Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионал в системе педагогического образования




 

В этой проблеме есть три ключевые позиции, они разные, но взаимообусловленные и подводящие итог тому, о чем у нас шла речь выше. Итак: для чего каждому специалисту необходимо педагогическое образование? Что оно собой представляет? Как осуществляется? Причем представление названных позиций является действительно ключевым и для тех, кто данное образование обретает, и для тех, кто этот процесс организует и поддерживает, т. е. и для студентов, и для преподавателей.

Обратимся к первому вопросу, с которого начиналось наше обращение к читателю. И правда – для чего? Педагогическое образование – прежде всего важнейшая общекультурная, общеобразовательная составляющая в системе профессиональной подготовки любого специалиста.

Педагогическая образованность ни в коей мере не сводится лишь к простой совокупности выученных знаний об обучении и воспитании. Она ориентирует специалиста на их практическое применение, представляя собой «живое знание» (В.П. Зинченко), необходимое для понимания действий, отношений людей, важное для того, чтобы помочь им становиться более образованными и воспитанными. Прежде всего в этом проявляется практическая ценность педагогического образования, содействующего наряду с другими факторами развитию чувства социальной ответственности и его реализации в разносторонней и позитивной активности человека – идет ли речь о его работе, родительских функциях, общении в социуме.

Здесь вновь следует вспомнить и о том, что педагогическая образованность является обязательным элементом компетентности специалиста, особенно руководителя. Необходима и социальная ответственность, и компетентность, чтобы сознательно, по общественному статусу, человеческой потребности или производственной необходимости, брать на себя право влиять на других, на их деятельность, планы, намерения, на состояние и настроение – на их жизнь. Когда они оказываются в прямой производственной зависимости, становятся востребованными педагогические знания и умения, нужные для работы с такими людьми: здесь ответственность как бы оснащается, вооружается педагогически грамотными средствами реализации.

Еще одно обстоятельство, дающее ответ на вопрос, зачем специалисту (пока только студенту вуза) педагогическое образование, связано с его целенаправленностью. В отличие от элементарных педагогических знаний и умений, которыми в большей или меньшей степени владеет каждый человек, почерпнув информацию и опыт прежде всего в различных жизненных ситуациях собственной (в частности, семейной) и жизни окружающих, из художественной литературы, и в отличие от фрагментарности, случайности и неизбежной субъективной окрашенности почерпнутого, в отличие даже от вечных истин народной педагогики, педагогическое образование предлагает систему объективных, выверенных наукой и жизненным опытом представлений теоретического и прикладного характера, предназначенных и предлагаемых для субъективного применения людьми, в помощь им в различных сферах жизни, в том числе профессиональной деятельности.

И еще. Перефразируя известную шутку, мол, все знают, как воспитывать чужих детей, но не знают, как справиться со своими, можно, не очень рискуя ошибиться, утверждать: все знают, как учить и воспитывать других, но менее успешны в работе над собой. Вряд ли стоит обвинять «всех» в нежелании стать лучше. Правильнее говорить о неумении добиваться успеха в столь непростом деликатном деле. Именно педагогическое образование и призвано формировать у специалиста понимание важности и мотивацию, пробуждать желание и вооружать умением работать над собой, идет ли речь о непрерывном общем и профессиональном образовании и повышении квалификации, о систематическом самообразовании или самовоспитании. Самосовершенствование необходимо представителям всех профессий так же, как и его грамотное стимулирование средствами, которыми располагает система педагогического образования.

Что же она собой представляет? О многом уже говорилось в предыдущих параграфах и главах, ответ дадим в общем виде: поддержание специалиста в желании и умении учить и воспитывать других и себя. В ходе педагогического образования эти желание и умение обеспечиваются исходным учебным материалом, своеобразными эталонами в виде предлагаемых на занятиях и для самостоятельного осмысления общих закономерностей и особенностей процессов обучения и воспитания. Последние в профессиональной деятельности специалиста происходят очень сложно, так как совершаются вне традиционных для образовательных учреждений условий специально организованного учебно‑воспитательного процесса (учебная аудитория, оборудование, пособия; расписание; те, кто учит, и те, кто учится; отчетность и пр.), да и содержание никак не регламентировано программами и временем обучения: все индивидуально и нередко ситуативно; к тому же участники процесса – взрослые люди, с разной самооценкой и разным отношением к попыткам руководителя помочь им больше знать и больше уметь. Тем важнее и ценнее возможности педагогического образования, дающего содержательную базу, для того чтобы применять специальные знания в повседневной работе с людьми.

Как же оно осуществляет свою ответственную функцию по отношению к специалисту‑непедагогу? Своей ориентированностью на неразрывную целостность личностного и профессионального. Ориентированность, в свою очередь, реализуется на принципе единства общего, особенного и единичного.

Общее – научность, а также универсальность положений, связанных с многообразием социального существования специалиста как члена общества, труженика, семьянина, когда каждая из этих сторон имеет выраженные педагогические аспекты. Особенное – детерминировано профессиональным своеобразием деятельности, региональными и местными условиями ее осуществления, объективными культурно‑образовательными потребностями профессиональной среды. Единичное определяется реальным статусом профессионала в данном коллективе, качествами личности субъекта и объекта педагогических влияний и его способностью к их восприятию, рефлексией личного (педагогического по сути) жизненного опыта. Такова позиция будущего профессионала в системе его педагогического образования.

В заключение еще раз отметим: в данной ситуации усложняется и позиция (функции, содержание и технология работы, отношения со слушателями), и сам труд преподавателя, которому необходимо обладать умением видеть и пробуждать в каждом студенте активного субъекта достижения его личной, собственной профессиональной образованности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что такое педагогическая образованность?

2. В чем заключается прикладное значение педагогического знания?

3. Какова сущность взаимодействия педагогического образования и профессиональной деятельности?

4. Чем определяется потребность руководителя в педагогических знаниях?

5. Зачем, по вашему мнению, будущему специалисту‑непедагогу нужно педагогическое образование?

 

Литература

 

Основная

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Дополнительная

1. Быков А.В. Качества личности руководителя и успех деятельности. М., 2001.

2. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998.

 

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.