Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активизация учебной деятельности младших школьников. Правила стимулирования




Мотив как движущая сила учения. Пути, способы, средства формирования интереса.

Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов,

средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют

мотивами совместно учителя и ученики.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и

направляют различные мотивы:

• чувство долга,

• желание получить похвалу учителя,

• боязнь наказания,

• привычка выполнять требования взрослых,

• познавательный интерес,

• честолюбие,

• стремление утвердиться в классе,

• желание порадовать родителей,

• желание получать «пятерки»,

• желание получить награду.

Интерес — это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для

формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

• увлеченное преподавание,

• новизну учебного материала,

• историзм,

• связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и

ориентациями школьников,

• использование новых и нетрадиционных форм обучения,

• чередование форм и методов обучения,

• проблемное обучение,

• эвристическое обучение,

• обучение с компьютерной поддержкой,

• применение мультимедиа-систем,

• использование интерактивных компьютерных средств,

• взаимообучение (в парах, микрогруппах),

• тестирование знаний, умений,

• показ достижений обучаемых,

• создание ситуаций успеха,

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

• создание положительного микроклимата в классе,

• доверие к ученику,

• педагогический такт и мастерство педагога,

• отношение педагога к своему предмету, ученикам,

• гуманизация школьных отношений и т.д.

Запомним, что самым важным, самым престижным мотивом учения является

познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником.

Интересы возникают под влиянием потребностей, существуют в неразрывной связи с

ними, зависят от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений,

сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к

учителю.

 

Стимулировать – значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний, внутренних или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления ее применялось такое же простое средство – принуждение в различных формах, в том числе и телесные наказания. Нынешний ребенок, как свободная, независимая личность, защищенная правами, требует иного подхода.

Учение для школьника – трудное дело. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Нередко оказывается, что умом он все понимает, но его интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда он ищет и находит оправдание для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае все решают правильно подобранные стимулы. Выбор и применение их в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребенка, его потребностей и желаний – ключ к правильному решению всех проблем.

Призыв изучать учеников приобретает новый смысл – изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.

 

Подытоживая, подчеркнем, какое громадное значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание – стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходя из их природы.

 

Правила стимулирования

 

Стимулы, которые мы советуем находить и применять учителям опираются на деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий, исключают открытое давление и грубое принуждение. Итак:

1. Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик – главный вопрос для учителя. Надо понять, что важно не только то, чего желаем мы, но и то, чего хочет ученик. Не будем пытаться его переделывать: он не виноват в своих желаниях. Вспомните великий принцип природосообразности – все в соответствии с природой. Потому лишь изменяйте направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

 

 

2. Сравнивайте, приводите примеры. В рассказе А. Чехова «Дома» повествуется о мальчике, который начал курить. На него не действовали ни просьбы, ни уговоры отца: он пропускал все это мимо ушей. Но когда отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц из-за курения заболел и умер и его царство погибло, мальчик неожиданно заявил, что больше «никогда не будет курить».

3. Заставляйте учеников страстно чего-то желать. Пусть даже это будут поначалу желания, которые не совсем согласуются с вашими намерениями. Главное, чтобы они возникли и вы смогли бы опереться на них. Подталкивайте своих питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические (деловые, жизненные) потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные стимулы для мобилизации их усилий.

4. Пытайтесь понять. Понять – значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять ученика, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересующихся. И хотя это давно всем известная истина, учитывать их интересы мы так и не научились. Есть врожденная любознательность, природные наклонности. Их почему-то называют побочными. Но именно широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей к яркому образу, красивой форме.

5. Говорите о том, что интересует детей. Точнее с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ученики. Не бойтесь признать свою неосведомленность в некоторых вопросах, пусть дети станут вашим «учителем». Пишите крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена в чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.

6. Используйте намерения, возникающие, как правило, на основе потребности. Например, третьеклассник твердо решил стать десантником. Он уже записался в секцию, ходит на тренировки. Подумайте, что будет, если вы отвергнете его намерения. Гораздо разумнее помогать: ведь часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов и ученик не задумывается – хватит ли у него сил, знаний, умений и времени, чтобы осуществить желаемое. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилий, – научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

7. Поощряйте желание добиться признания. Оно всем людям свойственно. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие. Ваша задача – помочь ребенку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он вступит в «битву с врагами». Знайте, что 75 % школьников – именно те, у кого повышенная тревожность; они ждут вашего одобрения и сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.

8. Показывайте последствия совершаемых поступков. Дети не научены становиться на точку зрения другого, ясно представлять его переживания. Не научены оценивать последствия совершаемых ими поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своим питомцам, он получит дополнительный весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

9. Признавайте достоинства. Вызывайте у ребенка энтузиазм и развивайте все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, подольстите ему: этот безобидный обман может вызвать у вашего питомца прилив новых сил. Лучше, конечно, если вы искренне оцените его достижения. Но у педагогов так много подопечных, что найти порой единственно верное, безобидное слово бывает очень не просто. Но – надо! Всегда предпочтительнее хвалить, чем хулить. Не скупитесь на похвалу, отмечайте достоинства, даже не существующие, авансируйте положительные сдвиги. Тогда у воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть.

10. Одобряйте успехи. «Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим, но и всем, кто старается. Разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производит в таких случаях мощное влияние на слабоуспевающих.

Потребность в достижении успеха – важный мотив, нередко затмевающий все остальные желания. Следует отказаться от стереотипов, искажающих значение личного успеха, и, идя в класс, помнить: если поощрение за успех будет сильнее наказания за неудачу, мы постепенно выработаем неизменное стремление к нему. В противном случае появятся ученики, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители, не стыдили учителя.

11. Сделайте работу привлекательной. из ошибок учащихся, точнее вашего к ним отношения, можно извлечь немало пользы. «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне тоже казалось…», «Раньше я думал, что…» Действуйте так, чтобы их ошибки казались им легко исправимыми, чтобы то, к чему вы их побуждаете, казалось делом нетрудным. «Спасибо, дети, вы мне сегодня помогли», – благодарит после урока своих шестилеток Ш. Амонашвили.

12. Стимулирование требованием. Говорите иногда: «Надо!» Хотя этот стимул несколько поистерся, его возможности далеко не исчерпаны. Обязательно придавайте ему личностную направленность: «Тебе надо, Саша! Ты мужчина!» Школьник должен испытывать удовлетворение от того, что, преодолевая трудности, поступил как подобает взрослому, он должен быть горд, что дело сделано. Это обязательное дополнение к «надо!»

13. Используйте мнимые запреты. Дети любят поступать вопреки указаниям. Можно посоветовать использовать прием запрета на выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена быстро и качественно. К умению оценить и использовать ситуацию следует отнести и различные приемы управления качеством работы. Чтобы его повысить, тормозите желание на наивысшей точке, сдерживайте порыв, добиваясь тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных качеств.

14. Дайте ученику шанс. Примените метод – будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед ним задаче нет ничего трудного. Дайте ребенку понять, что вы верите в его способности, и он будет делать все, чтобы добиться успеха.

Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли психологи в одной из американских школ, объявившие вдруг классу и учителю, что наивысшие баллы получили несколько учеников из числа отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, те существенно повысили свою успеваемость и, по данным тестовых испытаний, вошли в лидирующую группу класса.

15. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно желание изменить это положение. Такое стремление следует поощрять, активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая малейший сдвиг в сторону улучшения. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер, но личностное самолюбие, как правило, игнорируется. Включите его, заставьте школьника сказать о себе: «И я не хуже других!»

16. Показывайте достижения. Стимулом к прилежной учебной работе является объективная информация о достижениях ученика в сравнении с другими в классе, школе. Педагоги, использующие этот прием стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учебе. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости» придают чувство уверенности и удовлетворения собой. Важна не столько похвала учителя, сколько позитивная поддержка его. Детям необходимо знать, насколько они продвинулись. Информация об этом должна доходить вовремя. Контрольная (или конкурс) в среду, а сообщение о результатах в четверг – это вовремя; месяц спустя – бесполезно.

17. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите! Похвала должна быть спонтанной, ее не планируют, не назначают по расписанию. Не превозносите рутинную, а тем более плохо выполненную работу. В таком случае похвала становится оскорблением и того, кто ее сделал, и того, кто хвалит. Она должна быть конкретной, точно адресованной. Четко скажите, за что говорите «спасибо», чем обрадованы. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, а вид при этом угрюмый, учащийся скорее всего не поверит ему.

18. Критикуйте сопереживая. Используйте при этом:

• подбадривающую критику («ничего, в следующий раз сделаешь лучше; на этот раз не получилось»);

• критику-аналогию («когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку, ну и попало же мне тогда от учителя»);

• критику-надежду («надеюсь, в следующий раз ты выполнишь это задание лучше»);

• критику-похвалу («работа сделана хорошо, но только не для этого случая»);

• критику-сопереживание («я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое, ведь работа-то не выполнена…»);

• критику-сожаление («я очень сожалею, но должен сказать, что работа сделана некачественно»);

• критику-смягчение («наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…»).

19. Создавайте хорошую репутацию своим ученикам. Особенностью воспитания детей в еврейских семьях является выражение одобрения за малейший успех. Там мать или отец семейства никогда не скажут, что их ребенок ленив, неспособен, неряшлив. Они хвалят его постоянно, создавая тем самым комплекс превосходства, заставляя ребенка тянуться к идеалу. В школах педагоги тоже создают ученикам хорошую репутацию, которую те стараются оправдать. В этом, кажется, главный секрет еврейского воспитания, которое в подавляющем большинстве случаев достигает успеха.

20. Поощрения должны высказываться открыто и не мимоходом. Чаще прибегайте к ним. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко устранима, действуйте так, чтобы все, на что вы побуждаете своих учеников, казалось им нетрудным. Пусть поверят в собственные силы, тогда они сделают все, что вы им предложите. Присваивайте титулы, звания, облекайте высокими полномочиями успешно работающих учеников. Не скупитесь! Некоторые так ждут вашего признания, что сделают все, лишь бы оказаться замеченными.

Активизация – побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.