Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы познания: диалектика и метафизика. 3 страница




2. Чувства, переживание; человек эмоционален; Чувства – главное в религии, а конкретно чувство зависимости; чувство надежды; чувства упования, восторга, преклонения, благодарности; эти чувства создают религиозное мировоззрение; человек ищет в религии утешения;

3. Человек зависим. Он анализирует мир и видит что может быть лучше. Он создаёт идеал человека и переносит его на небо.

Религия – удвоение мира. «Тайну святого семейства нужно искать в земной семье». Фейербах раскрывает механизм «Религиозного отчуждения» (позже взято на вооружение марксистами). Слабость христианского мировоззрения в том, что человек не мобилизует себя на изменение мира. «Твори добро из любви к человеку».

Фейербах создаёт свою собственную религию – религию любви человека к человеку и человечеству. «Антропотеизм». Человек – идеальное существо. «Человек человеку бог». Любовь к ближнему делает человека полноценным. «Хоть и смертен человек, но человечество безсмертно». Это религия человеко-божия. Фейербах – отрицатель Гегеля.

Фейербах сильно повлиял на появление Марксизма. Однако, Марк критикует Фейербаха. «Критика Фейербаха слева». Маркс критикует за создание религии. Для Маркса мир – борьба классов. Критикует за бесклассовость религии любви к абстрактному человеку. «Эта религия когда для всех времён и народу, поэтому она не применима нигде и никогда». Маркс критикует Фейербаха за то, что он отбросил Гегелевскую диалектику. Фейербах представлял себе исторический процесс, как смену религиозных воззрений и это есть третья причина критики его Маркса. Также критикует за пассивность субъекта познания. В этом вопросе Фейербах занимает созерцательную позицию. «Философы лишь объясняли мир, а дело в том, чтобы изменить его» - Маркс. Фейербах не был революционером, хоть под конец жизни и вошёл в социальную партию Германии. «С права» Фейербаха критиковали за Атеизм и Антропотеизм.

18. Философия марксизма

Предпосылки возникновение Марксизма:

1. Создание крупных политэкономических учений Адама Смита и Давида Риккардо.

2. Французский утопический социализм.

3. Немецкая философия (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Философия природы Маркса и Энгельса называется «Диалектический материализм».

Научные предпосылки:

1. Закон сохранения энергии;

2. Открытие клетки;

3. Дарвиновская эволюционная теория;

4. Выход на арену политической жизни Пролетариата;

Человек – животное. Происходит классовая поляризация общества. Противоречия становятся непримиримыми. «Исторический материализм» - учения Маркса об обществе. Это учение содержит экономические, социальные, политические и религиозные взгляды.

В обществе существуют сферы: экономическая, социальная, политическая и духовная. Общественное бытие определяет общественное сознание. У Маркса есть понятие «Отчуждение» - это превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную и чуждую личности силу, господствующую над человеком. Маркс выделяет отчуждение в экономической сфере – отделение рабочего от средств производства, в политической сфере – превращение политических институтов в бюрократические системы, не подвластные человеку, в культурной сфере – это превращение человека из творца духовных ценностей в пассивного потребителя суррогатов массовой культуры. Главные работы Маркса: «Тезисы о Фейербахе», «Манифест коммунистической партии», «Капитал» и т.д.

Главные работы Энгельса: «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Фейербах и конец классической немецкой философии».

Суть исторического материализма.

Общественная формация – определённый способ производства материальных благ, которому соответствует определённая социально-политическая культура. Производительные силы – активная движущая сила. Производственные отношения – оформляющая сила.

Производственная сила:

1. Человек;

2. Орудие труда;

3. Предмет приложения труда;

4. Технология;

Производственные отношения – отношения между людьми:

1. Отношения собственности;

2. Отношения потребления;

3. Отношения распределения;

4. Отношения управления;

Эпохи отличаются способом производства.

Производительные силы развиваются быстро. «Закон повышения потребностей» - каждая удовлетворённая потребность рождает новую, более сложную. Производственные отношения отстают в развитии и происходит конфликт; наступает эпоха социальной революции. История – смена пяти способов производства. Надстройка может влиять на базис через реформы. Вся история человечества – история борьбы классов.

Маркс полагал что был период, когда не было классов. Классы возникают в результате появления частной собственности. Антогонестические отношения складываются между классами.

Выделял две фазы коммунизма:

1. Социализм – классы ещё сохранены; диктатура пролетариата;

2. Собственно коммунизм;

Марксизм обратил внимание на роль экономической сферы в жизни общества. При капитализме кризисы неизбежны.

В Марксизме не хватало:

1. Нет ответа на вопрос, почему в разное время лидируют разные страны; нет понятия национальной культуры, цивилизации;

2. Нет ответа на вопрос: почему не все страны и народы прошли все стадии развития;

3. Причина возникновения феодализма;

19. философия Шопенгауэра и Ницше

Шопенгауэр.

Отрицатель рационалиста. В основе бытия лежит иррациональная воля к жизни.

Философ Иррационалист и волюнтарист.

Иррационализм - это течение философии, которое в противоположность рационализму ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания. Основа мироздания - нечто недоступное разуму.

Волюнтаризм - направление философии, рассматривающее субъективное психическое явление - волю, в качестве сущности жизни и высшего принципа бытия.

У Ницше в основе бытия - воля к власти.

Вечная борьба между людьми происходит именно из-за воли к жизне. Поглощённостей волей к жизни беда человека. Человек существо иррациональное.

Разумность полностью отрицается. Подобные философы называются философами эпохи Декаданса (упадка). Человек по природе зол и безутешен. Главный виновник всех бед - женщина. Любовь - просто инстинкт. Человек в этом мире может утешится состраданием к другому человеку, эстетическим созерцанием, искусством.

Ницше.

«Как говорил заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «О вечном возвращении вещей».

Ницше получил филологическое образование. Излагал свои мысли в художественном повествовании. «Филолог задавил в Ницше философа» - Соловьёв. Главным авторитетом был Шопингауэр и Протогор.

«Наша планета- результат глупейшей необходимости». «Человек - глупейшее животное». «Вечность страданий и бесплодность попыток обрести счастье».

«Бог умер, но люди продолжают жить так, будто это известие ещё не дошло до их сознания». В основе бытия лежит воля к власти. Мир хаос и в нём всё повторяется.

Учение о сверхчеловеке. Сверхчеловек - наша любовь; то, к чему нужно стремится; это отрицание среднего человека; его признак - аристократизм; сверхчеловек вне противоположности добра и зла; Сверхчеловек - преступник.

К Заратустре приходят люди отчаявшиеся, но великие. Они - отрицатели, нигилисты. Сверхчеловек - отрицатель добра. Для Ницше нет общечеловеческой морали. У него есть два класса людей: подобные хищным животным (господствуют) и домашние ягнята (подчинённые). Мораль делится на мораль господ и мораль рабов. Господам всё позволено, особенно по отношению к рабам. Злой человек - это хороший человек. Характерна ненависть к Христианству. «Падающего подтолкни». Философия Ницше непоследовательна. Качества сверхчеловека являются противоположность качеств христианина. Нет бога, нет греха. Проповедует анархизм. Философия Ницше - презрение к человеку.

 

20. Русская философия. Специфика, основные этапы, главные представители

 

Наиболее популярными философами были немецкие классики - именно они и были учителями русских философов.

Главной философией русского народа до этого времени было православие.

В 17-18 веке формируется учёная дружина Петра I. Это были такие философы как Татищев, Прокапович, Кантемир и другие. Таже нельзя не упомянуть Ломоносова - он разрабатывал корпускулярную теорию. Исповедовал идею двойственной истины. В 18 веке отличились Мясницкий и Казельский. Радищев (1749-1802) - «О человеке, его смерти и Бессмертии». Проповедовал антимонархические идеи.

После войны 1812 года встаёт вопрос об отношении России с Западом.

Рус философия имеет этапы развития.

Первая философ. Мысль начинает появл после крещения Руси.

В 1040 г Илларион киевский пишет работу «слово о законе и благодати», в ней он проводит доктрину культурной независ Р. От Византии.

 

В 16 в - «Москва третий Рим»

17 – век просвещенного самодержавия

17-18вв – появл ученая дружина Петра 1го, в нее входят Василий Татищев, Феофан Прокопович,

1711 – родился МВ Ломоносов, он положил начало светскому образованию в Р.

Радищев критикует самодержавие (18 в)

 

21. Россия в диалоге культур. Западничество, славянофильство, евразийство

 

Славянофилы.

 

Они появ в рез-те брожения умов, того что рус мысль столкнуласт с Европой. В кружке станцевича изучались революц взгляды.

Разрабатывали идеи, связанные с проблемами самобытности России. Характеристику национальности, как неповторимой индивидуальности, впервые даёт Фихте. «Славянофилы и Западники - это друзья-враги» - Герцен. «Славянофилы любили Россию как мать, а Западники как детя».

Славянофилы: Кириевский, Самарин, Тютчев, Хомяков, Аксаков. Славянофилы критиковали западных историков за то, что они рассматривают исторический процесс слишком европоцентрично.

Славянофилы также негативно относились к «Петровским реформам». Деятельность Петра привела к неоправданным людским жертвам. Начиная с этих реформ в русском обществе происходит культурный раскол. Формируются две культуры: культура дворянского класса и простонародная культура. Дворянская часть культуры для славянофилов чуждая. Нигде кроме как в России народ не разорван. В результате отсутствует должное единство. Основной принцип - «Принцип целостности» (речь идёт о социальной целостности). До Петра на равных находились религиозная и светская власть. Из-за «Петровских реформ» патриаршество упраздняется и создаётся государственное ведомство «Святейший синод». Пётр подчинил в России церковь государству - нарушилась гармония.

Второй принцип - «Принцип соборности».

Соборность - особый вид коллективизма; это церковный коллектив, в котором личность свободна и не растворяется в коллективе, а наоборот, только здесь и получает свою полную духовную самостоятельность. Соборность - единство в свободе.

Соборность противопоставлялась индивидуализму, мертвящему коллективизму (личность полностью поглощается общностью).

Соборность - идеал общественного бытия. Главный теоретик соборности - Хомяков.

На Хомякова сильно подействовало православие. «Католичество даёт единство без свободы. В протестантизме есть свобода, но нет единства. Православие даёт единство в свободе».

Третий принцип - «Живознание» - принцип целостности гносеологии.

Немецкие философы - последователи схоластов. Это мертвящих формализм и рационализм.

«Подлинное знание должно быть соединением всех способностей человека: чувства, разума, веры, эстетического созерцания, нравственного измерения, - при обязательном участии воли».

«Записки о всемирной истории». В этом труде Хомяков говорит, что в историческом процессе происходила борьба двух начал: иранства и кушинства.

Иранство - связано с идеей свободы.

Кушинство - начало необходимости.

Католичество подорвало христианскую веру. Лишь славянин будет призван к подлинному действу исторического процесса.

Как идеи Славянофилом, так и Западников не находили отклика в правительстве.

Славянофилы постоянно находили в опале. Западники имели ещё меньший авторитет.

 

Западники.

Чаадаев - первый, наиболее яркий Западник. «Письма о философии истории» - главный труд. Эти письма были адресованы к некой даме. Отвечает он этой даме, характеризуя бытие России. «Мы не имеем традиций ни того, ни того. Мы миру ничего не дали, но ничего и не взяли. Мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли. Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингового пролива до Одера. Одним словом, мы жили, и сейчас живём, чтобы преподать какой то великий урок историческим потомкам». В результате этой публикации Чаадаев был осуждён и был посажен под домашний арест на год. За этот год он создал труд «Апология сумасшедшего». Общий вывод этой работы: Россия ещё страна молодая и может миновать ошибки более зрелого запада.

Ругал православие, за то что при нём произошло закрепощение крестьян. Сам Чаадаев принял Католичество.

Языков написал стихотворение к Чаадаеву - критическое.

Герцен. Развернул революционную агитацию во времена декабристов.

Герцен и Огарёв. Учась в университете испытывали отвращение к самодержавию. Они поклялись бороться с ним. Герцен не был слепым западником - его взгляды эволюционировали в сторону славянофильства. Западники практически все были материалистами и атеистами. Славянофилы - идеалисты. В молодости Герцен к Западу относился религиозно, поклоняясь - это черта азиатского мировоззрения.

Однако, посетив Запад, Герцен огорчается и бежит оттуда. Герцен требовал освобождения крестьян с землёй, сохранения общинного землевладения, уничтожение цензуры, телесных наказаний. Выступал противником крепостного права. В 1849 году пишет работу «Россия». В этой работе он ищет те пути, по которым должна идти Россия и это пути социалистические. В качестве зародыша социализма в России он видит Русскую крестьянскую общину. Россия также должна миновать капиталистическую стадию развития. Герцен - основоположник русского «Народничества».

«Письма к старому товарищу» - Герцен критикует Бакунина в его революционной теории. Россия должна развиваться эволюционно. Бакунин - нигилист в глазах Герцена. Герцен начинает как революционер, но заканчивает как человек, отрицающей революцию. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Необходимо просвещение народа; соединение масс с сознанием. Философию нужно соединять не с религией, а с естествознанием. Западники: Белинский, Чернышевский, Добролюбов.

Белинский: материалист, революционер, социалист. Критиковал Гоголя за религиозные взгляды.

Чернышевский: революционер, материалист. Написал труд «Что делать».

 

Евразийство - философская школа кот занималась проблемами философии истории, это движение связано с предстваителями первой волны рус эмиграции, представители эмигранты – Трубецкой Савицкий, Г.В. Вернадский, Алексеев и др. это были и культурологи и географы и историки, их идеи продолжил Л.Н. Гумилев. Их программный документ «исход к востоку, издавали газету «Евразия»

 

Осн идеи:

 

1) цивилизации различаются главн образом по месторазвитию (географич факт)

2) общность народов Евразии гарантирует не только место но и общность психологии. Синтетичность – синтезированные взгляды раных нац-тей имеют общую окраску.

3) Примат абсолютных ценностей над сеюминутными

4) Приоритет коллективных интересов над индивидуальными

5) Примат веры над прогматизмом взглядов

Россия – политический преемник монгольской империи

К большевизму относились отрицат но видели положит роль СССР в том что оно продолжило европейское единство

Евразийцы отклонили оценку народов и культур по степени их совершенства. Высших и низших культур нет, они выдвинули принципы равноценности и катчественной несоизмеримости народов, они не признавали права на лидерство.

Общее со славянофилами – считали разрушительными реформы петра1.

Сторонники сильного гос-ва. Правящий слой должен быть таким кот брал бы предствителей лучших из народов.

«демотия» - сочетание аристократизма и участие народных масс в управлении гос-вом. Это синтез демократизма и аристократизма.

Гос-во должно контролировать собственников.

22. Русская религиозная философия

Философия всеединства. Известный публицист и поэт. Повлияли Гегель, Шилинг, Славянофилы и Западники. Прекрасно знал марксизм, Ницше и так далее. Его методология заключалась в том, что взгляд на окружающую действительность должен быть целостным - это поможет понять процесс. Все параллельные с ним теории берут лишь часть действительность. Эти теории - отвлечённые начала. Истинность же должна брать объект в целостности. «Марксизм - задний двор человечества». Критикует отвлечённые начала. Основные работы: «Кризис западной философии против позитивизма» (позитивизм (Конт) человечество развивается по стадиям: религиозная, философская, научная (позитивная); наука - сама себе философия), «Критика отвлечённых начал», «Чтение о бого-человечестве», «Оправдание добра», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Соловьёв - религиозный мыслитель. В основе бытия: всеединое сущее (бог) - это первый центр бытия; второй центр - бог как логос, идея, которая должна реализоваться; третий центр - София, произведённая единства. София - это с одной стороны порядок бытия, строй целого; грань между богом и миром; внутренняя сущность бога; одна из ипостасей божества; начало всеединства; душа мира. София - сверхчеловеческий образ женщины.

Смысл бытия - воплощение Софии в действительность. София это одновременно и идеальное и материальное начало.

Философия Соловьёва - свободная теософия. Философия должна опираться на: науку, религию, свободное философское знание.

Главное направление - нравственность. Принципы этики:

19. Стыд - исходная основа нравственности - стыд («Я стыжусь своей животности - следовательно я человек»);

20. Жалость, милосердие;

21. Благоговение; вера - нравственное значение добра;

Для нравственного поведения необходимо:

- осознание собственного несовершенства;

- наличие совершенства к которому стремишься;

- наличие стремления к совершенству;

Мораль носит социальный характер. Она проявляет себя и в правовой сфере. «Право - минимум нравственности». «Государство - это организованная жалость». «Любовь - максимум нравственности. Это влечение живого существа к другому для взаимного восполнения жизни».

Есть несоклько видом любви:

12. Нисходящая - больше отдаёт, чем получает; родительская любовь;

13. Восходящая любовь - больше получает, чем отдаёт;

14. Уравновешивающая - супружеская любовь;

Любовь спасает любимое от смерти и тлена. Любовь преображает человека как в социальном, так и в духовном плане. Соловьёв - диалектик.

Выделяет ступени развития:

- Астрофизическую;

- Биологическую;

- Историческую;

Божественное начало начинает действовать с астрофизической стадии. Цель мирового процесса заключается в обожествлении природной стихии. Софийное начало должна проснуться в природе (душа мира). Исторический процесс - одухотворение человека, через внутреннее усвоение им божественного начала. Цель исторического процесса - богочеловечество. Исторический путь - путь от зверачеловечества к богочеловечеству.

Описывает три основные силы человечества:

17. Связанная с мусульманским востоком. Он даёт единство. Подавляет человеческую индивидуальность. В результате в мире рождается власть бесчеловечного бога. Свободы нет. Даёт одностороннюю истину.

18. Западный мир. Даёт индивидуализм во всех сферах. Запад потерял смысл своего бытия.

19. Третья сила необходима - она даст живую душу омертвелому человечеству. Эта сила - Россия, Славяне.

 

В 1888 году Соловьёв пишет работу «Русская идея». В этой работе он говорит о том, что миссия русского народа заключается в том, чтобы осуществлять христову истину в европейском человечестве. Задача России - самопожертвование собой, ради торжества христианства. «Возлюби все народы как свой собственный». Русская идея - идея самопожертвования. За этот национальный альтруизм Соловьёва сильно критиковали. Бог - выше национальности. Запад не может являться общественным идеалом для России. Социализм также не годен, так как предъявляет только экономические требования - этого не достаточно, это мещанство. Учению удалось синтезировать учения Гегеля, Славянофилов. Соловьёв прекрасно понимал роль и значение традиций.

Николай Бердяев.

В юные годы увлёкся марксизмом. За пропаганду социализма отправляется в ссылку. Позже знакомится с работами Соловьёва и Булгакова и уходит от марксизма. «Марксизм заслонил человека классом». Переходит на идеалистические взгляды и позже эволюционирует в сторону персонализма.

Персонализм - тэистическое (богословское) направление философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Однако, сам мир создаёт общественное проведение. Мир - проявление творческой активности бога. Проблема личности - центральна. Разделял идею богочеловечества. Современный исторический процесс представляет серьёзную угрозу для человечества. История - роковая для человека сила. Она обезличивает его. Человек вынужден обезличиваться, у него ничего не остаётся для себя. «Будет ли то существо, которому принадлежит будущее по прежнему называться человеком?»

Существует два подхода для познания человека:

21. Человек есть объект в мире объекта - здесь целостный человек не уловим;

22. Человек есть субъект. Здесь раскрывается тайна о человеке и понимание того, что творческая активность идёт изнутри самого человека. Лишь через познание человека можно познать окружающее бытие.

Бердяев выделяет два понятия: индивидуум и личность.

Индивидуум - биологическая категория; человек -часть рода.

Личность - категория духа, а не природы. Личность не может быть мыслима как часть, по отношению к целому. Личность есть целое.

 

Признаки личности по Бердяеву:

10. Личность неизменна в изменении; находится в постоянном развитии;

11. Личность представляет собой единство судьбы;

12. Личность предполагает существование сверхличного (божественной сущности);

13. Личность универсальна, в отличии от животного;

14. Ни один человек не может считать себя законченной личностью; личность не закончена; её судьба - находиться в пути;

15. Личность не может довольствоваться сама собой; она живёт среди других личностей; личность должна отстаивать свою независимость и своеобразие; хоть личность и живёт среди личностей, но создаётся она богом по образу и подобию своему.

Человек для Бердяева - высшая ценность; он - творец.

Современный мир уничтожает человека - необходима духовная революция - это путь богочеловечества. Исторический процесс - рождение бога в человечестве. В основе бытия - понятие свободы. Свобода - основа жизни личности. Иррациональная свобода - начало зла. Рациональная свобода - порождена богом.

Написал много работ о России. Бердяев приходит к выводу о том, что русский национальный характер противоречив, двойственен.

Антиномии русского национального характера:

5. Россия - самая безгосударственная страна в мире. Русский народ - самый аполитический народ. Анархизм - часть русского духа. Плохо развито личностное начало. Нет рыцарства. Есть мягкотелость.----- Россия самая бюрократическая страна в мире. Государственность такое большое значение имеет в России, что жизнь русского человека безрадостна.

6. Россия - самая не националистическая страна в мире. Чужда национальная гордость. - - -- Россия - самая националистическая страна в мире. Когда народ доводят - начинается хаос.

7. Россия - страна с безграничной свободой духа. Страна мятежная и жуткая в своей стихии. ------ Россия страна жуткой покорности, купцов, чиновников.

Мужественная основа не обуздывает женственной натурой.

 

23. Философия русского космизма (Н.Федоров, К.Циолковский,В.Вернадский).

 

КОСМИЗМ – течение рус мысли 19 – 20 вв, главная идея – идея активной эволюции, кот рассматривает весь мир как то что тесно связано с космич процессами. Соловьев представитель религиозного космизма, по другому у естественно-научных представителях рус космизма. Федоров (работа «философия общего дела» - идеи того что бог действует через чел-ка, у него была имморталистическая программа – яеловечество сможет с помощью науки воскресить своих предков, оно раскроет механизмы старения, одним из приципов его философии был принцип сыновьей нравственности «все мы братья по любви к отцам»)

 

Циалковский – космическая философия, в основе всего мира – примитивные духи. Он разработал космическую этику, выработал этические основы контакта с инопланетянами

 

Вернадский 1863-1945 – создатель геохимии биогеохимии, биосферологии. Одним из центр понятий его мировоззр явл «биосфера». Он сделал вывод о ведущей роли живого вещ-ва в эволюции земной пов-ти. Биосфера сформирована и поддерживается деятельность организмов на протяжении 4 млрд лет. Он показал значение видового многообразия планеты, показал ф-ции приспособляемости к окруж среде. Биосфера находится в состоянии биологич самообеспечения. Общество – часть живой природы и человечество продолжает тенденцию к наращиванию животных процессов. Антропогенные процессы – это мощный геологич фактор сущ-ия земн=ли. Т.е. надо упорядочить техногенные процессы надо сознательно формировать новую геологич оболочку планету, эта оболочка должна быть такая чтобы она обладала св-вом экологического самообеспечения. Эта оболочка наз ноосфера (от греч нус- разум), главн работа «научная мысль как планетарное явление»

 

 

24. Позитивизм

Позитивизм. (неопозитивизм, постпозитивизм) - это напр зап фил-ии связанное со сциентизмом(концепция абсолютизирующая роль науки в системе культуры и жизни общества. Образцом науки явл естественные науки. Позитивизм – разновидность сциентизма. П. – такое напр кот объявляет единств источником знания эмпрические науки. П-ты отриц роль метафизики(философии) в получении истиного знания. Понятия бытия сущности слишком абстракны и поэтому они ложные.

Главн тезис – «наука сама себе философия. 1ый этап – 19 в, связан с именами Конта и Спенсера, они разделили историю познания природа на 3 стадии:

1) теологическая (вывод о развитии свеоестесственных сил – бога)

2) метафизическая (философская – в основе абстрактные понятия объясняют окруж мир)

3) пппозитивная стадия (человеч мышление отказывается от бога)

 

«жмпириокритицизм» - нач 20 вв, связан с именами Маха и Авенариуса. Они были субъективными идеалистами.

 

Неопозитивизм. На этом этапе предмет филос-ии – языковые науки (Шлик, Карнап) – логический позитивизм. Главн понятия – факт, верификация(проверка), конвенционализм, физикализм. Факт – непосредственно данное, независимое от субъекта. Мир – совокупн факторов, связь между ними вносит субъект. Верификац – проверка научных положений, проверяют их по правилам логики. Конвенционализм – идея о том что научн понятия и теории – рез-т объективного соглашения. Физикализм – попытка перевести философск знание на язык физики.

 

Постпозитивизм (Поппер) гов о том что научное знание определяется не через логич анализ а через фальсификацию (-это метод кот связан с вопр принципиальной опровержимости любого утверждения относимого к науке.) рост научн знания идет через гипотезы, так происходит постепенное равитие науки.

 

25. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм(????????)

 

Основными произведениями З. Фрейда по психоанализу, культуре и религии являются «Этюды по истерии» (1895) совместно с И. Прейтером, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Введение в психоанализ личности» (1915-1917), «Психология масс и анализ «Я»» (1921), «Я и оно» (1923), «Моисей и единобожие» (1939) и многие другие.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.