Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления




Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Развитие детского психоанализа в работах М.Клен и А.Фрейд.

Проблема периодизации психического развития и подходы к ее решению в зарубежной психологии (общая характеристика).

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Все схемы периодизации Выготский разделил на три группы по их теоретическим основаниям.

I. Соотнесение психического развития ребенка с другим про­цессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образователь­ных ступеней).

Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

II. Критерий — один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3.Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в осно­ве развития.

З.Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания и т.д.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.
Периодизация Колберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

III. Внутренние закономерности провеса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).

З.Фрейд разработал метод психоанализа, который позволил создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

Развитие личности состоит в становлении ее структуры:

ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду – любая телесная потребность

ЭГО – Я - прижизненное образование.

СУПЕРЭГО - Сверх я - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители

Со своими сотрудниками М.Клен начала психоанализ маленьких детей в возрасте 2 лет. Она использовала игру в куклы в качестве заместителя свободных ассоциаций взрослых.

В своей психоаналитической практике А.Фрейд дополнила обычный подход «через речь» изучением невербального поведения ребенка. Игра детей также считалась важным компонентом в исследовании скрытых переживаний ребенка. Позднее, в зарубежной психологии игровая терапия стала стандартной процедурой детской психоаналитической практики.

З.Фрейд трактовал отношения ребенок-общество (взрослый) и вывел основные принципы: Общество – источник всевозможных травм; Отношения «ребенок-взрослый», « ребенок-общество» с самого начала антагонистические; Проблема включения ребенка в общество – проблема социализации личности.

Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.

Развитие процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго.

 

стадия возраст Психосоц-ый кризис Сильная.сторона
оральная 0-1 год Базовое доверие - недоверие Надежда
анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение сила воли
фаллическая 3-6 лет Инициативность - вина цель
латентная 6-12 лет Трудолюбие - некомпетентность компетентность
Подростк. возраст 12-19 (20) лет Гармоничная идентичность - диффузная идентичность верность
молодость 20-35 лет Близость - изоляция любовь
зрелость 35-60 лет Продуктивность - застой забота
старость 60 и старше Эго-интеграция - отчаяние мудрость

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.