществляются и выделяются в некоторые классы на основе совокупности общих существенных признаков, причем иногда относится к каким-то ирреальным и несуществующим в действительности предметам. Понятия могут относиться к каким-то областям познания: частично научные, общенаучные, всеобщие (философские).
Суждение – мысль, в которой что-либо отрицается или утверждение определенной действительности.
Умозаключение – основная форма абстрактного мышления, которая представляет собой некоторую совокупность суждений, связанных меду собой определенным образом. Результат рассуждения – новое знание.

ЛЕКЦИЯ 2.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой, из одного или нескольких суждений получают одно. Главная особенность – с помощью умозаключений человек может получать знания о предметах действительности, без непосредственного взаимодействия с ними, благодаря своей способности к мышлению.

Абсолютизация: Декарт, Лейбниц, Гегель утверждали, что всеобщие истины невыводимы из содержания чувственного опыта, а могут быть только результатом нашего мышления. В противовес им Кант считал, что ни одну из познавательных способностей человека нельзя преувеличить, т.к. без чувственного опыта предмет не был бы нам дан, а без рассудка его невозможно было бы мыслить (рассудок – как способность рассуждать).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.