Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие социологической науки в России




4 этапа: 1.соц мысль в Рос до Ш7г развив как составн часть общемировой. 191 Or опубл труд Ковалевского «соц-я», в нем прослеживается влияние Европ соц мысли 2. с 1917 до 1950е характериз поведением преимущественно теоретич исследов многие ученые эмигрируют из страны. З.с кон 1950х до кон 80х институциональный этап в развитии. Соц названа лженаукой 4.с кон 19180х до сегодня широкое проведение теоретич и эмгшрич исследов. Поялв соц институты и проводятся различ исследов

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время её было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы её представить в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии – ярких представителей социальной мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рождёнными

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них – географическое – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 – 1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки.

Второе направление – органическая школа – представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915), А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом (1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912).

Заметное, важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению – учёным, работающим в области права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853 – 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву (1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину (1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии была представлена М.И.Туган-Барановским (1865 – 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым (1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924), развивали свои представления о материалистическом понимании истории.

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л.Лавров (1823 – 1900), Н.К.Михайловский (1842 – 1904), Н.И.Кареев (1850 – 1931).

Иначе говоря, практически все социологи в России в XIX – начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса.

Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И.Бухарина (1888 – 1938) исторический материализм стал отождествляться с социологией.

В 1920-е годы серьёзное развитие получили отдельные отрасли социологического знания. В области социологии экономики и труда плодотворно работали С.Г.Струмилин, А.К.Гастев, П.М.Керженцев.

В эти годы проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования, среди которых особо хотелось бы отметить комплексный труд академика В.Н.Большакова «Деревня (1917 – 1927гг.)», в котором дана живая и весьма противоречивая картина происходящего в советской деревне.

С конца 1920-х годов наступил перерыв в развитии социологической мысли. До конца 1950-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. В этой связи интересно отметить, что преследованию подверглись не только точные и естественные науки – кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на грани 20-х – 30-х годов XX века.

Однако следует сказать, что слово «социология» не было полностью запрещено. В работах и выступлениях академика Г.Ф.Александрова можно встретить его неоднократно.

Начиная с конца 1950-х годов социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек.

В конце 1950-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса.

Однако официальное признание социологии в конце 1950-х годов не сразу прояснило суть дела

Одновременно шёл трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, её связи с другими научными дисциплинами.

С конца 1960-х до начала 1980-х годов был внесён значительный вклад в исследование по самым различным вопросам социологии. Что касается теоретических проблем, то публикации этого периода свидетельствуют о том, с каким трудом отпочковывалась социология от исторического материализма, что нашло отражение в исследованиях В.П.Давыдюка, В.Я.Ельмеева, А.К.Уледова, Д.И.Чеснокова.

Несомненно, при всех издержках развития социологической науки этот этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 1980-х – начале 1990-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране.

Социология претерпевала сложный путь развития

14. Современная запалная социология: функционализм (Дюркгейм)

современ этап развитая зал соц-й мысли начин в сер 20в и продолж в наст время. Он характериз созданием академич соц, ориентир на решение познавател и практич проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирич фактов. В этот период происходит отнчател утверждение и обществ признание соц. Она станов равноправной университтесткой дисциплиной наряду с др науками. Современ зал соц сложное образование, состоят из различ школ и течений. Они Отлич друг от друга своей теоретич направленностью и политич ориентацией. М\выделить 4 осн направл: /.изуч закономерн «высокого» порядка, т.е. общ в целом (функционализм) Это господствующее направл в америк соц, по кот гл задача соц закл в изуч механдаов и структур, обеспечивают, устойчив соц сист Парсонс, Козер, Дарендорф 2жуч личн, внутр мира чел, его побудит мотивов Блюмер, Лукман, Сикурел З.изуч самого механизма процесса взаимодействия общ и индивида Хоманс 4, марксистское Маркузе.

Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное выражение в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), признанного в настоящее время классиком социологии.

Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.

Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.

Понятие функции было заимствовано Дюркгеймом из биологии и означало, что между данным физиологическим процессом и некоторой потребностью организма как целого существует отношение соответствия. Переводя это положение в социальные термины, он утверждал, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом некоторой потребностью общества как целого.

Однако систематически разработать метод функционального анализа Дюркгейму не удалось, и в ряде случаев он испытывал большие теоретические затруднения. Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия “нормального типа” обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.

В неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность, поскольку люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка.

В культовой практике Дюркгейм выделял следующие основные социальные функции:

дисциплинарную, или функцию принуждения и контроля,

цементирующую, укрепляющую социальное единство,

воспроизводящую, при помощи которой осуществляется передача социально-культурного наследия новому поколению и его оживление,

эйфорическую, состоящую в создании радостного чувства социального благополучия.

Истолкование общественных функций морали Дюркгейм непосредственно связывал с теорией воспитания, цель которого - формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств его личности, которые нужны обществу. К эгоистическому и несоциальному существу, каким является ребенок в начальной стадии своего развития, следует добавить возможно более эффективными средствами другое, способное вести моральную и социальную жизнь.

Согласно концепции Дюркгейма, процент самоубийств (отношение количества самоубийств к численности населения) является функцией нескольких социальных переменных: отношений складывающихся в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах. Главной чертой большинства социальных переменных является степень социальной интеграции или социальной связи.

 

15. Социокультурное взаимодействие

Соц взаим-я складыв из соц действий. Соц вз-е это соц д-ие как min 2х людей, направлен друг на друга. Соц вз-ия предполаг, что в отнош люди вступают как представители больших соц групп, т.е. носители соц статусов. Если соц вз-ие повторяется на протяжении длител времени оно перерастает в соц отнош. Соц отнош- отнош м\у группами людей, кот занимают в общ-е различи положения и по-разн влияют на экон, политич отнош. Хар-р сои отнош завис от того, какую цель преследуют субъекты щщ отнош- статус, власть, богатство. П.Сорокин делил соц вз-ия: /.по колич-у суб.2.по хар-ру взаимоотн: 1-стор, 2-стор, солидпрн, враждебн З.по деятел: длител, кратковрем 4.т организованности: организ-семья, партия; неорган-толпа 5.по сознател: созн и нет. Т.О. соц вз-ия оч сложи явления. Но без него невозможно существов общ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.