Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос№30. Проблема национального характера в романе И.А. Гончарова «Обломов»




Роман Обломов написан в 1859 году, и полностью опубликован в этом же году в «Отечественных записках». Оно появилось в период подготовки очень важных соц. Перемен, прежде всего отменны крепостного права, когда особенно остро встал вопрос об историч. прошлом и будущем развитии «просыпавшейся России»(Герцен).Этот роман Г. Задумал ещё в год публикации «Обыкнов. Истории»(1847).Но между созданием 1 части и последующих 3х прошло 7-8 лет, за которые первонач. Замысел сущест-но изменился… Автор Обл. – художник чистый и независимый, художник по призванию (Дружинин). С первого взгляда видно, что роман относится по смыслу своему к категории поэтических произведений, выражающих общественный вопросы, что автор хотел показать нам, что в О. последний тип, в который переродился Онегин. Идея и задача Г. – написать картину нашей обществ. жизни, показать в лице О. русскую лень и апатию, которая сроднилась с обществом, и если иногда просыпается, в столкновении с живой действительностью, то совсем не надолго и потом вновь входит в русло мертвецкого застоя. В этом романе было нечто вечное, что побуждало читателей говорить о таких соц-фсф понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла и их противоборстве, о традициях и истоках, об «уме» и «сердце».

В Обл. Г. открыл нам свою связь с родиной со вчерашним днём, здесь и грёзы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия… Автор, изображает человека очень ему симпатичного. Чем больше вчитываешься в О., тем меньше раздражаешься на его любовь к дивану и халату. Илья И. – человек породистый: он красив, чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. Он умён, но не цепким, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в нём нет. Лгать он не умеет или лжёт наивно. О – эгоист. Ни то, чтобы он никого не любит, он любит Штольца, любит Ольгу, он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой природы и на него должны работать все принадлежащие ему люди. Они, должны уважать, беречь его, любить и всё за него делать. Черты «в высшей степени идеалиста» присущи И.И. И не только в период отношений с Ильинской. Само предпочтение, отданное в конце концов жизни – покою на окраине Петербурга, не лишают его этих черт. Ведь, это не просто слабость перед трудной задачей человека, но и протест, пусть пассивный против суетно- бездуховного существования выразился здесь. (Черты Гамлета, Дон- Кихота) Образ О.подводит итог целому ряду типов, ему предшествовавших, а ведь роман завершает эпоху, подводя итог руси дореформенной, крепостнической. О – тип национального характера, обломовщина – явление исключительно русское и Г., создавая эти понятия продолжает дело Гоголя – «исследование» порчи русского человека, искривления нашей национ. физиономии.

В контрасте с ленивой натурой О., Г. поставил деятельного, практического Штольца. Если в одном он хотел показать образ нашего барства, неподвижности и нелепости воспитания, олицетворить наш допетровский элемент, то в другом думал, кажется, написать портрет представителя нашего века, выразить западное начало, от столкновения с которым просыпается на мгновение наша жизнь. В этой личности автор выразил очевидное желание сделать новую попытку – создать вечно неудающийся нам положительный тип. Автор не без цели знакомит нас с воспитанием Штольца: он хочет показать, как в противоположность О. выработался этот мальчик, который от матери заимствовал русское сердце и язык, а от отца – немецкую практичность и аккуратность, рос широко и вольно, бегал где хотел, на целые дни уходил из дому… Может быть, такое детство и лучше обломовского, но можно заметить, что дурное воспитание не может убить натуры свежей, а здоровое воспитание не может дать того, чего человек лишён от рождения. Мы и видим, что из Ш. не вышло, как замечает автор, ни бурша, не филистера, но зато развился тот практический холодный человек. В нравственном отношении Ш. - эгоист ещё больше, сухой и апатичный. Обломов тяготится любовью, потому, что она мешает ему лежат на диване, заставляет каждый день деваться и не даёт вовремя пообедать; Ш. при встречах с женщинами старается избегать всяких волнений и тревог любви, заботясь сохранить свой «здоровый организм». Неужели же в этом Ш мы должны признать свежую натуру, идеал, к которому стремится русская жизнь? Неужели это образец лучшей части нашего молодого поколения, представитель нашего будущего общ-ва? Если бы нам предстояло сделать выбор между О. и Ш., то, несмотря на жалкую апатию сонного тюфяка, мы скорее остановились бы на нём, чем на холодной строгости к себе Ш. В этой антипатической натуре под маской образования и гуманности, стремления к реформам и прогрессу, скрывается всё, что так противно нашему русскому характеру. Штольц называет существование О. стариной. Идеал барской жизни О. представляется Ш.совершенно нелепым. Он при случае заводит речь о фабриках, о путях сообщения, о пристанях, сбыте, но и об образовании, школах…Его программа – «либерально- буржуазная и просветительская» - раскрепощение, эконом. Развитие страны, промышлен. Прогресс, он ожидает близкой смены крепостнич эпохи новою, либер-буржуазную, прогрессив., когда вместо облом. Сна закипит работа он готов к ней. В сравнен с О. это новый тип времени.

 

Вопрос№31. В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова.
В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях домашнего обихода, отражающих характер хозяина. Деталь у гончарова возводится в степень многозначного символа.

Так, туфли и халат при-обретают символическое значение: они характеризуют внутреннюю борьбу Обломова. халат явл знаковым воплощением судьбы Обломова. Он замыкает все изменения характера Обломова неким магическим кругом, из которого ему не дано выйти. В этой части романа нет напряженности, практически нет действия. Это история одного дня. Обломов дремлет, просыпается, вспоминает о каком-то деле, дремлет дальше. Он в ужасе от любого перемещения, даже от того, чтобы переехать на новую квартиру. Пространство романа сужается до комнаты, до дивана, на котором лежит Обломов. А биографически время расширяется: во сне он видит детство.
Неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Хронотоп Обломовки в «Сне» отчетливо сориентирован на жанровые каноны идиллии. Жизнь обломовцев протекает в ограниченном уголке, не имеющих никаких связей с остальным миром. Замкнутость пространства неминуемо стирает и все временные границы, времена года сменяют друг друга в точно положенный срок, делая природное бытие обломовцев стабильным и предсказуемым. Люди в полном согласии с природой, живут в том же циклическом ритме. Одно поколение сменяется другим, повторяя одни и те же фазы жизни. По этим вехам отсчитывается обломовцами время. Обломов привык к тому, что в жизни природной и человеческой царит закон круговорота. Он любит поговорить о вечном веселье, вечном нравственном здоровье и т.д.И в итоге со своей привязанностью к одному месту жительства, одному распорядку дня,с неистребимой боязнью всяких резких перемен в жизни он закономерно остается вне дел современности. Время в этом веке не циклическое, а линейное. Оно развивается. Обломов теряет чувство движения истории. Роман можно назвать эпическим потому, то пространство изменчиво здесь(дом на гороховой улице, обломовка,дом Агафьи и т.д.) Объективная оценка Тургенева.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.