Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое в марксизме




Русский марксизм.

В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового

разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские

марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных

ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем

им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической

утопии превратился в настоящую теорию.

1. Ортодоксальный марксизм.

Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия

Валентиновича Плеханова (1858- 1918).

-он посвятил большинство своих трудов историко- философскому, гносеологическому

и социологическому аспектам материалистического понимания истории

, т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено

центральное ядро марксистского учения в целом;

-осуществил первые попытки научного социального предвидения;

-определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;

-предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в

социальной сфере;

-разработал учение о роли народных масс и личности в истории.

2. «Легальные марксисты » (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л.

Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике

народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам:

-неприятия насильственных средств борьбы;

-в теории- * неприятием подавления личности обществом

* несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

3. Философия большевизма.

Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).

а) В социальной философии:

1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития

капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе

социализма «первоначально в одной или нескольких странах».

2) Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и

его авангарде- коммунистической партии.

3) Разработано учение о примате политики над экономикой

(особенно в переходные периоды)

4) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии

нового типа».

б) В диалектическом материализме:

В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому

сформулировал определение материи (в отличие от механистической

трактовки её Ф. Энгельсом).

в) В диалектике:

-Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)».

«Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть,

философского материализма.

-Введен принцип примата практики над теорией.

Вывод:

1) В целом теоретические философские и социально- философские произведения

В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады»,

«Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили

марксистскую теорию.

2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное

заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.

 


[1] Слово «синкретизм» (от греч. synkretismos – соединение, объединение) имеет два значения:

1) слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние чего-либо;

2) разновидность эклектики – сочетания разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений.

В данном случае оно используется в первом значении.

[2] И везде она получает религиозно-нравственное оправдание. Нет ни одной религиозно-философской традиции (начиная от самых древней, и заканчивая современной), в которой страдания рассматривались бы как бессмысленные. Осмысленность страдания делает его переносимым.

[3] Имперсонализм (от лат. im – не, без и persona – личность = безличность) – отрицание личностного начала

[4] Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. – М.: Слово, 1992. – С.105.

[5] Субстанция (лат. substantia – сущность) – неизменная основа всех вещей, явлений и процессов в мире.

[6] Принцип причинной обусловленности явлений – один из фундаментальных принципов философии буддизма. Закон кармы – это этически окрашенный закон всеобщей причинности. «Карма гарантирует, что все происходящее в мире находится в соответствии с неизменным законом причины и следствия». - Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М.: Ладомир, 2000. – С.85.

[7] Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. – М.: Слово, 1992. – С.95.

[8] Там же. – С.94.

[9] В буддистской ваджраяне («алмазной колеснице») просветление и спасение возможны внезапно как удар молнии («ваджра»). Но там нет такого радикализма, ибо «ваджра» достигается на путях постепенного улучшения кармы (как прерыв постепенности).

[10] «Это – вид вещи, в самом первоначальном и буквальном смысле этого слова». – Лосев А.Ф. Указ. соч. – С. 230.

[11] Цицерон называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

[12] См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.130.

[13] Мировой Дух не только не зависит от сознания человека, но и руководит им, превращая его в орудие для достижения собственных целей.

[14] От лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе (первооснова мира)

[15] Это означает, что, изучая законы мышления, мы одновременно изучаем и законы бытия. Принцип тождества бытия и мышления был впервые сформулирован Парменидом – основателем элейской школы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.