Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели поведения фирмы и ценообразование на олигополистическом рынке




Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой небольшое число фирм (6-10 и менее) охватывают до 70-80% общего объема продаж определенного продукта.
Олигополистическая организация является основой хозяйственных структур, большинства отраслей развитой рыночной экономики. Олигополия – это господство немногих, т.е. такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную или разнородную продукцию. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Факторами, способствующими развитию олигополий, являются:

- Концентрация производства и капитала путем слияния фирм и достигаемый при этом эффект масштаба.

- Обладание рыночной властью, т.е. способность контролировать рынок и цены.

- Всеобщая олигополистическая взаимозависимость фирм, т.е. тщательный учет действий конкурентов при определении цены и объема производства.

- Механизму ценообразованию присущи 2 основные черты:

- Негибкость (жесткость) цен, достаточное их постоянство.

- Согласованность действий всех фирм в области ценообразования.

Особенности олигополии: Конкурентная борьба за увеличение доли на рынке осуществляется в форме объединений фирм, предложения новых разработок и продуктов, мощной рекламы, лучшего обслуживания.

Наличие препятствий для участия на рынке новых фирм:

- Наличие государственных ограничений на регистрацию компаний и выдачу лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности; необходимость владения патентами.

- Крупные технологически сложные производства с большими капитальными вложениями.
Сложность товара и высокая частота его обновления, широкий ассортимент продукции и разветвленная сеть последующего технического обслуживания.

- Лучшие условия получения банковского кредита, приобретения материальных ресурсов.

- Значительные затраты на рекламу.

- Специальный производственный опыт у персонала.

Всеобщая взаимозависимость: отдельные фирмы - олигополисты не способны четко прогнозировать изменение спроса на свою продукцию, т.к. их ценовая политика может повлечь за собой непредсказуемые последствия со стороны других фирм - олигополистов.
Вместо ценовой конкуренции и ее крайней формы - войны цен переходят к другим методам ценообразования. Эти методы характеризуются «жесткостью» цен, что связано с зависимостью фирм друг от друга. К числу таких методов относятся:

- Образование картеля или «тайный сговор», когда достигается соглашение о ценах и разделе рынков сбыта.

- Лидерство в ценах - предполагает сознательное следование в ценовой политике за фирмой олигополиста - лидера, являющегося крупнейшим, наиболее эффективным и устойчивым в финансовом отношении производителем или поставщиком.

В условиях олигополии цены выше, а объем производства меньше, чем на рынке неограниченной конкуренции. В результате сужены возможности потребления, а ресурсы недоиспользуются Более высокие цены позволяют олигополистам получать экономическую прибыль, но только в краткосрочном периоде. В перспективе расширение производства за счет новых производителей и технологий приведет к снижению цен. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется, либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Олигополия характерна для отраслей, производящих технически сложную продукцию, где эффективно крупномасштабное производство. К их числу относятся авиационная, автомобильная, химическая, нефтедобывающая промышленность.
ОЛИГОПОЛИЯ:

- в пределах рынка действует всего несколько достаточно крупных продавцов, которые обеспечивают основную массу продаж (примерно 70-80 процентов) однородных товаров на данном рынке;

- каждый из предприятий-олигополистов обслуживает большое количество покупателей;

- любое изменение стратегии и тактики деятельности любой из фирм - олигополистов непосредственно отражается на деятельности остальных. Это обусловлено тем, что цены на товары, реализуемые олигополистами на данном рынке, в достаточной степени сложились, а сами товары являются однородными или близкими заменителями. Например, в США такими рынками являются: рынок листового стекла, рынок видеокассет и т.п.;

- каждый олигополист стремится предугадать действия своего конкурента и опередить его. На практике цены на рынке в условиях олигополии имеют тенденцию к стабильности, так как слишком велика цена ошибок. Здесь уместно вспомнить известное изречение: “Не стоит раскачивать лодку, в которой находишься сам”;

- олигополисты в большинстве случаев тяготеют к заключению так называемых “картельных соглашений”, т.е. неформальных договоров о разделе рынков сбыта, сфер влияния и ценовой политике. Важно знать, что в соответствии с законодательством многих стран такие действия обычно считаются противоправными.

 

Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:

1) Нескоординированная олигополия. Для этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен. Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают: - если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным; - если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. В этих условиях кривая спроса принимает ломаный вид в точке установления цены.

2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема продукции. Вариант поведения при установлении цены будет соответствовать варианту чистой монополии. Цена устанавливается на уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всех договаривающихся компаний.

3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен. Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную. Однако чтобы не нарушить равновесия, лидер прощупывает отношения конкурентов и устанавливает приемлемую для всех цену.

Экономическая эффективность: с традиционной точки зрения олигополия по структуре близка к монополии. Олигополия является менее желательной, нежели монополия, так как монополия подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Данная теория оспаривается точкой зрения Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Причины: 1) дорогостоящая научно-исслед. деятельность, => крупные олигоп-ие фирмы способны её финансировать; 2) уверенность в сохранении высокой прибыли, часть которой можно будет направить на научные исследования. Cторонники традиционной точки зрения заявляют, что у олигополистов имеются причины для того, чтобы сдерживать НТП (для получения max прибыли с уже вложенного капитала).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.