Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие школы экономической теории




Меркантилизм - первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами. Теория меркантилизма прошла несколько этапов своего развития: 1ый этап – ранний меркантилизм. Представители- У.Стаффорд, Г.Скаруффи. Главным в раннем М. являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства чисто законодательным путём. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. 2 этап – поздний мерк-зм. Представители: Т. Мен, А. Серра, А. Монкретьен. Для позднего М. характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Физиократы. Представители - Ф. Кенэ,А. Р. Тюрго, В. Мирабо, Г. Летрон. Принципы физиократии: 1)Богатство создается не в сфере торговли, а в сельском хозяйстве. 2) Общество делится на три класса: фермеры; ремесленники, промышленные рабочие, торговцы, прислуга; землевладельцы. 3) Производителен труд только в сельском хозяйстве, труд фермеров. 4) Особую роль играет земля. Классическая. Представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, А.Р.Ж. Тюрго, Ф. Кенэ. А. Смит исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами. Важнейшие черты классической школы:1) Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий. 2)Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах. 3)Выдвинута трудовая теория ценности: в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.4)Обоснован принцип экономической свободы. Марксизм. Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс. Карл Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся. Маржинализм. Представители: К.Менгер, У.Джевонс, Л.Вальрас. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Маржинализм оперирует такими величинами, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность, и исходит из законов убывания предельной полезности, предельной производительности, предельной доходности и закона спроса и предложения. Неоклассическая экон. теория. Представители: К.Менгер, Ф. фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк. В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику, которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой), и макроэкономику, анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы. Кейнсианство. Представители: Д.М.Кейнс. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости. Монетаризм. Представители: М.Фридмен, Г.Саймонс, И.Фишер, Ф.Найт. В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно- кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. Институционализм. Представители: Т.Веблен, Д.Коммонс, Г.Адамс. Институционализм направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами «в первом приближении» следует понимать правила и принципы поведения, которым следуют люди в своих действиях. Оговорка «в первом приближении» делается ввиду того, что в разных течениях институционализма этот ключевой термин трактуется несколько по-разному.

 

2. Предмет экономической теории как науки. Экономическая теория – это наука о законах, о механизмах действия этих законов, наука которая занимается изучением поведения людей и групп в производстве, распределение жизненных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Так же экономическая теория изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро и макро уровне, которые тесно связаны и взаимозависимы между собой. Микроэкономика изучает поведение отдельных субъектов рыночной экономики, цены, объем продукции на отдельных рынках, факторы воздействующие на изменение спроса и предложения отдельных товаров. Макроэкономика охватывает экономическую систему страны в целом, рассматриваются общие экономические показатели, такие как ВВП, ВНП и т.д, инфляция, безработица, производительность труда в стране и т.д. Микроэкономика объясняет структуру и размещение производства, микроэкономика его объем.

Экономическая теория выделяет 4 стадии явлений материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека. Распределение – процесс определения доли, количества, пропорции в которой каждый хозяйственный субъект принимает решение в производственном продукте. Обмен – движение материальных услуг от 1го субъекта к др. Потребление – процесс использования результата производства для удовлетворения потребностей. Ресурсы – совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой продукции.

 

3. Функции экономики: 1)Познавательная – изучение производства, распределения, обмена, потребления. 2) Критическая – сравнительный анализ различных форм производства, определение преимущества и недостатка. 3)Прогностическая – разработка научных прогнозов, определение перспектив общественного развития. 4) Прагматическая или практическая – это разработка рациональных методов хозяйствования, выработка экономической политики и государства.

 

4. Методы экономической теории: 1) Метод научной абстракции состоит в отличении в процессе познания от внешних явлений, несущественных предметов или явлений. 2) Индукция – базируется на умозаключениях от частного к общему. При этом собираются факты, обрабатываются, выявляется наличие взаимосвязей и их характер, выводятся общ. положения, принципы. 3) Дедукция – метод познания, умозаключения от общего к частному. 4) Анализ – это метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждого из этих частей. 5) Синтез – это метод познания, основанных на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа в единое целое. 6) Математическое моделирование – это описание и анализ экономических процессов и явлений с помощью экономико-математических моделей. 7) Графический метод основан на построении моделей с помощью рисунков, схем, графиков, диаграмм в которых наглядно изображают зависимость между экономическими явлениями.

 

5. Экономические ресурсы и потребности. Ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой продукции. Все ресурсы делятся на свободные и экономические. Свободные имеются в неограниченном количестве и следствия имеют нулевую цену на рынке. Количество экономических ресурсов относительно ограничено и за их использование необходимо платить. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Экономические ресурсы так же называют фактор производства. Они делятся на следующие составляющие: 1) Труд. 2) Земля или природные ресурсы. 3)капитал, инвестиционные ресурсы. 4)Предпринимательская способность. 5)Информация. 6)Знания или управленческие способности. Потребности – это объективная нужда человека или группы людей в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.д. Другими словами, это внутренние мотивы или стимулы, побуждающие к экономической деятельности, возникающие как следствие состояния неудовлетворенности, с которым человек желает выйти и как правило человек это хочет продлить.

 

6. Потребности и их классификация. Потребности – это объективная нужда человека или группы людей в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.д.

1)Физиологические – потребности к питанию, воде, воздухе и необходимые потребности для выживания человека. 2) Потребность к безопасности – связано со стремлением и желанием находится в стабильном и безопасном состоянии, быть защищенным от боли, страха, болезней и др страданий, которые может принести жизнь человека. 3) Социальная – потребность к взаимоотношениям человека в любви, семье, друзьям. 4)Самоутверждение – это потребность людей в самоуважении за счет определенного уровня мастерства достигнутым человеком и компетентности. Потребность в успехе, карьере и признаний со стороны окружающих. 5)Потребность самоактивации – объединяет потребность самовыражения в реализации скрытых возможностей к пониманию собственного значения и наиболее полного использования своих знаний и умений.

 

7. Главные вопросы экономики. Что производить? Он подразумевает какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени. Как производить? Подразумевает при какой комбинации производственных ресурсов и с какой технологией должны быть произведены, выбраны из возможных вариантов товары и услуги. Решение вопроса как производить связана с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Так как результат может быть достигнут при помощи разных средств. Для кого производить? Подразумевает кто будет покупать выбранные товары, оплачивать извлекая при этом пользу, как должен быть распределен валовый доход общества от производства данных товаров и услуг. Связана с распределением созданного национального продукта между домохозяйствами.

8. Виды и классификации благ. Благо – это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческим потребностям и все что отвечает целям, интересам и устремлений людей.

Благо делится на 2 группы: 1)Благо, которое является результатом хозяйственной деятельности людей. К ним относятся продукты, созданные трудом человека. 2)Благо, созданное природой. Они называются свободными. Они не требуют человеческого труда и средства.

В человеческой деятельности используются материальные и нематериальные блага. Мат. блага – это продукты, которые можно осязать. На их производство уходит время, многие из материальных благ можно накапливать, хранить долгое время, поставлять потребителям по мере необходимости. Нематериальные блага представлены услугами, а так же такими как здоровье, способности человека, деловые качества, искусства, кино и т.д. Личные качества – это внутренние блага. В отличие от мат. благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течении долгого времени. Процессы производства и потребления совпадают.

По назначению экономические блага делятся на: - потребительские (конечные продукты и услуги)(служат в удовлетворении потребности людей), - производственные (промежуточные или косвенные)(служат для производства др благ).

В зависимости от характера потребления благ, экономические блага делятся на: частные и общественные. Частные представляются с учетом их индивидуального спроса и каждая его единица может быть потреблена одним человеком. Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности и могут наследоваться и обмениваться. Общ-ые не находятся в частной собственности, а производятся для совместного употребления.

Взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Взаимозаменяемые блага называются субинститутами – это блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления. Взаимодополняемыми называются комплементы дополняющие др друга в процессе потребления.

 

9. Классификация экономических систем: 1)Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. 2)Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынка и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов. 3)Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики, она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Все экономические решения принимаются государственными органами посредства централизованного планирования. 4)Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются в отрасли по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство здесь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и др виды экономической политики в той или иной степени способствует экономическому росту и повышения жизненного уровня в стране.

 

10. Эпоха возникновения денег, функции денег. Деньги – особый товар, спрос и предложение на которые складываются на специфическом денежном рынке. Деньги это способ обозначения цены. Цена – это установленное количества денег, которые продавец требует за право владения продуктом. Стадия развития денег: 1)Эпоха товарных денег. 2)Эпоха идеальных денег. 3)Эпоха бумажных денег. 4)Эпоха современных денег. Функции денег: 1)Мера стоимости – заключается в приравнивании стоимости товара к определенному количеству денег. 2)Средства обращения – деньги играют роль посредника при обмене товаров и услуг. 3)Средства накопления – когда продавец получил деньги за свой товар и сразу их не расходует. Предприятие накапливает для инвестиций. 4)Средства платежей – выполняется при продаже товаров, кредит, уплате налогов, возврате денежных сумм, выплате заработной плате и т.д. 5)Мировые деньги.

 

11.Сущность и классификация рынка Рынок -это совокупность эконом. отнош-й произв-ва и обмена товара при помощи денег,форма организации хоз-ва,обеспечивающее эф-е реш-е эконом.проблем.

Объектами рынка яв-ся товары и деньги, Субъектами -продавцы,покупатели,кот. представлены гос-вом,фирмами,хоз-вами и т. д.

Рынок класс-ся по след.типам:

1)по типу эконом. отнош-й(монополистич.отн-я,смешанные,свободная конкуренция)

2)по хар-ру произв-ного продукта(товары и услуги,получ.технич.знания и т.д.)

3)по способу хозяйствования(командно- распределительной или гос-венно-регулируемой)

4)по хар-ру продаж(оптовые и розничные)

5)по отраслям(автомобильные,промыш.)

6)по правовому положению(легальные или теневые)

7)по географ.признаку(местные,национальные,мировые)

12 .Спрс.Кривая спроса. Спрос -это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара

Величина спроса -это то кол-во товара,кот. покупатели хотят и могут обрести по данной цене в теч. опр.вр.

З-н спроса -это обратная зависимость между рыночной ценой товара и его кол-вом при прочих равных условиях,кот. может продать или купить по этой цене.Спрос на товар увел-ся,когда цена на него падает и наоборот

Кривая спроса

13. Неценовые факторы спроса. Среди неценовых факторов,влияющих на объем спроса следует отметить такие:1)доход потребителей-товары,спрос на кот. измен-ся в прямой зависимости от дохода наз-ся товарами высшей категории(ювилир.изделия,машин,меха и т.д.); 2)Цены на взаимосвязанные товара.Если увел-е цены одного из них ведет к росту спроса на другой

Взаимодополняющие.Если увел-е цены одного из них влечет снижение спроса другого; 3)Вкус потребителей формируются под влиянием предпочтений принятых в обществе обычай,мод и т.д.; 4)Ожидаемые в будущем цены и доход.; 5)Численность потребителей на рынке.

14.Предложение.Кривая предложения. Предложение -это совокупность товаров и услуг,кот. могут быть поставлены на рынок поставляющими и предложены для покупателей.

Величина предл -это кол-во какого-либо товара,кот. продавцы готовы продать в теч. опр. Промежутка вр. При опр условиях при данной цене.

Цена предл -это минимальная цена,при кот. продавец согласен продать опр кол-во товара в данное вр. И в данном месте.

З-н предл состоит в прямой зависимости между ценой и кол-вом предлагаемого товара.С повышением цены предл-е возрастает,а снижением предл-е сокращ-ся.

Кривая предл.

15Эластичность спроса и предложения.. Эластичность спроса -это мера реагирования одной переменной величины на др.Степень р-ции спроса на эти факторы поддается кол-ному измер-ю с помощью коэф. эласт.спроса.

Коэф.эласт-ти спроса(Е) по цене опр-ся как отношение процентного измен-я объема спроса к процентному изменению цены:

ЕpD=(%Q)/(%p)

Степень измен-я объема предл-я в зависимости от измен-я цены хар-ет эласт-ть предл-я по цене и мерой этого измен-я яв-ся коэф.эласт-ти предл., рассчитываемый как отнош-е объема предл-я процента.

На эласт-ть предл. оказыв. влияние различ факторы: цены на сырье и уровни заработной платы,ставка банковского процента,хар-р продукции,наличие резервных производственных мощностей.

16.Взаимосвязь спроса и предложения.Равновесная цена Равновесие -это ситуация на рынке,когда предл-е спроса спадает или эквивалентны при приемлемой для потребителей и произв-лей цене.

Равновесная цена -это цена уравновешивающая спрос и предл в результате действия конкретных сил.Если реальная цена будет больше равновесной,то при такой цене объем спроса будет меньше объема предл-я.Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной,то объем спроса увел-ся больше объема предл-я.

17.Потребительское поведение.Полезность и ее виды..(первый з-н Госсена) Потребительское поведение -это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Полезность -это степень удовольствия,полученного потребителем от потреб-я какого-то блага.

В эконом.теории различают общую и предельную полезность. Общая п-ть -это сумма полез-ти отдельных частей блага,с ростом кол-ва блага кот. располагают потребитель,растет общая полез-ть,но при этом темп увел-ся общей полезности замедляется. Предельная полезность -это полез-ть последней части блага,имеющий в распоряжении потребителя.

Падение предельной п-ти по мере приобретения потреб-ем дополнит. единиц опр товара наз. з-ном предельной полез-ти(1 з-н Госсена)

18. Максимилизация полезности (второй з-н Госсена) Максимилизация полезности заключ-ся в том,что потребитель с опр ограничениями цены и дохода выбирает такой набор благ и услуг,кот. одинаково полно удовлетворяют потребностям,кот. мы имеем.

2 з-н Госсена: при заданных ценах и бюджете потребитель достигает max полез-ти,когда отнош-е предельной полез-ти в цене одинаково по всем потребляемым благам.

Правило max полез-ти состоит в том,что потребитель так должен распределить свой доход,чтобы отнош-е предельной полез-ти к цене бло одинаково для всех товаров,при этом денежные средства должны быть истрачены полностью.

19.Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Кривая безразличности-это линия,соед. все точки наборов 2х благ,имеющих для потребителя одинаковую общую полез-ть,т.е. потребителю безразлично какой товар выбрать.Она показывает,что хочет приобрести потребитель на опр денеж. доход.

Бюджетная линия показывает различ. комбинации 2х продуктов,кот. может приобрести потребитель,расходуя весь свой денеж.доход.

Снижение денеж.дохода при условии,что цены ост-ся неизменными приводит к параллельному смешению бюджетной линии влево.След-но,увел-е бюджет.дохода приводит к смешению линии вправо.Если доходы одновр.возраст.,то положение бюджетной линии не измен-ся.

20. Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.

Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают (рис. 16.1).

Изокванта – результат взаимодействия факторов производства. Но в рыночной экономике нет бесплатных факторов. Следовательно, возможности производства не в последнюю очередь лимитируются финансовыми средствами предпринимателя. Роль бюджетной линии в этом случае выполняет изокоста.

Изокоста – линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.

 

Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т. е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис. 16.4).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.