Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы познания: диалектика и метафизика. 4 страница




В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя является совокупностью трех элементов — «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности.

Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В последние годы жизни З. Фрейд занимался вопросами культуры, общественной жизни и места в ней человека. Обобщая данные психоанализа, Фрейд положил их в основу религиозно-исторических исследований. Наряду с биологическими желаниями ученый рассматривает и социальные. Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В этот период основными движущими силами развития природы и общества являются два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

 

Неофрейдизм (происходит из психоанализа Фрейда 1856-1939) чтобы не дать разрушится чел переключает либида на соц цели. Чел стремится к бессмертию. Религию понимал как разновидность невроза. Однофакторное понимание чел-ка.

Представители неофридизма: Фромм, Юнг, Хорни Адлер.

 

Фромм 1900-1980. эмигрировал в США. Осн труды «иметь или быть» «анатомия человеч деструктивности» «искусство любить» и тд. Изучал Маркса, для кот чел – совокупность человеч отношений. Трансформировал категорию отчуждения так что она трактуется «чел становится объектом слепых сил». Отчуждние происходит и от того что чел во главу ставит не собст личность а растаптывает ее тем что он прибыль работу и тд ставит выше.

Чел в любом обществе стремится найти формальную схему где ему было бы наиболее комфортно. Рыночный хар-тер – такой хар-тер где чел полностью выдвигает себя со всеми духовными св-ми на рынок как товар.

«искусство любить» формы псевдолюбви:

1) любовь как сексуально удовлетворения

2) любовь как убежище от одиночества (чел не ищет духовного преображения)

3) любовь как привязанность 1го или 2х любовников к фигуре родителя

4) любовь поклоения – обожествление любимого (кумиротворчества_)

5) невратическая любвоь

6) перенесение представление о подлинной любви в будущее или прошлое. Одним из видов такой любви явл любвоь как заместительство, когда чел не участвует в любви а учествует в переживаниях др людей

7) проекция своих проблем на детей

 

вывод: любовь – это не сентиментальное чувство а одно из основополагающих начал человеч бытия.

 

Карл Густав Юнг 1875-1961

Приходит к понятию «архитип» его он связывает с коллективным бессознательным, т.е. бессознательно сущ-ет у человечества и отдельных народов. Архитип – это формальныя схема, фантастический прообраз кот в символической форме отражает культурный опыт человеч рода

 

Столкновение с архитипом - Нуминозное состояние – состояние озарения. Чел понимает без док-в где находится истина.

 

Хорни жила в США, работа «невротическая личность нашего времени» «новые пути психоанализа». Пришла к выводу что любая паталогия социально психоокультурена. Главн невротическиепроблемы возникают изза того что чел не может завязать правильные отношения в окружающей его среде. Самые популярные неврозы:

Привязанности

Власти

Покорности

Изоляции

 

26. Философия экзистенциализма.

 

Экзистенциализм. Название происходит от лат «экзистенция» - существование. Философия экз. – это фид обращенная к человеч существованию. Предшественником считается философ Кьеркегор, он обращал внимание на трагизм человеч существования, одна из его работ наз «страх и трепет» представитель христианского экз. – Бердяев. Это иррациональное направление кот возникоет после 1ой мир войны, он мыслители: Хайдеггер, Ясперс, Жан-Поль Сарпер, А. Камю. Экз – эвление не только германии ифранции, он был и в Италии и в Испании. Различают экз-м религиозный (Ясчперс, Марсель,) и атеистический (Сартр Камю Хайдеггер). Но это деление условное тк философы. Работа Спртра «экзистенциализм – этогуманизм, в ней Сартр раскрывает специфику существование чел-ка. Он гов «давайте посмотри что из себя представляет ремесленник и нож в плане категорий сущности и сущ-ия. Если возьмем нож то видим что сущность присутствует и его сущ-ие начинается с того что его сущность определена. Говоря о чел-ке: человеч дитя рождается и существует, т.е. существование предсшествует сущности». Внеш силы не влияют на процесс обредтения чел-ком сущности. Аксиома «чел сам несет за себя ответственность за то каким он станет, какую сущность выработает. Из этого ясно что идея ответственности перед собой – одна из важнейших проблем экз. чел – этио проект кот может состояться или не состояться. Судьба чел кПа сост в том чтобы быть в пути, заботиться об обретении своей сущности и этот процесс не прекращается до самой смерти чел-ка в выборе самого себя чел обретен на свободу. Это постоянный выбор – трагедия бытия чел-ка. Человеч Я уникально, понятие не Я – отчужденное враждебное миру. Не я man – его власть опасна, если чел сливается с не я то он теряет свою уникальность перестает имеить свою собственную сущность. Надо перейти к подлинному экзистенциальному сущ-ию. Он гов о том что чтобы увидеть экзистенцию чел-ка надо заглянуть в глаза смерти т.е. сосредоточиться на понимании собственной неустранимой смертностьи. Работе Камю «миф о сизифе» он пишет «имеется только 1действительно серьезный вопр – это вопр о самоубийстве. Судить о том что жизнь стоит или не стоит того чтобы жить значит отвечать на осн вопр философия-ии. Все остальное – шутки, тк прежде всего нам надо отвечаить на этот осн вопрос. Жизнь – это беконечный труд. В этой же работе Камю приводит образ сизифа кот боги наказали так: он каждый день должен был вскатывать каменгь на гору, он гов что жизнь чел – это наказание сизифа. Философия занимается тайнами, он дает личностные истины и у кажл чел-ка своя философия-ия. Ее не столько познают сколько чувствуют.

 

Учение о бытие экз.

Главным статусом бытия обладает сущ-ие человеч личноти, а личность сводится к сознанию. подлинное сущ-ие - сущ-ие субъекта индивида. Чтобы приблизиться к собственному бтию надо заключить внеш мир в скобки, отречья от него.

 

Теория познания. Важна пограничная ситуация между жизнью и смертью.

 

Мир вне индивида – мир абсурда, в мире нет никакого смысла. Эта философия выражает мнения зап интеллигенции в период 2х мировых войн.

 

 

Покинутость

Страх

Смерть

Забота

Ответственность

Ощение нестабильности, страха немотивированного кот вызывает цивилизация.

Философия экз – критика зап общества 20 в. Общества в кот сложно обрасти адекватный смысл сущ-ия. Камю считает что выход из этой ситуации заключ в бунте и переделывает формулу так «я бунтую, следовательно я существую». Сногие представители экз. во время 2ой мир войны участвовали в движении антифранц сопротивления, рассуждая о бытии Франции они гов «пусть Франция растоптана и нет надежды на то чтобы встать с колен но вопреки этой очевидности.

Ясперс проводит мысль что никакой житель германии не может снять за себя ответственность за судьбу Европы.

Важное понятие КОММУНИКАЦИИ – связано с общением между людьми, смысл философия-ии – создание путей общечеловеч коммуникации. Ясперс определяет моральное и соц зло – это глухота к чужей экзистенции, неспособность к дискуссии с др чел-ком.

 

 

27. Философия постмодернизма

 

1980-е гг. Деррида П.- Ж., Лиотар Ж.-Ф., Фуко М., Бодрийар Ж. и др.

Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" - "метарассказов". Это - религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм - это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов".

Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации.

Основными ценностями выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного.

Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.

Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разговоры внутри локального сообщества в соответствии с его традициями. Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия — это письменность. «Только то, что написано, дает мне существование, ибо оно называет меня».

Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальность и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы». Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.

В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.

Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.

История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности».

Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:

а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;

б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);

в) общество утратило системность и целостность;

г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения) важнее, чем классическая «спокойная» социальность.

По убеждению философов этого направления, всякое “конструирование” в сфере мысли, всякое построение систем устарели. Их объединяет опора на текст и язык, нелюбовь и ироническое отношение ко всякой определённости, последовательности, порядку, однозначности, точности, логичности, “большим рассказам” (например, любым философским системам и научным теориям) и страсть к интеллектуальной игре, умственной свободе, противоречиям, “дисконсенсусу”, “агонистике”, парадоксам, фрагментарности, нестабильности, разрушению, рассеиванию и размыванию, эксцентричности и эпатажу, симуляции и двусмысленности.

 

28. Философия бытия

 

Бытие – это философское понятие обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Такое определение дает материалист. Для идеалиста помимо материального сущ еще бытие идеальное, для них подлинным бытием явл бытие божественное или бытие разума кот сущ до материи и независимо от нее.

 

Общественное бытие. Вопросы: как соотносится в обществ бытии материальное и идеальное начало. Совр философия отвечает так: они находятся в неразрывной связи. Общественное бытие осмысленно.

 

2ой смысл бытия – это абстрактное понятие обозначающее существование чего-либо вообще.

Впервые понятие бытие появл в древн Греции в философия-ии Элиатов «бытие есть а небытия нет». Понятие бытия свидетельствует о том что абстрактное мышление поднимается на более высокую ступень развития.элиаты понимают идеадльно бытие. Для демокрита бытие – это множ-но атомов. У Платона подлинным бытием обладают умопостигаемые идеи, идеалы, царицей идей явл идея блага кот представляет собой синтез истины добра и красоты. В средневековой вил-ии подлинным бытием обладает бог, кот сам в свою очередь дал бытие материальным вещам. Эпоха возрождения рассматривает бытие как становление. В философия-ии эпохи возрождения нет границы между богом и природой, здесь философия есть граница между природным и божественным. В эмпирич философия-ии подлинным бытие обладает природа. У Лейбница сущ множество бытийных начал – монад. У канта понятие бытия связано с ноуменом, у Гегеля ист бытие – это бытие разума, а быть это мыслить. Для Фейербаха подлинное бытие – это бытие природы. Шоппенгауер и нацше отдают подлинное бытие воли к жизни и воле к власти. Для рус философии подл бытием обладает христианства. Философия-ия всеединства. Задача чел превращать хаос в космос, для экзистенциализма подлинное бытие – это экзистенция субъекта.

 

1)Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов. 2) Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, воплощающих результаты его культурного творчества (материальные ценности, достижения культуры) и собственно человеческое бытие. Под последним имеется ввиду непрерывное производство и воспроизводство человеческого существования, достойного человека, возвышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные чувства и качества, свободная воля).

3) Бытие духовного (идеального), которое прежде всего выражается в формах индивидуализированного духовного, в духовной жизни человеческой жизни (идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эстетические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.). Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах культурного творчества, в материальных, вещественных, организационных структурах практической деятельности человека.

4) Бытие общества связано с функционированием и развитием как структур материального общественного производства и соответствующих им отношений, так и результатами духовного производства, плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно целостное взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной сфер и отношений, активное влияние многообразных форм общественного сознания и общественной психологии.

 

29. Сознание как философская категория. Сознание и познание (????)

30. Философское учение о материи (???)

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности существующей независимо от человеч сознания. Это философская категория кот обознач всю объективную реальность. Говоря о материи надо отметить что она сущ в бесчисленном множ-ве конкретных ворм и объектов. Материя не сотворена, не уничтожима и вечна, что материя сущ во времени и пространстве.

 

Материя не может сущ вне движения, она находится в изменении. Теория относит доказала что при скоростях близких к скор света изменяются пространственные и временные хар-ки материи, время замедляется, пр-во сплющивается, значит пр-во время движение и материи неразрывно связаны. Абсолютность материи приводит к материальному единству мира. Материю нельзя сводить к атомам. Материя неисчерпаема и ее понание потенциально неограниченно. Материя обладает упорядоченной системной организацией. Выделяют системы неживой природы, юиологич системы, социально организованные системы, материя бесконечна как в глубь так и в вширь.

Понятие пространства и времени. Взаимосвязь пространства, времени, движения и материи. Русский космизм Федорова. В каком отношении находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории философии спорят две точки зрения. 1.субстанциальная концепция: пространство и времятрактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). пространство здесь - чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время- чистая длительность, оно одинаково по всей Вселенной,и это течение ни от чего не зависит. 2.реляционная концепция: (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше время реляционная концепция имеет естественно-научное обоснование в виде теории относительности Энштейна.- пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс - гравитацией. Таким образом пространство это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. если бы мир не имел сложной структуры, не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Время форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а впонятии время - координация длительности сменящих друг друга объектов и их состояний в одном и том же месте простространства. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, (Федорова, Соловьева, Циолковского, Вернадского) во весь рост встали проблемы единства челловека с космосом, космичекой природы человека и космического масштба человеческой деятельности. В русском космизме представлены две тенденции. Одна это космизм либо с примисью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии общего дела Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие покаления. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспы тателямти.

 

31.Категории, законы и принципы диалектики (????)

 

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

 

Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании.

Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.

ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ:

1. развития, 2. всеобщей связи

Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.

Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.

Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании

Законы диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

· Закон отрицания отрицания

 

1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.

2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.

3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это, значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность.

Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество, которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое противоречие.

Диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание.

Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу.

Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического противоречия

1. зарождение различия между противоположностями

2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого целого

3. его разрешение

Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое.

Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания

Метафизика: отрицание является полным и абсолютным

Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте.

 

32. Познание как предмет философского анализа (??)

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, отношений, процессов.

“Познаваем ли мир?” - этот вопрос возник еще на заре философской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятельность становится более эффективной и успешной.

 

33. Структура познания. Специфика, основные формы чувств и рацион познания

 

Специфика и основные формы эмпирического познания.

 

Философско-гносеологическая категория, характеризующая один из двух (наряду с теоретическим) этаповm процесса познания. На этом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы хотя и присутствуют, но имеют подчиненное значение.

На эмпирическом уровне применяются эксперимент и наблюдение. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они высвечиваются в явлениях.

Ощущения. Под этим понимают отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы;

Восприятие. Это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы;

Представление. Это возникающее в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

 

Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок и разум.(?)

 

Рациональное познание – познание на основе мышления и логики. Обычно и в рациональном познании выделяют три основные формы – понятия, суждения и умозаключения.

Понятия – это формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий. Например, «больница», «врач», «человек», «Гиппократ» - примеры понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.