Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки деятельности оператора и стимулирование безопасности деятельности




Классификация способов обеспечения экономической безопасности.

Классификация и основы применения экобио-защитной техники.

Экономический эффект экобиозащитных мероприятий может быть получен только после их реализации да и не в первый год. Вложение средств в эти мероприятия связаны с тем, что предотвращение экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основой деятельности предприятия, а имеет значение для окружающего района. Экономический эффект вложенный в системы безопасности – возможные экономические потери от вероятного вреда окружающей среде. Предприятия неохотно вкладывает средства в повышения безопасности и экологичности производства. Поэтому применяются законодательные нормативные акты, а также привлекаются надзорные нормативные органы. Широко применяются экономические механизмы регулирования и стимулирования деятельности предприятий. В области природноохраной деятельности – принцип – загрязнитель платит (компенсация предприятиям экономического ущерба наносимого региону загрязненной деятельностью). Механизм реализации этого принципа – платежи за загрязнение и платность использования природных ресурсов. Платежи за загрязнение не освобождают предприятие от возмещения ущерба по возможным искам организации и граждан за причиненный ущерб. В настоящее время плата взимается за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в поверхностные и подземные водные объекты, а также за сверх лимитный выброс или сброс. Базовые нормативы платы устанавливает по каждому веществу с учетом опасности для окружающей среды. Ставки платежей – умножение базового норматива на региональные коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию. Направления экозащиты: технологическое (создание экологически чистой технологии, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов); экономическая (внедрение более жестких нормативов, обязательность платежей хозяйствующими субъектами, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции); административные и юридическое (прекращение деятельности предприятий нарушающих природноохраные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности); просветительское (создание системы экологического образования, просвещения, воспитания).

 

9. Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические и др.

Формируют угрозу безопасности многообразные внутренние и внешние противоречия. Общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения, требуется классификация по происхождению: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические. По характеру воздействия на человека: механические, физические, химические, биологические и психофизиологические. По времени проявления отрицательных последствий: импульсивные и кумулятивные. По локализации: в литосфере, гидросфере, атмосфере, космосе. По вызываемым последствиям: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, смерть и т. д. По наносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические. По структуре: простые и производные. По реализуемой энергии: активные и пассивные. Угроза по объектам: человек, общество, государство. Направлением: экономическая, социальная, политическая, информационная и др. По величине ущерба: предельные, значительные, незначительные. По вероятности возникновения: весьма вероятные, вероятные, маловероятные. По причинам появления: стихийные, преднамеренные. По иерархии: межпланетные, ноосферные глобальные, региональные межгосударственные, национальные, внутригосударственные, локальные, личностные. Все эти угрозы и опасности – внешние. Внутренние – региональные и национальные, социальные взрывы и конфликты; голод, эпидемии, деградация людей; рост насилия, терроризма, преступности, наркомании ит. Д.

 

10. Классификация основных форм деятельности человека.

Труд. деят-ть чел-ка и окруж. среда посто­янно меняются в процессе ускорения научно-техн. про­гресса и осуществл. широких соц-но-эконом. преобразований. Вместе с тем труд остается 1ым, осн. и непременным условием существ-я чел-ка. 1. Формы труда, требующие значит. мышечной энергии. Напряженный физ. труд, стимулир. развитие мышечной сист. и обмен.процессы, имеет недостатки: неэффективность, связанная с низ. производ-стью труда и необходимостью пере­рывов на восстановление физ. сил, составляющих до 50% раб. вр. 2. Механизированные формы труда. Механизация труда позволяет уменьшить характер мыш. нагрузок и усложнить программы действий, но однообразие прост. действий и малый объем воспринимаемой при этом инф-ии приводят к монотонности труда. 3. Формы, связанные с автоматизированным произ-ом. При данной форме труда чел-к исключается из процесса посредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характер. черты— монотонность, выс. темп и ритм работы, нерв. напряжен­ность. 4. Групп. формы труда — конвейерные. Отлич. осо­бенности— разделение общ. процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому раб. месту с по­мощью ленты конвейера. Отриц. последст.— монотония, которая выражается в преждевремен. усталости и нерв. истощении. 5. формы труда, связанные с управлением производ. процессами и механизмами. Умств. труд представлен профессиями, относящ-я к сфере материал. произ-ва (инженеры, техники,операторы), и профессиями вне материал. произв-ва (ученые, врачи, артисты). Умств. труд подразделяют на: оператор., управлен­ч., творческий, труд мед. работников, преподавателей, учащихся и студентов. Различия здесь касаются организации труд. процесса, равномерности нагрузки, степени эмоц-го напряжения.

 

 

Обеспечение эконом. безопасности явл-ся важн. функцией гос-ва. В Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. «О гос-ой стратегии эконом. безопасности РФ» содержатся основ. положения, связанные с обеспечением безопасности. Без обеспечения эконом. безопасности невозм/о решить ни одну из задач, стоящих п/д страной, как во внутри государствен., так и в м/ународ. плане».

Гос. деят-сть по обеспечению эконом. без-сти страны включает: 1. объективный и всесторонний мониторинг эк-ки и об-ва для выявления и прогнозирования внутр. и внеш. угроз жизненно важн. интересам объектов эконом. без-сти; 2. разработка комплекса оператив. и долговремен. мер по предупреждению и нейтрализации внутр. и внеш. угроз; 3. организация работы по реализации комплекса гос. мер по обеспечению эконом. без-сти. Реальным механизмом контроля за реализацией гос. политики в области обеспечения эконом. без-сти явл-ся мониторинг эконом. без-сти. Цели: 1. создание гос. сист. мониторинга состояния обеспечения эконом. без-сти РФ; 2. оперативное обеспечение органов гос. власти РФ и ее субъектов инф-ей о состоянии угроз эконом. без-сти, их характере, возможных последствиях, прогнозами в этой области; 3. информац. взаимодействие всех органов власти; 4. контроль за состоянием угроз эконом.без-сти страны. Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение задач: 1. разработка организационно-метод. обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку ин­ф-ции с использованием пороговых значений и критериев эко­ном. без-сти; 2. разработка механизма получения инф-ции о состоянии угроз эконом. без-сти; 3. оперативный анализ поступающей инф-ции в целях предупреждения угроз эконом. без-сти, обеспечение инф-ей о действиях органов власти в целях скорейшего и эффективного устранения их последствий. В «Доктрине информац. без-сти РФ», утвержденной Президентом РФ 9.09.2000г., особое внимание уделено обеспечению ин­формац. без-сти в области эк-ки страны. Мерами по обеспечению информац. без-сти: 1. организация и осуществление гос. контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статист., финанс., биржевой, налоговой, тамож. инф-ции; 2. коренная перестройка сист. гос. статист. отчетности в целях обеспечения достоверности, пол­ноты и защищенности инф-ции; 3. разработка нац. сертифицир. средств за­щиты инф-ции и внедрение их в сист. и средства сбора, обработки, хранения и передачи статист., фи­нанс., биржевой, налоговой, тамож. инф-ции; 4. разработка и внедрение нац. защищенных систем электрон. платежей на базе интеллектуальных карт, сис­тем электрон. денег и электрон. торговли, стандартизация этих систем, а также разработка норматив. прав.базы, регламентирующей их использование; 5. совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в сист. сбора, обработки, хранения и передачи эконом. инф-ции

 

 

12.. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, экологические и др.

ЧС - обстановка на опред. территории, сложившаяся в рез-те аварии, опасного природ. явления, катастрофы, стихийного бедствия, которая м/т повлечь за собой челов. жертвы, ущерб здоровью людей или окруж. природ. ср., значит. матер. потери и нарушение усл. жизнедеят-сти лю­дей. Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Авария — повреждение станка, системы энергоснабжения, обо­рудования, транспорт. ср-ва, здания, которое м/т сопро­вождаться взрывами, пожарами, выбросом или разливом АХОВ и РВ, не повлекшее за собой знач. матер. ущерба и серьезных челов. жертв.

Характер источника ЧС - природный, техногенный, биолого-соц., военный. ЧС м/о класс-ть по причинам: 1) стихийные бедствия - опасные природ. явления или процессы, приводящие к нарушению уклада жизни знач. групп нас., чел. жертвам, матер. потерям - землетрясения, наводнения, цунами, извержения вулканов, селевые потоки, обвалы, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, лавины, засухи, длит. проливные дожди, сил. устойчивые морозы, эпидемии. Причины стихийных бедствий: быстрое перемещение вещества (землетрясения, оползни); высвобождение внутриземной энергии (вулкан. деят-сть, землетрясения), повышение водного уровня рек, озер, морей (наводнения, цунами), воздействие необычайно сильного ветра (ураганы, циклоны). 2) техногенные катастрофы - внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов с серьезными нарушениями производ. процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, групповой гибелью людей. Причинами техноген. катастроф: воздействия природ. факторов (стихийных бедствий), проектно-производ. дефектов сооружений, нарушения технологии, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т.д. 3) антропоген. и эколог. катастрофы - изменение биосферы, вызванное действием антропоген. факторов, порождаемых хоз. деят-тью чел-ка и оказывающее вред. влияние на людей и окр. среду (загрязнение почвы тяжелыми метал. (кадмий, свинец, ртуть, хром и др.), загрязнение атмосферы хим. веществами, шумом, кислотные дожди, загрязнение и засорение водных ресурсов. 4) социально-полит. конфликты - острая форма разрешения противоречий м/у гос-ми с применением соврем. средств поражения (военно-полит. конфликты и межнац. кризисы). По скорости распространения опасности ЧС: 1) внезапные (землетрясения, взрывы, транспорт. аварии); 2) стремит. (пожары, аварии с выбросами газообраз. в-в); 3) умерен. (паводки, извержения вулканов, аварии с выбросами радиоакт. В-в); 4) плавные (засухи, эпидемии, загрязнения почвы и вод);

По масштабу распространения ЧС: 1) локальные (ограничены одним объектом нар. хоз-ва); 2) мест. (в пределах нас. пункта, города, области); 3) регион. (в пределах неско-их областей); 4) нац. (охватывают неск-ко эконом. районов, республик); 5) глобал. (последствия выходят за пределы страны).

 

 

13, Концепция национальной безопасности РФ.

На современном этапе - Концепция национальной безопасности РФ (утверждена указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, новая редакция указа президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) – система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. Здесь сформулированы важнейшие направления гос. Политики РФ. В начале рассматривается взаимоотношение России с мировым сообществом (акцент на формирование международных отношений и перспектив их развития). Национальные интересы России – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах. Рассмотрены и угрозы национальной безопасности России: угроза экономики которые имеют комплексный характер, стагнация аграрного сектора, разбалансирование банковской системы и др., которые представляют угрозу федеративному устройству и социально экономическому укладу страны. Серьёзная угроза – криминализация общественных отношений в процессе реформирования социально политического устройства и экономической деятельности. Намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, обеспечение суверенитета и территориальной целостности, подъём экономики страны, преодоление научно – технической и технологической зависимости, совершенствование системы гос. Власти. Чётко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности. Можно выделить также охрану окружающей среды, прогнозирование и предупреждение, ликвидацию последствий ЧС.

 

 

Оператор представляет собой одно из звеньев системы «чело­век - машина». Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправнос­тей, прием и передачу информации, исполнение той или иной команды и т. д.

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Естественно, что там, где работает человек, появляются ошибки. Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания.

Для того чтобы у работающего не возникало желания делать выбор между опасным и безопасным способами деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основ­ные принципы правильного поведения руководителей.

Успешность деят-ти оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспеч. требуемого кач-ва деят-ти за заданное вр. работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Для обнаружения и идентификации сигналов нужна согласов.работа анализаторов, памяти и мышления. Для правил. реш. необходимо создание комплекса гипотез, выбор из них эталонной гипотезы, а потом уже - принятие и реализация программы действия. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит вр., сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - требует определен. уровня эмоцион. устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполн. слож. действий. П/д очередной проверкой знаний по ОТ руководит. и специалистов организуется спец. подготовка с целью углубления знаний по важ.-во­просам ОТ (семинары, беседы, консультации и др.) О дате и месте проведения проверки знаний работник д/б предупрежден не позднее чем за 15 дней. Приказом руководит. предпр-ия создается комиссия по проверке знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ия. В комиссию входят руководит. и спец-ты службы ОТ, гл. спец-ты (энергетик, технолог), представители профсоюза, гос. инспекторы по ОТ. Рез-ты проверки знаний по ОТ руководит. и специалистов предпр-ий оформляют протоколами. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по ОТ руководит. и спец-тов предпр-ий осущ-ет Гос. инспекция труда.

 

15. Медицинское обеспечение и помощь в чрезвычайных ситуациях.

К мед. средствам индивид. защиты отн-ся: аптечка индивид. (АИ-2), индивид. противо­хим. пакет ИПП-8, 10 и пакет перевязочный индивид. (ПП). Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направл. на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему, оказывается немедиц. работниками или самим пострадавшим. Условия: 1. доврачебную помощь м/т оказать каждый работник; 2. на каждом предприятии, в цехе, участке, отдел. помещениях и в специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи; 3. руководитель лечебно-профилакт. учрежд. должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи. Определ. порядок: 1. быстро, но осторожно осмот­реть пострадавшего непосредственно на месте, оценить окруж. обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора. 2. нужно немедленно пре­кратить действие повреждающих факторов и удалить пострадавшего из неблагопр. усл., в которые он попал. Прежде чем приступить к оказанию помощи нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего, после остановить кровотечение, провести искусств. дыхание, на­ружный, массаж сердца, наложить повязку и т. п. Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти. В процессе оказания доврачебной помощи мак­симально защитить пострадавшего от охлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное уч­реждение.

17. Методы оценки тяжести труда.

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: ст. 212 и 214 ТК устанавливает обязанности работодателя и работника в области охраны труда. Установлены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Методы оценки тяжести труда обоснованы в нормативных правовых актах: гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные правила и нормы Минздрава России. Система строительных норм и правил Госстроя России и системы стандартов.

Оценка и нормирование раб. нагрузки и условий труда (УТ) проводятся применительно к различным формам труд. деят-­ти. Самые общие формы – физич. и умственный труд в своей основе имеют четкое преобладание физич. или умствен. компонента работы. Класс-ция включает 5 форм: 1) формы труда, требующие значит. мы­шечной активности и выс. энергозатрат (ЭЗ); 2) групповые и конвейерные фор­мы труда с однообразными операциями в заданных темпе и ритме (монотонный труд); 3) механизированный труд; 4) автоматизированный труд; 5) формы труда со значит. ограничениями двигат. ак­тивности (гипокинезией). Уровень физ. нагрузки опред-ет тяжесть труда, нервно-психической - его напряженность. Особые формы нагрузок создаются воздействием вред. и опас. факторов на РМ (вредность и опас­-ть труда). В сумме тяжесть, напряж-ть, вредность и опас-ть труда опред-ют психофизиолог. цену деят-ти, затраты организма. Нормирование раб. нагрузки закл-ся в установлении нормативов для факторов, отделяющих тяжесть, напряж-ть, вредность и опас-ть труда. I - легкие физ. работы, выполняемые сидя и не требую­щие напряж. с ЭЭ до 139 Вт - категория Iа и легкие физ. работы с некоторым физ. напряж. при ЭЗ 140.. 174 Вт – категория Iб; II – физ. работы средней тяжести с ЭЗ 175...290 Вт, которые подразд-ся на IIа (175...232 Вт-работы связанные с ходьбой, перемещением изделий весом до 1 кг и требующие определ. физ. напряж.) и II6 (233...290 Вт - работы, выполняе­мые стоя, связанные с ходьбой, переноской тяжестей до 10 кг и сопровождаемые умеренным физ. напряж.); III - тяжелые физ. работы с ЭЗ более 290 Вт в процессе систематич. физ. напряж. - при постоянных передвижениях и переноске тяжестей более 10 кг. Физиолог. методами оценки тяжести труда явл-ся измерение потребления О2 в процессе труда, расчет энергетич. обмена по полному пищевому балансу и т.д. Напряженность труда оценивается по величине нервно-психической нагрузки (числу объектов наблюдения, темпу и частоте движ.) и по реакциям организма на нагрузку (по частоте пульса и его вариативности). Количеств. оценка тяжести и напряж-ти труда применя­ется при установлении доплат при работе в усл., не отвечаю­щих нормативным. УТ делятся на 3 класса: 1-й – оптимал. (односменная работа в оптимал. мик­роклимате и при отсутствии опас. и вред. факторов); 2-й - допустимые (при допуст. знач. параметров микроклимата и концентрациях вред. факторов ниже ПДК и ПДУ); 3-й – вред. и опас. (при превышении ПДУ и ПДК вред. факторов и физ. перегрузках). Оценка проводится в баллах. При тяжелых и вредных УТ (2...6 баллов) доплаты составляют 4...12 %, при особо тяжелых и вред. УТ (6,1..10 и более баллов) доплаты увелич-ся до 13...24 %.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.