Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. 2 страница




Билет 14

 

Методы изучения внимания.

В основном разработаны методики для произвольного внимания. Это метод корректурной пробы – на концентрацию внимания. Методика чисел – на объем внимания. Таблица Бурдона – (зачеркивание букв различным способом) на определение переключение и распределения внимания.

Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Характеристики:
объема - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время;
избирательность - скорость осуществления выбора стимула из множества других (количество), степень соответствия выбора (качеств.);
устойчивость - временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности без отклонения от исходного качественного уровня;
концентрация - по интенсивности помех;
распределение - временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими;
переключение - скорость перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.
Избирательность - корректурные пробы (вычеркивание букв).
Устойчивость - корректурная проба Бурдона, фиксируется изменение скорости выбора.
Концентрация - (та же) с помехами / без помех.
Переключаемость - таблицы Шульте (7 на 7).
Распределение - метод интеллектуальной пробы. Экспериментатор читает ряд чисел. Среди них надо выявить тройки прстых и тройки четных чисел.

 

 

Билет 15

 

Память, ее функции и виды.

Память – ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Виды: по модальности: наглядно-образная, эмоциональная, словесно-логическая;

по длительности сохранения: долговременная, кратковременная, оперативная, промежуточная,;

по целям деятельности: произвольная, непроизвольная;

по преобладающему анализатору: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Ассоциативные механизмы памяти: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Виды памяти.

Три вида: словесно-логическая, образная и эмоциональная.

Словесно-логическая – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику.

Образная – память на представления. Выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и др.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. •

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность' удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяете по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно1 воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Свойства. Объем и точность.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

 

 

Билет 16

Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти.

Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

В кратковременной памяти возникают эйдетические образы – образ виденного сохраняется в сознании целиком, сохраняется цвет и устойчивая форма.

В долговременной памяти запечатление происходит под сильным эмоциональным впечатлением.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения.

Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события

Произвольное запоминание – возникло в трудовой деятельности, чаще свего человек прибегает к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают дословное, близкое к тексту и смысловое.

По характеру связей выделяют механическое и смысловое запоминание.

Закономерности запоминания:

1. по цели. 2. по средству предъявления материала. 3. по логической структуре. 4. по организации процесса заучивания.

Сохранение. Более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Воспроизведение. Воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.

Включает в себя три уровня: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

1. Быстрое запоминание – быстрое забывание.

  1. Медленное запоминание – медленное забывание.
  2. быстрое запоминание – медленное забывание.
  3. медленное запоминание – быстрое забывание.

 

Билет 17

Методы изучения памяти.

Г. Эббингауз и его продолжатели (Мюллер, Пильцкер, Шуман) их изучение памяти было построено на учении об ассоциациях. Метод бессмысленных слогов из трех букв. Бине и Бюлер выдвигали на передний план смысловое содержание. Метод числовых рядов на определение объема кратковременной памяти. Карта Сперлинга на зрительную память. Числа рядов на сложение на слуховую память. Осмысленность в запоминании – пары слов зачитываются, затем по первому слову воспроисводится второе. Избирательный характер памяти – ряд слов прочитывается, затем производится. На осмысление – зачитываются слова, потом зарисовываются, затем по картинке производятся.

Эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше.

 

 

Билет 18

 

Приемы эффективного запоминания материала.

1. заучивать с желанием знать и запомнить.

  1. ставить цель запомнить надолго.
  2. начинать повторять до того, как материал начинает забываться.
  3. заучивать и повторять небольшими частями.
  4. пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением, смысловой группировкой.
  5. чередовать по сложности.
  6. во время заучивания желательно делать записи, картинки, схемы, диаграммы, графики, делать сравнения с тем, что знали раньше.
  7. выучивать заранее, накануне повторить.
  8. использовать мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание. Составлять фразы, где первые буквы обозначают запоминаемые слова, составлять нелепые смешные фразы и т.д.
  9. запоминая сложный материал воспроизводить вслух.
  10. использовать ассоциации.

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ И НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Тема этого выпуска - эффективность приемов запоминания. Книг по психологии памяти и о тренировке памяти написано много. Примечательно, что собственно тренировке памяти посвящены научно-популярные книги, издаваемые различными школами, в которых читаются курсы по развитию памяти.

Профессиональные психологи (в стенах лабораторий, институтов) больше интересуются не методами развития памяти, а проблемой амнезий - провалами в памяти. Например, почему человек забывает позвонить своему приятелю в назначенное время, почему иногда трудно найти ключи, которые вы сами же куда-то положили, почему не вспоминается название, которое при напоминании оказывается хорошо знакомым, как влияет на память электрошоковое воздействие, различные химические вещества, введенные в организм. Многие подобные опыты проводятся на животных, в основном на крысах. И результаты таких исследований публикуются под общим названием "Психология и нейрофизиология памяти". Однако следует понимать, что хотя такие эксперименты и имеют большое значение, в частности для лечения болезненных нарушений памяти, но вряд ли могут быть использованы в целях улучшения процесса когнитивного (познавательного) обучения человека.

Поэтому в данной статье речь будет идти большей частью о приемах запоминания, описываемых в научно-популярной литературе по развитию и тренировке памяти. Так как именно эта литература ориентирована на здоровых людей, желающих улучшить свою память. Часто научно-популярные книги о памяти пишут психологи, имеющие большое количество научных работ по теме "память".

Допустим, вы купили книгу по развитию памяти. Как определить, являются ли представленные в ней приемы запоминания эффективными? Часто можно встретить такие взгляды на эту тему: мол, что неэффективно для одного человека, может оказаться эффективным для другого. У одних людей лучше развито логическое мышление, у других - образное. Поэтому и приемы запоминания каждый должен подбирать индивидуально. Может быть...

Интересно, что в книгах по развитию и тренировке памяти приемы запоминания никогда не обосновываются, не подвергаются экспериментальной и теоретической проверке. С чем это связано? С тем, что нет критерия для проверки эффективности приемов запоминания, нет представления о том, что такое память вообще, как она работает. Хотя, как будет показано дальше, понимание механизмов памяти позволяет выводить эффективные приемы "на кончике карандаша".

Возьмем для анализа небольшую цифровую таблицу, составленную из случайной последовательности нулей и единиц. Психологи любят такой материал для запоминания, так как "нормальная" память не может запомнить более пяти-девяти единиц информации, и человек для запоминания вынужден использовать те или иные приемы запоминания.

Вот таблица для анализа разных способов запоминания.

0110011010
1011000100
1000101010

Способ первый

Первый способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память. Якобы есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. И есть даже школы развития памяти, которые пытаются обучать такому умению.

Когда говорят о феноменальной памяти, часто имеют в виду именно такой способ запоминания информации. И многие исследования психологов были направлены на выявление механизмов эйдетической памяти и способов её развития.

В частности, хорошо известный всем Шерешевский заявлял исследовавшим его психологам, что он запоминает именно так, что продолжает видеть в своем воображении таблицу с цифрами. И хотя строгие опыты показали полное отсутствие у Шерешевского эйдетических способностей, психологи, судя по их книгам, поверили Шерешевскому, поверили, что он был способен видеть в своем воображении информацию, подобно фотографии.

Правильная мнемоническая техника запоминания позволяет очень быстро запомнить такую табличку. И возникает вопрос: как экспериментатор проверяет способ запоминания? Он ведь не может заглянуть в мозг другого человека! Остается верить словесному описанию подопытного о способах запоминания. И тут все зависит от честности человека (или от его чувства юмора).

Возможно ли запоминание аналогичной информации на основе эйдетической памяти? Хотите, попробуйте сами. У меня есть веские основания сомневаться, что кто-нибудь способен увидеть такую цифровую табличку в своем воображении как фотографию.

Но усилия исследователей-психологов в этом направлении понятны. Как было бы хорошо, ничего не делать, ничему не учиться, а только посмотреть на страницу текста один раз и затем воспроизвести её фотокопию в своем воображении!

А как же эксперименты с детьми-эйдетиками? А вы читали эти работы? Дети-эйдетики запоминали картинки, а не знаковую информацию, которая не вызывает образного отклика в мозге. И картинки достаточно простые, состоящие из небольшого количества образов.

Способ второй

Этот способ запоминания приписывают людям с "художественным складом ума". Можно попытаться запомнить табличку, мысленно вырезав из неё нули и оставив только единички. Вот так.

_11__11_1_
1_11___1__
1___1_1_1_

Оставшиеся единички образуют какой-то рисунок (образ), запомнив и воспроизведя который, человек реконструирует табличку - подставит в дырки нули.

Много ли табличек можно запомнить этим способом? А если табличка будет объемом в машинописную страницу? Эффективность данного способа запоминания очевидна.

Способ третий

Это наиболее любимый способ запоминания в книгах по психологии памяти. Способ основан на укрупнении запоминаемых единиц и, таким образом, на уменьшении их количества.

01100-11010
10110-00100
10001-01010

Действительно, личный опыт каждого подсказывает, что гораздо проще запомнить телефонный номер 3452378, разбив его на части: 345-23-78 (было 7 единиц, а стало всего 3).

"Облегчает" ли такой способ процесс запоминания? Вот именно, что облегчает, не более. Но вряд ли можно назвать такой способ эффективным, когда речь идет о нормальном объеме запоминаемой информации, например, о запоминании телефонной книжки.

Способ четвертый

Можно не только разбить табличку на более крупные блоки. Можно попытаться составить эти блоки из чисел, которые легко запомнить (в мнемотехнике это называется "Приемом привязки к хорошо знакомой информации").

011-0-011-010
101-1000-100
1000-10-10-10

Так как в этом способе используются какие-то элементы настоящей мнемотехники, запомнить табличку становится действительно легко. Но как быть с увеличением объема запоминаемой информации? И как долго вы будете помнить табличку?

Способ пятый

Некоторые психологи на полном серьезе предлагают как способ запоминания насвистывание запоминаемой информации. Нужно "положить" цифры (как стихи) на какую-нибудь мелодию.

0110011010
1011000100
1000101010

"Ноль, один, один. Пауза. Ноль, ноль, один, один. Пауза...

В результате образуется ритмический рисунок, который, несомненно, поможет запомнить табличку. Но я бы не стал называть такой способ запоминания эффективным и, тем более, мнемотехническим.

Способ шестой

Можно разделить таблицу на пятизначные числа и преобразовать каждое двоичное число в десятичное число. Тогда таблица запоминается гораздо легче.

01100 (12) 11010 (26)
10110 (22) 00100 (04)
10001 (17) 01010 (10)

Способ, в принципе, хороший. Запомнить последовательность 12-26-22-04-17-10 совсем легко. Но как быстро преобразовать двоичные числа в десятичные? Допустим, вы этому научились. Но авторы не дают способа запоминания самих десятичных чисел. А если десятичных чисел будет не 6, как в примере, а 66? А как их сохранять в памяти длительное время? А как насчет воспроизведения последовательности?

Способ седьмой

Можно разбить таблицу на цифры и составить слова и фразы из букв, соответствующих цифрам: 0 - нм, 1 - гж. Такой способ запоминания числовой информации (телефоны, исторические даты) рекомендуется практически во всех книгах по тренировке памяти. Живучесть этого "метода" в литературе невероятная! Лучшего способа напугать школьника мнемотехникой и не придумаешь.

0-1-1-0-0-1-1-0-1-0
1-0-1-1-0-0-0-1-0-0
1-0-0-0-1-0-1-0-1-0

НоГа (0-1) ГНома (1-0) НаГло (0-1) ГаНтель (1-0) ЖМет (1-0)...

Да, такой способ запоминания требует изобретательности, прямо поэтического дара! Правда рекомендуется он, как было сказано, в основном для запоминания телефонных номеров и исторических дат.

Способ восьмой

Уже становится тепло. Приближаемся к мнемотехнике. Можно разбить запоминаемую таблицу на ряд двузначных чисел и преобразовать повторяющиеся числа (элементы) в образные коды (образный код - это зрительный образ, закрепленный за определенным числом).

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Получается комбинация всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11.

Для эффективного запоминания числовой информации нужно заранее выучить образные коды двузначных чисел. В данном случае хотя бы четыре кода: 00 - бочки, 01 - еж, 10 - огонь, 11 - Гагарин.

Теперь можно попытаться составить рассказ (метод историй) - излюбленный способ запоминания практически во всех книжках по тренировке памяти. Например: еж (01) поднес зажигалку (10) к другому ежу (01) и зажег на нем два костра (10-10)...

Несмотря на абсурдность этого метода, он помогает запоминать. Правда авторы не осознают и не объясняют, почему происходит запоминание. А запоминается потому, что слова предложения рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении, и образы эти самопроизвольно связываются друг с другом. А это и есть процесс памяти для мозга (произвольное или непроизвольное соединение образов).

Способ девятый

Уже почти мнемотехника. Но пока не осознаются тонкости работы памяти. Как и в предыдущем способе, разбиваем таблицу на двузначные числа, и при запоминании преобразуем их в образные коды.

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Образные коды соединяются в воображении цепочкой (без составления рассказа, истории): на еже - огонь, на огне - еж, на еже - огонь, на огне - огонь...

Очевидно, что повторение образов приведет к путанице. А на самом деле - к стиранию связей уже на этапе запоминания. Поэтому авторы, рекомендующие такой способ запоминания, вынуждены советовать подбирать для одного числа несколько разных образных кодов. Но это снижает скорость запоминания и при увеличении объема информации не спасает - образы неминуемо начнут повторяться.

Способ десятый

Это уже почти правильная мнемотехника. В этом способе нужно знать образные коды чисел от 01 до 99. Сами образные коды используются как "вешалки". И запоминаемые образные коды последовательно соединяются с "вешалками".

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

1. 01 (на еже еж)
2. 10 (на яде огонь)
3. 01 (на ухе еж)
4. 10 (на чае огонь)
5. 10 (на обоях огонь)
...

Такой способ запоминания достаточно рационален, он обеспечивает хорошую скорость запоминания и большой объем (до 100 чисел). Но если нужно запомнить 300 чисел? Тогда "вешалок" не будет хватать. А если вы захотите запомнить на "вешалки" другую информацию, тогда предыдущие сведения будут стерты из памяти.

Поэтому такой способ запоминания подходит лишь для тренировок и для демонстрации "фокусов" с памятью.

Способ одиннадцатый

Мнемотехнический способ запоминания (общий случай запоминания длинного числового ряда).

В этом способе мы будем исходить из понимания того, что запоминание для мозга - это образование связей. А соединить числа с чем-то мы можем только тогда, когда преобразуем числа в образные коды (процесс кодирования). В этом случае процесс запоминания (соединение в воображении нескольких элементов информации) можно полностью контролировать.

Образные коды должны быть фиксированными, всегда одинаковыми. В противном случае вы не сможете искать в своей памяти информацию с одинаковыми элементами. Фиксированные образные коды гораздо легче запоминаются и припоминаются.

Соединять образные коды вместе не рекомендуется, значит, для долговременного запоминание не подойдут в качестве "вешалок" сами образные коды (как в предыдущем примере). Тогда для фиксации последовательности образных кодов необходимо заранее (или в процессе запоминания) создать четкую последовательность вспомогательных образов. Проще всего это сделать методом Цицерона (см. учебник и словарь мнемотехники на сайте).

Для формирования системы опорных образов можно использовать комбинацию любых методов запоминания последовательности. Метод Цицерона не самый рациональный, так как часто трудно "найти" в квартире или на улице необходимое количество образов.

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Вспомните входную дверь своей квартиры и соедините с ней ежа (в дверь вмонтирован еж). Вспомните выключатель в коридоре и соедините с ним образ "огонь" (выключатель горит). Вспомните вешалку в коридоре и соедините с ней образ "еж" (на вешалке - еж). И так далее.

Образы могут часто повторяться, это не испортит запоминание. Главное, чтобы не повторялись вспомогательные (опорные) образы.

Способ двенадцатый

Наиболее рациональный способ запоминания именно этой таблички

Запоминаемая табличка должна рассматриваться нами не как случайная последовательность чисел, а как отдельная информация, состоящая из нескольких элементов. В практических целях не приходится запоминать подобные таблички. В основном запоминаемая числовая информация это: телефонные номера, пароли, исторические даты, данные таблиц, числа в тексте. Числа всегда с чем-то связаны. Так, числа телефонного номера всегда связаны с "хозяином" телефонного номера, числа даты всегда связаны с событием.

Анализируемая табличка ни с чем не связана, числа таблицы ни к чему не относятся. Значит, для долговременного запоминания (вдруг кому-то захочется протестировать вашу память через пять лет) необходимо ввести элемент, аналогичный "хозяину" в телефонном номере.

Например, мы можем привязать табличку к названию этого выпуска рассылки, на случай, если вас спросят: "А вы помните табличку из статьи "Эффективные и неэффективные методы запоминания?"

Любая запоминаемая информация - это последовательная связь нескольких элементов, в которых всегда есть главный элемент (этот образ называется "основа ассоциации") и другие элементы (эти образы называются "элементами ассоциации"). Основы всегда должны быть разные, а вот элементы, которые записываются на основах, могут повторяться.

Итак, наша задача запомнить следующее:

"Эффективные и неэффективные способы запоминания - 011001101010110001001000101010"

Для сокращения количества запоминаемых элементов целесообразно разбить табличку на ряд трехзначных чисел. Образные коды трехзначных чисел есть в справочнике на сайте.

011-001-101-010-110---001-001-000-101-010

Мал. оЖоГ (011)
МаНЖет (001)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)
ГиГаНт (110)

МаНЖет (001)
МаНЖет (001)
МаНоМетр (000)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)

Создадим основу будущей ассоциации (из которой выделим пять частей) и дополнительный образ (из которого выделим пять частей).

Искусство запоминания словесной информации заключается в выработке умения быстро кодировать в образы фразы и предложения. Например, в данном случае, нужно преобразовать в образ словосочетание "Эффективные и неэффективные методы запоминания". Образ должен быть подобран так, чтобы вы могли по образу дословно вспомнить фразу.

Можно закодировать предложение так: пистолет - символ эффективности, кулак - символ меньшей эффективности. Лучше это соединить в одну картинку: рука держит пистолет. По этой картинке вы легко сможете реконструировать (построить) фразу "Эффективные и неэффективные методы запоминания".

Теперь представьте образ "пистолет" и последовательно выделите в нём пять других образов, создавайте связи с образными кодами чисел.

Пистолет

Ствол - на нем след ожога.
Мушка - намотан манжет.
Курок - круглый, как гонг.
Ручка - сквозь неё проникают ножницы.
Обойма (можно извлечь) - гигант (например, снежный человек)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.