Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к решению проблемы условий и движущих сил развития в зарубежной психологии( С.Холл, А.Геззел, К.Бюллер, гештальтпсихология, В.Штерн, А.Валлон)




С.Холл считал, что ребенок в своем развитии повторяет развитие человеческого рода.

Формулируя общий закон детского развития, А Геззел обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом. Чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что стоит за этим изменением, А.Геззел так и не ответил. Метод, которым он пользовался, в результате сводил к росту.

К.Бюллер предложил теорию 3 ступеней развития. Эта концепция базируется на 3 понятиях, обозначающих ступени развития, таких как: инстинкт, дрессура, интеллект. Основная движущая сила развития поведения, по К.Бюллеру, - переход удовольствия «с конца на начало».

А.Валлон постулировал, что для выявления причин развития ребенка необходимо изучать возникающие в ходе его развития: конфликты, противоречия. Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мнению А.Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее.

В.Штерн считал, что психическое развитие – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

 

7. Концепция психического развития в бихевиоризме. Законы научения. Методы исследования (И.П.Павлов, Дж.Уотсон,ЭТорндайк, Б.Скиннер).

Методы бихериоризма: объективное наблюдение, эксперимент.

На развитие бихевиоризма повлияли следующие идеи И.П.Павлова: характерности приспособительной деятельности для всего живого, условного рефлекса и связи зависимых и независимых переменных.

В ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Возникла ассоцианистическая концепция научения. Ее авторы – Дж.Уотсон, Э.Газри.

Концепция научения возникла, когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи. В ней главный акцент был сделан на значении подкрепления. Авторы концепции: ЭТорндайк и Б.Скиннер.

Законы научения Торндайка:

Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула.

Закон подкрепления или эффекта – научение происходит только при условии подкрепления новой реакции.

Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее подкрепления.

 

8. Эволюция теории соц.научения: 1 поколение – Н.Миллер, Дж.Доллард, Р.Сирс; 2 поколение – А.Бандура, Дж.Гервиц; 3 поколение – Ж.Аронфрид, Ю.Бронфенбреннер. Осн.эксперементальные исследования.

Первое поколение

Н.Миллер, Дж.Доллард рассматривали клинический материал. Поведение является следствием первичных (врожденных) побуждений – голод, жажда, боль. Все они могут быть удовлетворены, но не угашены. Подкрепление – то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. Научение – усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека нет соответствующей реакции, то её можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придается большое значение механизированному научению путем проб и ошибок. С помощью подражания уменьшается кол-во ошибок. Механизмы у человека и животного одинаковые.

Второе поколение

А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.

Третье поколение

Социализация, по мнению Дж. Аронфрида, не может опираться только на поощрение. Общество передает ребенку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребенка. Научение не могло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.

Ю.Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть проверены в длительных исследованиях естественного хода детского развития. В них должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.