Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие науки. Научное познание




Наука – специфическая духовная сфера познания т.е. сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научное познание зародилось в недрах обыденного познания котоое складывалось в процессе повседневной жизнедеятельности людей на основе наблюдения и накопленного опыта многими поколениями. Элементы научного знания появились еще в древних обществах. Возникновение науки относят к VI веку до н.э. Научное познание изначально ориентировпалось на критерии разума, поэтому по своему существу противоположено мифологии и религии. Знание становится научным тогда, когда оно достигает достаточно высокого уровня развития – порогу научности.

Основные отличии научного знания от обыденного:

· у НАУКИ СВОЙ ОСОБЫЙ набор объектов познания;

· наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что не обязательно для обыденного;

· научное познание требует выработки специальных языков науки;

· наука вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования;

· для научного познания характерно планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результата;

· способов обоснования истинности знания;

Наука оформилась в 17 веке. В конце 19. начале 20 в ряде стран Европы возник новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Современная наука тесно взаимосвязана со всеми без исключения социальными институтами: экономика, политика, образование, здравоохранение. Наука превратилась в важнейший фактор, определяющий все сферы жизни общества. Наука это не только ученые с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, но и сложная система научных учреждений с их экспериментальным оборудованием и приборами, это так же и сумма достигнутых знаний, методов научного познания, понятийный и категориальный аппарат. Наука выступает в обществе:

Особая форма общественного сознания, позволяющая отразить природу, Общество и человеческое сознание в форме научных представлений и теоретических систем;

Отрасль духовного производства, продукцией которой являются понятие и теория;

Специфический социальный институт, с его системой организации учереждений и соответствующими им функциями;

На высоком уровне развития, как не посредственно производственная сила общества.

Наука – форма общественного сознания отражающая природный, социальный и внутренний мир человека, в понятиях, законах, теориях.

Особенностями науки являются использование специфических форм, способов и приемов познания, специфик языка, фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснений.

Всю систему научного знания можно разделить на три группы:

· Естественные

· общественные

· технические

Существуют прикладные и специализированные науки. Прикладные выходят на практику. В специализированных науках уровень формируется на базе обще теоретического знания и обобщения данных прикладных наук.

Выделяют три главных компонента оснований научной деятельности:

1. идеалы и нормы исследования

2. научная картина мира

3. философские основания науки

Среди идеалов и норм могут быть выделены: познавательные установки и социальные нормативы.

В системе философских оснований науки можно выделить две под системы:

1. онтологическую, представляемую такими категориями как: вещь, свойство, случайность, время, пространство.

2. эпистимологическую (гносеологическую) представляемую такими категориями характеризуют познавательные процедуры и их результаты: истина методы знания доказательство и тд.

Существуют два уровня познания:

1. Эмпирический – исследование, наблюдение, эксперименты

2. Теоретический – индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и идеализация.

Анализ – мысленное расчленение целого объекта на составляющие его части и изучение этих частей.

Синтез – мысленное воссоединение целого из частей выделенных с помощью анализа и конструирование идеального образа.

Абстрагирование – представляющая собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение от других, фиксирование которых диктуется непосредственными целями и задачами исследования.

Идеализация – конструируются идеализованные объекты не имеющие аналогов в действительности.

Формы научного познания:

· научный факт

· научная проблема

· гипотеза

· теория

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.