Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Гегеля




1 Философия Гегеля – это система объективного идеалистического монизма.

- Это, именно, система, поскольку все части гегелевского учения взаимосвязаны и образуют целостное единство.

- Её исходным принципом является монизм (от греч. monos – один, единственный): всё многообразие мира выводится из единого начала – Мирового Духа.

- Само название первоначала указывает на идеализм.

- А поскольку Мировой Дух не зависит от сознания человека[13], то речь идёт об объективном идеализме.

2. Основной вопрос философии Гегеля: «Как субстанция может быть субъектом?».Субстанция [14] – это основа всех вещей, явлений и процессов в мире, а субъект – источник или носитель активности. Иными словами, суть вопроса: как мировое начало может быть источником активности? При этом речь идёт о достижении высшей формы активности – самосознающей творческой деятельности Мирового Духа. Гегель развивает спинозовское понимание субстанции как causa sui (причины самой себя), привнося в него принцип деятельности и саморазвития.

3. Философия Гегеля – это учение о единстве и развитии мира. Во времена Гегеля такое учение называли «философией тождества».

- В её основе лежит принцип тождества бытия и мышления: мышление и бытие подчинены одним и тем же законам диалектического развития[15]. Бытийствуя, самосознающий дух в процессе развития осмысливает свои собственные законы.

- Гегелевское тождество бытия и мышления – это не застывшее, а динамическое, становящееся тождество, достигаемое лишь в процессе развития через преодоление бесчисленных противоречий. Иными словами, это – диалектическое тождество: тождество в различиях.

4. Общий принцип развитиявосхождение от абстрактного к конкретному: от «бедного», одностороннего бытия и мышления к полному и всестороннему. У Гегеля абстрактное мышление связано с рассудком, а конкретное – с разумом.

- Рассудок мыслит метафизически, т.е. односторонне, он не может ухватить всеобщую связь явлений, обнаружить за противоположностями их внутреннее единство, не в состоянии увидеть мир в развитии.

- Разум мыслит диалектически, т.е. всесторонне, он способен синтезировать (свести воедино) противоречивые определения мысли, увидеть мир в единстве многообразия и в развитии.

Таким образом, в гегелевской философии движение от «абстрактного» к «конкретному» означает переход от рассудочного мышления к разумному – от метафизики к диалектике. Мировой Дух в процессе развития раскрывает полноту своих возможностей и одновременно всё более полно осознаёт себя. Каждый шаг его – это достижение всё большей степени конкретности на путях самопознания.

5. Общая схема развития основана напринципе триады: «тезис» (исходный момент) – «антитезис» (переход в противоположность, отрицание) – «синтез» (преодоление противоположностей в новом единстве – снятие, отрицание отрицания).

В «Феноменологии духа» (1807) гегелевская триада выглядит так:

· «тезис» – сознание (его основное содержание – познание вещей, или предметное знание)

· «антитезис» – самосознание (основное содержание – познание собственного «Я»).

· «синтез» – Абсолютное знание как тождество предметного знания и самосознания, объективного и субъективного. Это – самосознательный Разум (основное содержание – знание законов собственного развития).

В работе «Наука логики» (1812) деятельность Мирового Духа (Абсолютной идеи) раскрывается через множество больших и малых триад. Большая триада:

· Логика («тезис»)

· Философия природы («антитезис»)

· Философия духа («синтез»).

При этом в каждом члене триады есть свои внутренние триады, а в них еще меньшие триады. То есть принцип триады – это универсальная модель диалектического развития (и, одновременно, принцип построения гегелевской философии, претендующей на раскрытие законов мирового развития).

6. Развитие носит противоречивый характер (собственно источником всякого развития, по Гегелю, выступают именно противоречия, или т.н. «борьба противоположностей»). Мировой Дух в процессе саморазвития и самопознания вынужден блуждать по собственным лабиринтам: постоянно переходя в иные формы бытия (инобытия) через самоотчуждение (отрицание) и вновь, уже на новом уровне, возвращаясь к самому себе – через преодоление самоотчуждения (отрицание отрицания). Однако, несмотря на внутренние противоречия и бесчисленные блуждания, Мировой Дух развивается строго определенным законам. Это, прежде всего, законы мышления.

7. Гегелевская философия – это система панлогизма (от греч. pan – всё, logos – мысль, слово, разум): всё происходящее в мире трактуется как раскрытие внутренней логики развития Мирового Разума. Например, природа понимается как инобытие или самоотчужденное состояние Мирового Духа (в его предметных воплощениях), а общественная жизнь – как сфера, в которой Мировой Дух возвращается из своего инобытия – преодолевает собственное отчуждение. Согласно Гегелю, именно в человеке дух пробуждается к самосознанию, а затем приходит к абсолютному знанию (законов собственного развития).

8. Панлогизм – это крайняя форма рационализма. Неслучайно Гегель провозглашал принцип: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно». Но это именно становящаяся разумность, которая осуществляется через преодоление бесчисленных противоречий. Что крайне затрудняет постижение и осуществление истины. К тому же Мировой Разум обладает «хитростью»: он превращает людей в орудия достижения своих собственных целей, поскольку его логика ещё не вполне доступна людям. Чтобы постичь её, человеку нужно в своём духовном развитии повторить (в сокращённом виде) путь Мирового Разума. Пройти все необходимые ступени его развития, не пропуская и не перескакивая, и на каждой из них задержаться («выдержать дистанцию пути»). Адекватным выражением пути Мирового Духа Гегель считал Науку логики. Он утверждал, что истина может быть раскрыта только в системе логических понятий.

9. Гегелевская философия – это система диалектики. Она включает в себя: принципы, категории и законы.

Основные принципы диалектикипринципвсеобщей связи и принцип развития.

Они осмысливаются с помощью системы категорий и законов.

Категории – это предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. К ним относятся: дух и материя; движение, пространство и время; качество и количество; единичное, особенное и общее; часть и целое; форма и содержание; сущность и явление; необходимость и случайность; причина и следствие и др. Категории диалектики находятся в неразрывной связи с ее законами.

Законы диалектики носят универсальный характер, поскольку охватывают все области действительности – природу, общество и мышление. Диалектика изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами диалектики являются:

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

- закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противоречий – это целостный и качественно определенный процесс развития, ведущий к возникновению нового качества. Данный закон раскрывает источник развития.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает характер развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела (меры), в результате чего совершается т.н. «скачок» – переход к новому качеству с новым определением меры.

Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости старого, существовавшего прежде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.