Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория внутриотраслевой торговли Б. Балассы




Теория внутриотраслевой торговли была разработана в 60-80-е гг. XX в. американским экономистом Б. Балассой. Классические теории и теория Хекшера-Олина могут объяснить межотраслевую, но не внутриотраслевую торговлю.

Историческими предпосылками возникновения теории внутриотраслевой торговли стали процессы активного развития международного производственного кооперирования. Внутриотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенными (однородными) или дифференцированными (отличающимися друг от друга однотипными продуктами) товарами.

Межотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенной продукцией разных отраслей.

Внутриотраслевая торговля имеет место, когда страна экспортирует и импортирует продукцию одной товарной группы. Теория внутриотраслевой торговли дополняет теорию эффекта масштаба и объясняет возникновение торговли между странами продукцией одних и тех же отраслей следующими причинами:

1) различия в производимой продукции (разные товары внутри одной группы, например, автомобили);

2) различия во вкусах потребителей разных стран позволяют вести торговлю дифференцированными товарами;

3) транспортные издержки и географическое положение (в приграничных территориях выгоднее покупать за границей, чем в других регионах страны, так как это дешевле);

4) динамика экономии от масштаба производства позволяет странам концентрироваться и специализироваться на производстве каких-либо разновидностей одних и тех же товаров (т.е. снижение издержек производства определенного товара ведет к росту его выпуска, и возникает своего рода специализация);

5) сезонные различия в производстве некоторых товаров (например, в созревании продукции растениеводства) позволяет торговать одинаковыми товарами в разные периоды времени (сезоны).

6) дифференциация в распределении дохода внутри страны.

Чем больше включает категория товара и чем выше уровень дохода в стране, тем внутриотраслевая торговля становится больше и значительнее.

Чем более развита страна, тем больше дифференциация продукции, и тем больше возможность реализации экономии от масштаба. Кроме того, положительную взаимосвязь со степенью внутриотраслевой торговли имеют следующие показатели: уровень дохода на душу населения, ВВП, степень открытости экономики, наличие общих границ между странами.

Проведенные исследования показали, что интенсивность внутриотраслевой торговли по сравнению с базовыми отраслями тем выше, чем более технологично насыщенной является отрасль. Особенно высокой будет доля внутриотраслевой торговли в торговле химическими продуктами, машинами, транспортными средствами, то есть научно- и техноемкими товарами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.