Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства образования




Целенаправленность. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.

Историчность. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно‑технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. Образование неразрывно связано с той социально‑экономической формацией, в рамках которой оно сформировалось и существует.

Функциональность. Образование с социальной точки зрения решает ряд таких важных задач, как:

– передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

– генерирование, распространение и хранение культуры общества;

– социализация личности, формирование ее статусности и интеграция в общество (особенно это актуально для молодежи);

– социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальную мобильность;

– обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

– создание основы знаний для последующего непрерывного образования;

– осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений;

– осуществление социального контроля.[3]

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого‑гуманистической.

Прагматическая функция состоит в следующем:

а) создание условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности;

б) образование является одним из существенных факторов научно‑технического, социального, духовного прогресса общества.

Культуролого‑гуманистическая функция заключается:

а) в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

б) в формировании характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

в) в обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

г) в овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально‑нравственной свободы, личной автономии, счастья;

д) в создании условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Непрерывность. Тот факт, что процесс становления личности сознательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учебных заведениях различных ступеней, в самообразовании, на работе, в общении с родителями и сверстниками, указывает на непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни и обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.

Динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании. Перманентный характер реформирования образования связан с желанием общества сделать его своеобразной моделью если не идеального, то во всяком случае близкого к идеалу способа жизнедеятельности человека. В связи с этим динамичность процессов изменения современного общества обусловливает динамику реформирования им своей образовательной системы, направленной, как никогда ранее, на развитие и образование человека. Таким образом, образование становится способным решать проблему выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации через разработку и осуществление мировым сообществом сценария оптимального для всего человечества и для каждого человека цивилизационного развития в XXI в.

Эффективность. Понятие «эффективность» в самом общем значении обозначает степень приближения к максимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Все это составляет ключевой смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности.

Относительная процессуальная автономность. Образование как процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. Социально‑экономические аспекты в нем представляют как бы верхний этаж, где определяются стратегические цели образования, исходные ценности и методологические позиции.

Таким образом, образование выступает, с одной стороны, как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, а с другой стороны – как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.