Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксистская философия: сущность и специфика




Немецкая классическая философия.

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724-1804). Заслуга Канта состоит в том, что он переориентировал философский анализ с онтологических аспектов на гносеологические, с анализа характера и структуры познаваемой субстанции на анализ познавательных способностей и возможностей субъекта. В самом субъекте Кант выделил как бы два уровня - эмпирический, связанный с индивидуально-психологическими особенностями человека, и трансцендентальный, выражающий надындивидуальное начало в человеке. Возможность получения объективного знания, т.е. знания, обладающего свойствами всеобщности и необходимости, связано, согласно Канту, именно с конструктивной способностью трансцендентального субъекта, с наличием у него априорных (доопытных) форм познания.

Схематично процесс познания по Канту можно изобразить так. Трансцендентная (потусторонняя и в силу этого не познаваемая) вещь в себе воздействует на органы чувств человека и порождает неупорядоченное многообразие ощущений. С помощью априорных форм чувственности, каковыми выступают пространство и время, хаос ощущений структурируется и организуется в целостный образ (восприятие). Для превращения этого индивидуализированного и субъективного восприятия в объективное знание оно должно "встроиться" в некие априорные мыслительные структуры рассудка (категории), которые и придают этому чувственному опыту характер необходимого и всеобщего знания. Сами эти априорные формы рассудка (категории) бессодержательны, но обладают синтетической способностью. Знание получается из подведения предварительного обработанного материала под эти формальные конструкции рассудка. Можно привести такую аналогию. Строительные кирпичи, из которых строят дом, получаются после обработки исходного материала (глины, песка и др.) Так и восприятие - обработанный материал ощущений. Но восприятие еще не знание, как и кирпичи еще не дом. Чтобы получился дом, надо эти предварительно обработанные элементы (кирпичи) встроить в некую формальную конструкцию (план, проект дома). Уложенные по определенному плану кирпичи образуют дом, т.е. они укладываются в пустую, формальную структуру (план). Дом - это аналог знания, а план дома - аналог категорий.

Рассудок, согласно Канту, не является высшей познавательной способностью человека. Таковой является разум. Если рассудок оперирует с категориями, то разум - с идеями, в которых стремится прорваться из сферы условного, детерминированного в сферу безусловного, сферу свободы, т.е. стремиться в сферу абсолютного знания, которая для него не доступна. Отражением этих безуспешных попыток разума являются антиномии, т.е. положения, противоречащие друг другу, каждое из которых можно доказать, что и говорит о границах разума. За эти границы может проникнуть только вера. За этими границами человек выступает уже не как природно-детерминированное существо мира необходимости, а как духовно-нравственное существо мира свободы и где человек выступает не как средство, а как цель сама по себе. В этом высокий нравственно гуманистический смысл философии И.Канта.

Если у Канта в качестве субъекта выступает трансцендентальный субъект, то другой великий немецкий философ Г.Гегель (1770-1831) рассматривает субъект в объективированной форме некоего ‘объективного духа’, субстанции - субъекта. Субстанция - субъект у Гегеля имеет не жестко фиксированные, а развивающиеся, подвижные формы, которые есть не что иное, как исторически развивающиеся формы человеческой культуры. Гегель - объективный идеалист. В основе мира лежит некая ‘абсолютная идея’, которая диалектически развиваясь, разворачиваясь порождает природу, человеческое общество и в формах человеческого познания (искусство, религия, философия) достигает формы абсолютного духа. Абсолютная идея в доприродном и досоциальном состоянии - это сфера чистой мысли (но не человеческой!), это некая стихийная, бессознательная, не осознающая себя, но очень ’диалектичная’ мысленная субстанции. В процессе своего исторического развития во времени эта абсолютная идея становится абсолютным духом, разумным, самосознающим. Такова грандиозная картина эволюции абсолютной идеи в системе диалектического идеализма Гегеля.

Маркс и Энгельс ценили Гегеля не за его идеализм, а за то, что он разработал диалектику и сумел применить ее к анализу истории человеческого общества и мышления. Но диалектика у Гегеля идеалистическая, т.е. по мысли Маркса и Энгельса, ’стоит на голове’ (диалектика идей порождает диалектику вещей, а не наоборот, как считали создатели материалистической диалектики - Маркс и Энгельс). Поэтому Маркс, Энгельс, Ленин отбрасывали ‘консервативную’ сторону философии Гегеля (его идеализм) и брали ‘рациональное зерно’ - гегелевскую диалектику, очищая ее от ‘идеалистической шелухи’. Такой ‘браконьерский’ подход к Гегелю (икру взять - остальное отбросить) вряд ли можно считать корректным. Нельзя подходить к Гегелю как к поставщику ‘рационального зерна’, брать то что нравится и отбрасывать то, что не нравится, ибо при этом нарушается целостность философии Гегеля, хотя она и не была свободна от внутренних противоречий.

Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникшие в конце 40-х годов Х1Х в., были исторически обусловленными явлениеми. Критически переработав гегелевскую идеалистическую диалектику, устранив недостатки предшествующего материализма (метафизичность, механистичность, созерцательность, непоследовательность - неспособность материалистически объяснить явления общественной жизни) Маркс и Энгельс создали философии, соединившую в себе материализм и диалектику. С самого начала они сделали упор на революционно - практическую роль философии. В ’Тезисах о Фейербахе’ (1845) Маркс это четко выразил: ’Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его’.Обоснованно критикуя современное им капиталистическое общество, Маркс и Энгельс создали проект радикального переустройства общества на началах социальной справедливости и равенства. Идеи Маркса оказали огромное влияние на духовную атмосферу Х1Х - ХХ вв. Однако попытки их практического воплощения окончились неудачей. В России и в ряде других стран, ориентирующихся на идеи Маркса и Ленина, вместо экономически эффективного и социально справедливого общества были построены тоталитарные общества, которые, в конечном итоге, потерпели историческое поражение в экономическом и идеологическом соревновании с капиталистическими странами.

Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Справедливо критикуя ранние формы капитализма, Маркс принял их за сущностные, зрелые формы капитализма, сделав ошибочный вывод о том, что капитализм исчерпал заложенный в нем позитивный потенциал и что он неизбежно должен уступить место более прогрессивному строю-коммунизму. Ход истории показал ошибочность этого вывода. Рассматривая человека как совокупность производственных отношений, т.е подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения – таков и человек. И если человек угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтическо-утопические иллюзии Маркса. Поскольку человек рассматривается в марксизме как функция социальных отношений, а последние трактуются в марксизме как закономерно необходимые, то в трактовке человека преобладают общие, родовые характеристики, а не личностно индивидуальные. Человек выступает как типичный представитель класса (личность пролетария, личность буржуа). Это недооценка в марксизме личностного начала, когда отдельный человек с его заботами, тревогами, нуждами мало что значил, послужила теоретической основой тоталитарных режимов, подавлявших свободу и достоинство человека во имя ‘благих’ целей освобождения человечества от ига капитализма. К этому можно добавить, что в марксизме человек трактуется прежде всего как социальное, предметно-практическое существо. Человек как духовно-нравственное существо находится в глубокой тени. Это и неудивительно, если учесть, что в марксизме сознание человека, его духовный мир рассматриваются в качестве хотя и важных, но подчиненных, функциональных характеристик человеческого бытия. Сознание призвано направлять, регулировать активную предметно-практическую, преобразительную деятельность по переустройству мира. Несмотря на высказанные критические замечания в адрес марксизма и марксистской философии, необходимо отметить, что марксизм обогатил философию новыми идеями и подходами, которые так или иначе получили дальнейшее развитие и в трансформированном виде были ассимилированы человеческой культурой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.